Формирования монологической речи обучающихся 6-8 классов на уроках английского языка


Формирования монологической
речи обучающихся 6-8 классов на уроках английского языка
учитель английского языка
Того Н.В.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.
Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
1. Повысить эффективность и качество обучения по предмету.
2. Реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
3. Обеспечить визуализацию учебной информации;
4. Развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;
5. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий неоспорима. ИКТ - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Обучающиеся зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный школьный учебник. Компьютер на уроках выполняет и функции рабочего инструмента, и функции учителя.
Одной из наиболее эффективных форм представления учебного материала на уроках является мультимедийная презентация. Используя данную форму, я представляю материал как систему ярких опорных образов. Считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Цели использования ИКТ на уроках английского языка:
- повышение эффективности и качества обучения учащихся по предмету;
- формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;
- развивать творческое мышление и уменьшать долю репродуктивной деятельности;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;
- развивать коммуникативные способности на основе выполнения совместных проектов.
Ведущая педагогическая идея  моего опыта:
 - повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества  
   знаний учащихся;
 - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
 - систематическая работа над общим развитием учащихся;
 - осознанный подход учащихся к процессу учения.
Новизна опыта состоит:
- в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
- в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
- в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
Компьютерная программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций.
Преимущества презентации PowerPoint:
- универсальность и простота в сочетании разнообразной текстовой, графической, аудио- и видеонаглядности, возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;
- возможность осуществлять( как опорную поддержку, так и работать в интерактивном режиме;  - возможности( использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);  ( экономии учебного времени (на уроке, при подготовке к урокам). Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики.  
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:
анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи; · изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению говорению (монологической речи) в общеобразовательной школе; · методический эксперимент для изучения особенностей обучения монологической речи; · анкетирование с целью определения эффективности обучения монологической речи на уроках английского языка; · педагогическое наблюдение для определения значения монологической речи в обучении иностранному языку.
Монологическое высказывание может быть разного уровня: 1) слово (словоформа) 2) словосочетание, 3) фраза, 4) сверхфразовое единство 5) текст.
Для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи. Например: · Соедини простые предложения рассказа в сложные; · Закончи высказывания, (используя предложенные варианты); · Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже); · Объясни причину; · Докажи, что; · Выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор; · Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий т.п.
Назначение опор – непосредственно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Применение презентаций на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса
Заключение. 
Что дают информационные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.


15