Использование схем – опор на уроках русского языка в начальных классах
Тема:Использование схем – опор на уроках русского языка в начальных классах
«Рецепт успеха ученика прост: во - первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во - вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Дети, которые приходят к нам в школу, отличаются своей «пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Использованиеопорных схем на уроках – считаю необходимым и важным моментом в своей работе.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблиц. Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и математики, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы? Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, разнообразит урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике. Я работаю по программе «Гармония». Важной отличительной стороной данной программы является ориентирование ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. При проведении уроков русского языка я столкнулась с тем, что при работе над новой темой теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы. Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения. Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается, она больше не нужна.
Что такое опорная схема?
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности. В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы?
Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
ранее усвоенной.
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений, развития речи учащихся. Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем. Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые. А сейчас мне хотелось бы рассказать о моей практической работе по некоторым темам русского языка. Тема «Части речи» Знакомство с группами слов (названия, указатели, помощники) начинаем ещё в 1 классе. Во 2 классе слова – названия - это названия предметов, признаков, действий, количества. Детям трудно определить к какой группе относится слово. Здесь я делаю вот такую карточку 1.. В ней указываю на какой вопрос отвечает слово и что обозначает. В 3 классе, в начале года, группы названий получают свои привычные имена (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное). Причём сразу вводятся названия всех частей речи. Запомнить трудно, особенно слабым. Тут же мы узнаём название слов – указателей (местоимения), (карточка 2), слов – помощников (предлоги, союзы, частицы) (карточка 3). Узнаём о том, что части речи учёные разделили на две группы: самостоятельные и служебные. На стенде карточки с самостоятельными частями речи в верхний ряд, ниже – служебные. Это далеко не вся информация о частях речи. Сейчас мы работаем над тем, как части речи изменяются.
Во второй четверти 3 класса много уроков были посвящены изучению глагола.
Здесь мы учились определять время глагола. Для сравнения , по программе «Школа России» время глагола определяли в 4 классе. Поэтому опять возникла необходимость ввести карточку.- опору. (карточка 4).Здесь я указала приметы каждого времени. Если честно, эту карточку я сделала не сразу. Постоянно, определяя время глагола, повторяли приметы каждого времени, но дети определяли время плохо, часто ошибались. Как только ввела карточку, сразу заметно стало лучше.
Карточка 5. Начальную форму глагола путали с настоящим и будущим временами.
Карточка 6. ( -ться, -тся). Карточка 7. Определение рода и лица у глаголов.
Пример работы над строением слова. Эту карточку – алгоритм мы составили во 2 классе. Карточка 8. Неуверенные в себе дети и сейчас смотрят на эту карточку.
В данный момент, мы начали изучение темы «Члены предложения». Вот моя схема – опора. Она сделана очень давно, ведь главные члены учились находить всегда. Карточка 9
(Название , вопрос, как подчеркнуть).
Схемы – опоры в своей педагогической деятельности я применяла всегда. Но думаю, что они особенно нужны сейчас, когда в разы увеличился объём информации. Применяю их и не только на уроках русского языка, но и на математике. Когда я спрашиваю детей, нужны ли им карточки, помогают ли они им, то всегда получаю утвердительный ответ. Наша задача научить детей учиться. В учебнике очень много памяток, они хороши, мы работаем по ним, но я думаю, что самое главное мы можем преподать ещё и так.