Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление: познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие.
Ведущая образовательная область: коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Образовательные задачи:
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш];
- учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематическое восприятие, совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие памяти;
- развитие мышления;
- развитие внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать внимание;
- формировать алгоритмизацию учебно – практических действий и операций.
Оборудование: игрушка змейка, ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом, зеркало, платочек, мячик.
Ход занятия.
Организационный момент
1.Артикуляционная гимнастика
а. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
б. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
в. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
д. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Повторять 5 -7 раз
е. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
ж. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
з. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
2. Дыхательная гимнастика.
а. «Загнать мяч в ворота»;
б. «сдуть снежинку»;
в. «паровозик свистит»;
г. «фокус»;
д. «охотник идет по болотам»;
е. «кораблик»;
ж. «горох против орехов».
3. Произношение звука [Ш] в слогах.
Ша –ша –ша Аш – аш –ашШо – шо – шо Ош – ош – ошШу – шу – шу Уш – уш – ушШи – ши – ши Иш – иш – ишШа – ша – шо Аш –ош – ашШи – шу –шу Уш –аш – ушШо –ши – шо Ош – иш –ошШу – ша – ша Аш – иш – иш4.Автоматизация звука [Ш] в словах.
Шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шок, шахта, шипит, шакал, шоколад, каша, вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, ушиб.Игра «Назови ласково».
воля – волюшка.
Доля, дума, кума, зима, камень, солнце, хлеб, изба, хозяйка, штаны, мать, тётя, дядя.Физ.минутка
Шуршат на дереве листы
Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)
Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)
Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)
И дождь шуршит (шаги на месте)
А ты садись и не шурши, (Сели на места)
И всё красиво говори.
Игра «Новые слова»
Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка.
Игра «Запомни и повтори» 2 мин
Уши-мыши-лапша-кашаШуба-шило-афиша-шипыИтог занятия:
Игра «Рифмы»
Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)
Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)
Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)
Спасибо за занятие.