Педагогическая мастерская Рефлексивная деятельность
Тема самообразования: «Педагогические условия формирования рефлексивной культуры обучающихся».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ - МАСТЕР - КЛАСС «Приемы рефлексии на современном занятии»
«Отрефлексируй», что ты мыслил, что ощущал ты «от» и «до»,Не бойся, как обычно, если ты скажешь что-нибудь не то.
Любая мысль - к открытью дверца, любое чувство - к мысли путь,Мы все способны - в это верьте - за горизонты заглянуть!
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс.
Научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть. Сократ.
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Евгений Доманский.
Доманский Евгений Витальевич, научный сотрудник лаборатории методологии образования ИСМО РАО.
«Знакомство с участниками»
– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас в нашей мастерской.
– Хочется узнать ваше настроение (Покажите ваши смайлики).
– Слайд солнечный и хмурый пейзаж. У кого такое настроение? Кто хочет немного погрустить?
– Отлично. Настроение понятно, больше позитива – будем работать.
Цель нашей мастерской: Повысить мотивацию преподавателей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся, к овладению разными приемами рефлексии.
А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)
Задачи мастер- класса
- Познакомить с понятием «рефлексия».
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на занятиях.
Актуальность мастер- класса
Структура современного занятия обязательно включает в себя как этап занятия рефлексию.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Татьяна, мое качество терпеливость.
(Представление участников). А теперь Вы.
1.Давыдова Ольги Игоревна
2.Агулова Надежда Михайловна
3.Попилина Елена Петровна
4.Акишева Мария Анатольевна
5.Берсенева Татьяна Владимировна
6.Сорокина Ирина Владимировна
7.Кондесюк Сергей Михайлович
Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то – вниз. Спасибо!
Как сделать занятие живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес? Как сделать процесс обучения таким, чтобы обучающийся ежедневно, выходя из стен филиала, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы обучающиеся соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать современные вопросы, вопросы своего времени?
Сегодня много написано, сказано о том, что мы должны вырастить конкурентоспособного студента. Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только как итог занятия, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах занятия. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того в чем участвуем мы и наши студенты, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали.
Цель рефлексии не просто, чтобы студент ушел с занятия с выставленной оценкой, а мог выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими обучающимися со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?
Предлагаем вам оценить свои знания по данной теме при помощи графических форм представления приёмов рефлексии.
Каждый участник выставляет свой номер на общем листе работы группы. Один педагог от группы озвучивает технику.
1 группа. Техника «График»
Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить свой номер.
Уровень %
Высокий
100
75
Средний
50
25
Низкий
0
1 2 3
1 – понятие рефлексии
2 – приёмы рефлексии
3 – функции рефлексии
2 группа. Техника «Шкалирование»: приём «Линия».
Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставьте свой номер, ответив на вопрос «Используете ли Вы в своей практике техники рефлексии?
Да Нейтральное Нет
Да – использую
Нет – не использую
0 – отношусь нейтрально
3 группа. Техника «Шкалирование»: приём «Лестница»
Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить свой номер.
применяю технологию
использую приёмы
владею понятием
– Показать общую картину группы (1 минута) – вывесить на общую доску.
– А теперь соотнесите свои знания с теоретическим материалом.
Теория (слайд)
Итак, рефлексия это...
В переводе с латинского – «обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).
В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Я приготовила вам кейсы с краткой теорией и практическим заданием для каждой группы.
1группа – рефлексия настроения и эмоционального состояния
2 группа – рефлексия деятельности учащихся
3 группа – рефлексия содержания учебного материала
Общая информация для всех групп
1) Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
– Устная рефлексия (имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей)
– Письменная рефлексия
2. По цели:
– Рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразна в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности).
– Рефлексия деятельности (даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия).
– Рефлексия содержания (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
3. По типу занятия: – После усвоения содержания материала– Промежуточная рефлексия – Контрольная рефлексия – Итоговая рефлексия
4. По форме деятельности: – Индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с учащимся по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
– Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)2) Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С.С. Кашлеву):
– проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
– организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
– коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
– смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
– мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
– коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Линии сравнения методов рефлексии (пример)
Метод рефлексии Цель рефлексии Место в занятии Форма деятельности Функция рефлексии
Кейс 1 группы – рефлексия настроения и эмоционального состояния
1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в педагогическом процессе.
2.Изучите приемы и методы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации.
4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).
Приёмы и методы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ
Назначение метода:
Фиксация уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня или в его конце.
Требования к реализации метода.
Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Необходимое оборудование.
«Дерево», цветные фигуры красного, жёлтого и зелёного цвета.
Порядок реализации метода.
Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево»; («дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось)
КОМПЛИМЕНТ
Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).
Педагог задает алгоритм рефлексии:
• опишите ваше эмоциональное состояние;
• объясните причины положительного настроения;
• зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
• подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
• почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?
• каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?
ОСТРОВА
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ
Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:
• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
• причины состояния;
• оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.
2 группа – рефлексия деятельности учащихся
Кейс 2 группы – рефлексия деятельности учащихся
1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в педагогическом процессе.
2. Изучите приемы и методы рефлексии деятельности учащихся.
3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).
4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).
Приёмы и методы рефлексии деятельности учащихся
АНКЕТА-ГАЗЕТА
На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того, как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
Все у меня в руках!
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы семинара предложить участникам отдельные ответы
перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме.
Голодный или сытый?
Упражнение может проводиться неоднократно в течение курса.
Цель: организация процесса рефлексии. Участники имеют возможность определить, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. Благодаря данному упражнению, преподаватель имеет возможность получить конкретную обратную связь от каждого студента и в дальнейшем учесть их пожелания. Участникам эта процедура покажет, насколько успешно работала группа.
Подготовка и проведение: Преподаватель предлагает тем участникам группы, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемого предмета, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна. Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Преподаватель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».
«ИНСЕРТ»
Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
5) «Уборка в доме» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. Время: 15 мин. Численность: Все ученики Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.
6) «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение:
На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
3 группа – рефлексия содержания учебного материала
Кейс 3 группы – рефлексия содержания учебного материала
1.Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в педагогическом процессе.
2. Изучите приемы и методы рефлексии содержания учебного материала.
3.Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).
4.Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).
1)
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
2)
«Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
***
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
3)
Приём «Таблица – ЗХУ»
Пример таблицы:
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали. Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют? • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
• Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Цели ее применения:1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.2. Пробуждение интереса к получению новой информации. 3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»: – вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы; – перечислите источники информации; – попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;– поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения; – познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя); – ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы; – посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории; – поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.
4)
Синквейн
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Как это делать:Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия___________________ Чувство (фраза)______________Повторение сути_____________
Пример синквейна:
Тайга
Хвойная, зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга!
Берегите!
Организационные формы работы с синквейнами.
Самостоятельно при выполнении домашней работы
Самостоятельно на уроке
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком.
Эта рефлексия называется «ЦВЕТОГРАММА»
– Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму урока по данной схеме».
Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
«Гномик весёлый и грустный»
рефлексия деятельности
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
«лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;
«светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Зачем необходима рефлексия на занятии?
Для обучающихся –
– Подведение итогов (Что узнали? Как работали?)
– Обобщение результатов
– Выяснение впечатлений
– Отметить успехи, достижения
– Обрисовать перспективы движения
Для преподавателя
– Оценка собственной работы
– Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче
Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. Абай
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё, пропащий день.
– Спасибо за работу!