Статья рефлексивная деятельность на уроках географии
Рефлексивная деятельность на уроках географии
Крупнова Т.В.
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Серафимовича
Современный урок географии ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весть спектр значимых деятельностей” (А.В. Хуторской).Рефлексия помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы в знаниях материала, наметить планы на будущее.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
Исходя из функций рефлексии применяется следующая классификация:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния,
-рефлексия содержания учебного материала,
-рефлексия содержания деятельности,
-рефлексия результатов учебной деятельности.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Соответствующими предмету география будут карточки с изображением погодных явлений, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Для рефлексии содержания учебного материала уместно использовать такие приемы, как:
- «Бортовой журнал»,
- «Мини-дневник»,
-«Пометки на полях»,
-«Кластер»,
-«Паучок»,
-«Шпаргалка» и др.
Рефлексия содержания деятельности предполагает применение различных форм и приемов рефлексии. Например:
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно..Мне было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Ответь на вопрос
Что ты получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Что ты думал?
Что чувствовал?
Что ты приобрел?
Что тебя удивило? И т. д.
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации учащихся условно можно разделить на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) – через логическое осмысление. И мы, учителя, должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения.
В данной статье речь шла только об индивидуальной рефлексии учебной деятельности. Однако не менее важным является применение на уроках географии приемов коллективной (групповой) рефлексии. Разумное сочетание этих форм приводит к формированию адекватной самооценки учебных достижений школьников ;Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Как строил отношения?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Приемами, отражающими специфику предмета, являются:
«Радуга»
Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.
Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.
«Морская почта»
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке и поместить его в бочонок. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
«Пик взаимопонимания» (понимания)
Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)
По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Использованная литература:
1 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
2 Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
3 «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г