Комментарии к презентации Рефлексивная деятельность младшего школьника
МАОУ «КУРАШИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
47625160020«Рефлексивная деятельность
младшего школьника»
«Рефлексивная деятельность
младшего школьника»
Составила учитель начальных классов
Надымова Таисья Романовна
2015год
Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
дать представление о классификации рефлексии;
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Актуализация. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Формированию этого способствует рефлексия.
Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки, это способствует развитию у школьников умения проверять и контролировать себя и критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.
Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств учащихся, чтобы социализироваться в современном обществе.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Модель формирования рефлексии у младших школьников
-23241074930Социальный заказ общества - воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию
Цель – формирование рефлексии у младшего школьника
Критерии сформированности рефлексии
Умение обнаруживать знания о своём незнании, отличать известное от неизвестного
Умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия
Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий
Компоненты учебной деятельности
Этапы формирования рефлексии
Мотивация
Целеполагание
Учебные действия
Действие контроля
Действие оценки
Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»
Компоненты учебной деятельности
Этап формирования коллективной рефлексии
Этап формирования
групповой рефлексии
Этап формирования индивидуальной рефлексии
Мотивация
Целеполагание
Учебные действия
Действие контроля
Действие оценки
Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»
00Социальный заказ общества - воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию
Цель – формирование рефлексии у младшего школьника
Критерии сформированности рефлексии
Умение обнаруживать знания о своём незнании, отличать известное от неизвестного
Умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия
Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий
Компоненты учебной деятельности
Этапы формирования рефлексии
Мотивация
Целеполагание
Учебные действия
Действие контроля
Действие оценки
Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»
Компоненты учебной деятельности
Этап формирования коллективной рефлексии
Этап формирования
групповой рефлексии
Этап формирования индивидуальной рефлексии
Мотивация
Целеполагание
Учебные действия
Действие контроля
Действие оценки
Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Рефлексию, связанную с исследованием самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
(Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия деятельности.
В своей педагогической деятельности осуществляю рефлексию на любом этапе урока. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Рефлексию настроения и эмоционального состояния применяю в начале урока и в конце деятельности. Её задачи: установление эмоционального контакта с учащимися; выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.
Использую следующие приёмы:
карточки с изображением смайликов;
цветовое изображение настроения;
приём незаконченных предложений;
карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
«Гномики» «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось и т.д.
Рефлексию содержания учебного материала провожу на этапе изучения учебного материала. Её задачи: выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта.
Чаще всего применяю прием незаконченного предложения:
Я узнал…
Было трудно…
Я понял, что… Я научился…
Для меня было открытием…
Также использую: «Светофор» (зелёный – нет ошибок, жёлтый – были ошибки, но я исправил, красный – много ошибок);
«Цветочную поляну» – цветок – вид деятельности на уроке: к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).Следуя этим правилам, мои учащиеся и родители на открытом уроке окружающего мира создали такие синквейны:
КурашимцыТрудолюбивые интересные
Живут трудятся отдыхают
Я горжусь людьми родного села.
Односельчане
Ребята
Активные любознательные
Учатся знают отвечают
Наши дети много знают
Молодцы
Пример из интернета. Я пробовала, у моих детей не получилось. На уроках русского языка можно использовать небольшие по объёму рефлексивные сочинения. Например, после изучения темы « Части речи. Имя существительное» детям было предложено написать сочинение от имени этой части речи. Приведу образец такой работы:
Я – Существительное
Привет! Я – имя существительное. Я обозначаю предметы в широком смысле слова. У меня есть число, падеж, род и очень хорошие друзья. Я дружу с именем прилагательным и глаголом. Мы с друзьями очень важные, учите нас лучше!
Рефлексия деятельности целесообразна на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока. Её задачи: осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных решений; оценивание активности каждого на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).
Использую приемы:
«Лестница успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку);
«дерево успеха» (плод – всё получилось, цветок – всё получилось с помощью, листок – не получилось);
«Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).На уроке я работал активно / пассивноСвоей работой на уроке я доволен / не доволенУрок для меня показался коротким / длиннымЗа урок я не устал / усталМое настроение стало лучше / стало хужеМатериал урока мне был полезен / бесполезен интересен / скученДомашнее задание мне кажется легким / труднымНа уроке было интересно / не интересно. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Формирование рефлексии учащихся — это процесс трудоемкий, продолжительный, зависящий от многих условий и причин.
К числу объективных затруднений относят:
отсутствие целостной педагогической концепции актуализации рефлексивных процессов у учащихся;
проблемы, связанные с поиском и выбором педагогического инструментария, необходимого для развития рефлексии учащихся;
сохранение в школах знаниевого подхода к образовательному процессу, ориентированного главным образом на воспроизведение полученного материала, а не на анализ и его критическое осмысление.
К проблемам субъективного характера относят:
неготовность многих учителей профессионально организовывать условия для направленной рефлексии учащихся, а также невозможность системно осуществлять рефлексивную деятельность при традиционной организации урока;
неготовность самих учащихся осуществлять рефлексию по поводу изученного и освоенного на уроке.
Учителю необходимо не только постоянно осознавать и анализировать собственный педагогический опыт и на этой основе конструировать образовательный процесс, но и обеспечивать оперативную обратную связь с учащимися. От учителя, работающего в современной школе, требуются навыки по созданию комплекса условий для «запуска» рефлексивной деятельности учащихся.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Используемые источники
1.Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
2. Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность
младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008
3. Кочутина С.А. « Рефлексия.Младший школьный возраст.»