Сообщение на тему Рефлексивная деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы
Рефлексивная деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При проведении рефлексии следует учитывать возраст учащихся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
На среднем и старшем этапах обучения можно использовать следующую опору:
Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что н понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письмен- но, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, рас- крывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3) быть средством самопознания.
Приёмы рефлексии.
1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что думал?
Что чувствовал?
Что меня удивило?
Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно..Мне было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся,
-они легче остальных,
-затрудняюсь ответить.
2. Рисуем настроение.
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
3. «Огонёк общения»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
4. «Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы,плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
5.«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
6.«Радуга»
7. «Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
8.«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
9. «Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
10.«Мишень настроения»
День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зави-симости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цве- товых зон.
Внутри – дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена».
11. «Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
12.«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель сообщает о значении цветов или размеров этих предметов.
Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в разных ситуациях на уроке, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. На уроках можно использовать следующие виды рефлексии с учетом возможностей детей с ОВЗ.
1. Выбери верное утверждение:
-Я сам не смог справиться с затруднением;
-У меня не было затруднений;
2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы. (на очень простом уровне, с помощью учителя).
3. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Сос- тавление памяток, схем или текстов для справочников (на очень простом уровне, под контролем учителя).
4.Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
5.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста.
6. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содер- жательной рефлексии:
Что было самым важным на уроке?
Какова тема сегодняшнего урока?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.