Презентация по профессиональному развитию педагога на тему Исследовательская рефлексивная деятельность учителя
Утегенова Бибикуль Мазановна, кандидат пед.наук, доцент,заведующая кафедрой педагогики КГПИ Исследовательская рефлексивная деятельность учителя Характеристики исследовательской и рефлексивной деятельности учителя Исследовательская деятельность Рефлексивная деятельность Базируется на методологических знаниях Базируется на методологических инструментариях познания Способствуют осмыслению нового содержания образования Способствует осмыслению действий, содержания, эмоционального состояния Направлена на поиск новаторских решений Реализует функции отражения, понимания отношения, целеполагания, планирования, прогнозирования, управления Активная познавательная направленность действий Процесс самоанализа и активного осмысления состояния и собственных действий и других людей, включенных в решение профессиональных задач Строится на дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения Складывается из деятельности и методов, стимулирующих потребность в саморазвитии Общее: каждый педагог- практик, осуществляющий практическую деятельность в области педагогики, одновременно занимается стихийно-эмпирическим исследованием. как только предметом исследований учителя становятся средства и методы собственной педагогической деятельности (рефлексия), уже осуществляется исследование. Интеграция исследовательской и рефлексивной деятельности помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику; согласовать практическую деятельность с достоверными результатами научных исследований;направить внутреннюю мотивацию учителя анализировать собственный педагогический опыт; Отличительное? Рефлексивный педагог, способный прогнозировать и оценивать влияние своей педагогической деятельности на процесс обучения и воспитания Педагог-исследователь, способный на аналитическое осмысление своего конкретно-практического опыта и получение нового знания о нем с целью совершенствования практики Составляющие педагогической рефлексии: методологическая культура учителя, нравственный характер деятельности учителя, инновационный характер деятельности учителя, процесс непрерывного саморазвития и самосовершенствования личности как условие ее существования, формирование и совершенствование педагогической «Я-концепции» на основе самоанализа и самооценки. Рефлексивное исследование для педагога: в развитии конструктивных мыслительных навыков, с помощью которых можно скорректировать действия, комплексно изучить аспекты педагогической деятельности или проверить их правильность и конкретизировать план своих действий Исследование собственной педагогической деятельности: выполнение комплекса действий для исследования практики. мета-практика (рефлексия), при котором учитель корректирует другую практику собственно педагогическую деятельностьциклический процесс исследования обеспечивает баланс между изменением ситуации (рефлексивное действие) и пониманием ситуации (рефлексивное исследование). Взаимосвязь деятельности Педагог-практик ведет рефлексивный дневник, проводит сбор и анализ документов, посредством наблюдения, анкетирования коллег и учащихся, а также аудио- и видеозаписи учебного процесса. Учитель, как исследователь, в своем профессиональном контексте выполняет следующие операции: - определение проблемы, затруднения в своей педагогической деятельности в условиях конкретного класса или школы (проблематизация педагогической деятельности); - планирование цели и действия по улучшению исследуемой ситуации. Здесь происходит сбор данных о своем профессиональном контексте и деятельности, анализ которых дополняет и объясняет основную череду предпринимаемых действий; - выполнение действия и экспериментирования, направленного на улучшение и изменение исследуемой педагогической ситуации; - наблюдение за эффектом выполненного действия; - рефлексирование о результате своих действий; - завершение исследования либо планирование следующего действия по изменению ситуации к лучшему, т. е. начало нового цикла исследования. Техника рефлексивного мышления Она включает в себя три основных приема: выход в рефлексивную позицию, рефлексивное отображение ситуации и рефлексивное обоснование деятельности. Суть приема выхода в рефлексивную позицию - в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации, в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить ее. Рефлексия — весьма «тонкая» организация мышления и, чтобы овладеть приемом рефлексивного выхода, важно понимать три момента: зачем и откуда «выходить», куда «выходить» и как зафиксировать «выход». Осознание затруднения в деятельности и фиксация ситуации, в которой оно возникло. Если все течет гладко, то в рефлексии нет нужды. Осознание затруднения и есть исходный момент рефлексии. При этом важно обозначить границы ситуации, в которой возникло затруднение. Рефлексивный выход необходим для того, чтобы найти способ преодолеть затруднение в деятельности, а для этого нужно мысленно выйти за пределы возникшей ситуации и определиться с выбором рефлексивной позиции. Рефлексивная позиция — это угол, точка зрения на рассматриваемую ситуацию. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации.Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Итак: механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности. Благодарю за внимание!