План – конспект открытого урока по гимнастике
План – конспект открытого урока по гимнастике
Класс: 5 «В»
Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.
Цель урока: формирование двигательных качеств, выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Задачи урока:
I. Образовательные:
*совершенствовать выполнение акробатических упражнений в равновесии, лазании;
* учить применять приобретенные умения и навыки в жизни;
* учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
* формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.
II. Оздоровительные:
*применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. Развивающие:
*развивать память, наблюдательность, внимание;
*развивать познавательную деятельность и творческую активность.
IV. Воспитательные:
*воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
*воспитывать культуру здорового образа жизни;
*воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – практикум.
Метод провидения: групповой, поточный, соревновательный.
Межпредметная связь: география, естествознание.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастические палочки, скакалки, обручи, набивные мячи, кубики, кегли, свисток, секундомер.
1. Вводно-подготовительная часть.
- организовать детей;
- подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока;
- подготовить организм детей к работе в основной части урока;
- развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины;- объяснение прохождения маршрута.
2. Основная часть.
- преодоление полосы препятствий: туристического маршрута;
- сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу.
3. Заключительная часть.
- восстановление дыхания снижение частоты сердечных сокращений;
- организованное завершение урока.
№ Содержание урока
Доз-каМетодические указания
I Вводно-подготовительная часть
15 мин 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Построение, приветствие.
Сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности.
Психологический настрой детей на предстоящее занятие
Ходьба:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки на поясе;
- на внутренней стороне стопы, движение кистями назад;
- на внешней стороне стопы, движение кистями вперед.
Бег и его разновидности(по кругу в колонне по одному):
- с высоким подниманием бедра;
- с захлёстыванием голени;
- приставными шагами;
- спиной вперёд;
- многоскоки;
- с ускорением.
Ходьба:
- выполнение дыхательных упражнений
- получение скакалок, ходьба.
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)
1) перестроение в колонну по три после движения по кругу со скакалками;
ОРУ со скакалками:
- И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за края скакалки, подняться на носки и отвести левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянутся: 2 – И.П.; 3-4 – то же.
И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалку вчетверо вверху, 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 – И.П.
-
И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо.
- И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.
- И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги.
- И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге.
- И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П- И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе.
Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию.
30 сек
1 мин
1 мин 30 сек
2 мин
2 мин
30 сек
1 круг
30 сек
6-7 мин
6-8 ра6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
3 -4 раза
6 раз
по 2 раза
30 сек Обратить внимание на форму, причёски девочек
Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальным и поточным способом.
Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный зал, гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю, вы отлично справитесь с заданием, активно повоображаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости».
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время движения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча.
Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении
При беге соблюдать дистанцию, следить за дыханием
Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха.
Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке
Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», «Интервал, дистанция два метра».
Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку
Наклон ниже в вертикальной плоскости,
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться руки не сгибать
Энергичный мах, вперёд не наклоняться.
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч.
Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности).
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.
Скакалки учащиеся складывают на место.
II Основная часть
21 мин
1.
2.
3.
4.
5. Знакомство с видами костров и способами их построения
Полоса препятствий
- Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников
- Подняться и спуститься с горы
- Пройти по кочкам в болоте
- Пройти через реку по узкому мосту.
- Преодолеть овраг с помощью гимнастических палочек и выйти на поляну к березовой роще.
Изображение деревьев и животных
- берёзовая роща – стойка на лопатках
- ящерица – ползание по-пластунски
- ёжик – кувырки вперёд слитно
Разжигание костраСобирание хвороста для костра в эстафете с прохождением по камушкам в горном ручье, прыжками через небольшие препятствия: сучья, бугорки, впадины.По команде «Марш!» учащиеся преодолевают препятствия, берут по одному предмету, бегут обратно и кладут в обруч – место кострища.
Тушение костра (беседа)«Теперь можно смело возвращаться домой. Но прежде необходимо затушить костёр, каким образом?»
10 мин
5 мин
4 мин
2 мин - Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров.
- Выполнение задания поточным способом.Любым способом проползти по гимнастической скамейке, выполнить прыжки в полном приседе через обручи и вновь проползти по гимнастической скамейке.
- Подняться и спуститься любым способом по гимнастической скамейке, выполнить кувырок на гимнастическом мате.
Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт.) выполнять с ноги на ногу.
Подняться на гимнастическую скамейку, пройти по ней на носках, выполнить соскок вперед прогнувшись, и выполнить перешагивание по набивным мячам
Перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом, постелить маты или гимнастические палочки).
С помощью акробатических упражнений изобразить берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика».
Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах).
При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно).
Выполнить 2 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.
Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт.), препятствия (по 3 шт.). Наборы для «хвороста» на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы.
Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам.
Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр.
Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь.
III Заключительная часть 5 мин 1.
2.
3.
4.
5.
Построение
Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Организованный уход из зала. 30 сек.
30 сек
1-2 мин
1 мин Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно, дышать
Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить каждого учащегося.
Раздать карточки с названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр.