Статья Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль
Хуажева Назират Марзановна
2015 г.
Современные реалии таковы, что мы живем в стремительно развивающемся информационном обществе, в котором востребована активная, коммуникативная личность, т.е. личность, обладающая коммуникативными навыками – навыками эффективного общения. При этом надо отметить, что понятия «общение» и «коммуникация» не тождественны. Люди общаются, потому что им это нравится. Основная же задача коммуникации – эффективность, эффективная передача нужной информации.
В наше время большинство профессий требует не одного, а нескольких навыков. Для продвижения и успеха в карьере, кроме профессиональных навыков, необходимо обладать коммуникативными, такими, как: умение избегать межличностных конфликтов, усвоение новых идей, адаптация к новым реалиям; умение выслушать других и убедить в правильности своей точки зрения; расти профессионально и самосовершенствоваться.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирование коммуникативной компетенции, а именно: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
ФГОС определяет состав коммуникативных действий, куда входят: определение цели, функций участников, способ взаимодействия; постановка вопросов; выявление проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задача педагога – создать мотивацию и условия интерактивного процесса получения и освоения знаний. Необходимо задействовать активные методы обучения: групповая дискуссия, проигрывание ролей и действий, ролевые и деловые игры, упражнения в малых группах, работа над проектом, тренинги, моделирование и др.
Свою задачу как учителя русского языка и литературы вижу в том, чтобы научить учащихся строить свою речь правильно, грамотно и в соответствии с ситуацией. Это возможно лишь при постоянной тренировке речемыслительных умений как на уроках русского языка, так и литературы.
Начинать работу по развитию коммуникативных навыков необходимо в 5классе, создавая на каждом уроке ситуации общения с проигрыванием ролей и действий. Вот пример такого урока по теме «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова».
У р о к
Тема. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.
Цель урока. Дать понятие «речевой этикет»; научить правильно и уместно употреблять этикетные слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Оборудование. Эпиграф
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы. Вступительное слово учителя.
- Что такое этикет? Заглянем в толковый словарь.
«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический этикет. Речевой этикет».
Изложение нового материала. (13мин)
1. Учитель: Что же такое речевой этикет? Прочитайте в учебнике параграф 43, стр.11
Ученик: Речевой этикет – правила речевого поведения.
Учитель: Какие же это правила? Читаем и пересказываем лингвистический текст. Упр. 335 (чтение «про себя»).
Работа над лингвистическим текстом (упр. 335)
Учитель: Как вы поняли, какие слова называются этикетными?
Ученик: Это слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Учитель: Приведите примеры таких слов.
Ученики: Добрый день, привет, хелло, до скорой встречи, до свидания, пока, чао, будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас и др.Учитель: Какой рассказ упоминается в упражнении, помните его? Перескажите кратко.
Ученик: Рассказ «Волшебное слово» о мальчике, который хотел убежать из дома из-за того, что все ему отказывают. Сестра не дает свои краски, бабушка прогнала из кухни за одну морковку, брат не берет с собой кататься на лодке.
Учитель: Кто же помог Павлику?
Ученик: Один старичок подсказал ему волшебное слово – «пожалуйста» – и научил правильно его произносить.
Учитель: Верно. Старичок сказал. «Но помни, говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…» Помните, как закончился рассказ.
Ученик: Павлик всё сделал точно, как советовал старичок. «Пожалуйста» - в самом деле оказалось волшебным словом. Сестра широко раскрыла глаза и дала ему краски. Бабушка улыбнулась и выбрала для него самый лучший, румяный пирожок. Брат громко засмеялся, потрепал его по плечу и сказал: «Ну ладно, собирайся, путешественник!»
Учитель: Да, рассказ Валентины Осеевой убедил нас, что слово «пожалуйста» имеет волшебную силу. И таких слов-помощников в русском языке немало, только надо их знать и уметь употреблять в своей речи, чтобы с вами было приятно общаться.
Запишите первую строфу эпиграфа. О чем эти строки?
Ученики: Надо больше добрых слов произносить.
Учитель: Будем же расширять свой «запас» добрых слов.
Закрепление.
1) Обратимся к упр. 336. Прочитайте список слов (читаем «вслух»).
Работа над упр.336.
Учитель : В каких речевых ситуациях употребляются эти слова?
Ученик : Когда о чем-то просят.
Учитель : Какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в речи? Почему?
Ученик: Я не употреблял ни разу такие выражения: убедительно прошу вас, не сочтите за труд, не будете ли так любезны, не откажите в любезности, не соблаговолите ли, сделайте одолжение, наверное, потому, что сейчас так не говорят, среди моих друзей, знакомых я не слышал таких выражений.
Учитель: А какие этикетные слова вы используете в разговоре с товарищами, одноклассниками?
Ученики: Привет, хелло, пожалуйста, спасибо, фэнкс, чао, до скорого, очень прошу, будь другом, не в службу, а в дружбу.
Реализация д/з (5мин).
Учитель: Вы должны были подготовить сценку. Разыграйте сценку «В автобусе» в двух вариантах: I в. «В школьном автобусе».II в. «В городском автобусе».Проследите, умеете ли вы пользоваться вежливыми словами.
I вариант. «В школьном автобусе»
Школьный автобус останавливается на остановке, где стоит несколько детей. Расталкивая всех, Азамат пытается первым сесть в автобус. Водитель:
– Ай-я-яй! Ну-ка пропусти девочек!
– Ой, извините, забыл, - смутившись, говорит Азик. – Девочки, проходите, пожалуйста.
– Спасибо, - весело благодарят девочки и заходят в автобус.
– Доброе утро всем!
– Привет!
– Саида, Света, идите к нам, здесь есть места! – зовут их подружки с задних мест.
– Пропустите нас, пожалуйста. Спасибо!
– Пацаны, подвиньтесь-ка, в тесноте, да не в обиде! – говорит Азамат, подсаживаясь к мальчикам.
– Все разместились? Поехали дальше, - деловито говорит водитель.
II вариант. «В городском автобусе».
Утро. Час пик. В переполненном автобусе Адам едет в школу, сидя удобно и глядя в окно. На очередной остановке одни выходят, другие заходят. Среди них пожилой мужчина, тяжело опирающийся на палку.
– Мальчик, будь добр, уступи место, мне тяжело стоять, - говорит он Адаму.
– Ой! Извините, я Вас не заметил. Разрешите, я встану, - говорит он соседу. – Проходите, садитесь, пожалуйста.
– Спасибо.
– Не за что! – смущенно отвечает Адам.
Закрепление. (15 мин)
2) Учитель. – А сейчас посмотрите на доску. Здесь записаны варианты начала разговора по телефону.
Кто говорит?
Это кто?
Мне Лену Иванову.
Здравствуйте, можно Лену Иванову?
Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова (дождаться ответного приветствия, сделать паузу); попросите, пожалуйста, к телефону Лену Иванову.
Здравствуйте, вас беспокоит Аня Петрова; можно попросить Лену?
Мне Иванову, срочно!
Позовите, пожалуйста, Лену.
Представьте, что на ваш звонок, вы слышите с другого конца провода: «Алло!»
Работаем по вариантам:
I в. Какое начало разговора вы выберете и почему?II в. Как не надо начинать разговор и почему?Ответы учащихся.
I в. – Я думаю, лучше всего начать разговор с 5-го варианта. Здесь есть приветствие («здравствуйте»), звонивший представился (Аня Петрова), просьба со словом «пожалуйста». Можно и с 6-го варианта начать разговор.
II в. – 1,2,3 – варианты начала разговора не подходят, т.к. звонивший даже не поздоровался.
4 в. – тоже не годится, потому что просьба без вежливого слова.
7 в. – совсем не годится. Нет приветствия. Это не просьба, а грубое требование, причем анонимное.
8 в. начала неверен, т. к. нет приветствия, и звонивший не представился.
Запишите в тетради правильное начало разговора в форме диалога. Обратите внимание на правила оформления диалога, знаки препинания при обращении и вежливых словах. (Один ученик работает у доски). Примерная запись.
Алло!
Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова.
Здравствуй, Аня.
Попросите, пожалуйста, к телефону Лену Иванову.
Одну минуточку!
Благодарю Вас…
3) Учитель:
Запишите вторую строфу нашего эпиграфа.
В чём смысл этой части?
Ученик: Выскочит из тебя обидное слово, и тебе же потом будет за него стыдно.
Учитель: Совершенно верно. Надо остерегаться обидных слов. Если вам приходится в чем-то кому-то отказать, нужно уметь это сделать мягко, необидно. Этому учит нас упр. 337. Выпишите из приведенных вариантов отказа слова, которые помогут смягчить отказ. Выделите в них корни. Примерная запись в тетради.
Извините, но я не смогу. Мне очень жаль, но я вынужден отказать.
Не сердитесь, но я что-нибудь придумаю.
Как жаль, что я не смогу помочь вам!
Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу.
Учитель: Ребята, все вы хорошо знакомы с вредными советами Григория Остера. Писатель придумал их для непослушных детей и их родителей, которые всё делают наоборот. Есть совет и по теме нашего урока – «речевому этикету».
Вот он.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»-
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Да, с подобным знанием речевого этикета ты болтуном точно не прослывешь. Зато что про тебя скажут?
Ученик: Невежа, невоспитанный.
Учитель: Совершенно верно. Надеюсь, после сегодняшнего нашего урока таких среди вас, ребята, не окажется.VI. (2мин) Подведем итоги урока. Оценки.
Сегодня мы узнали, что такое речевой этикет, поняли, что надо уметь употреблять в речи слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности. И тогда вас будут считать вежливым, воспитанным доброжелательным человеком, с которым приятно общаться.
Д/з. Упр. 338 (письменно), 339 (устно – подготовка к словарному диктанту).
Выпускник современной школы должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, уметь искать ответы на поставленные вопросы, извлекать нужные сведения из информационного потока, осмысливать их, уметь выражать свои мысли устно и письменно. В связи с этим одной из главных задач уроков русского языка и литературы становится формирование у детей правильной речи. Над выполнением этой задачи стараюсь работать на каждом уроке, в особенности на уроках развития речи. Эти уроки предоставляют большие возможности для работы с текстами. Если с задачей по определению темы текста учащиеся справляются сравнительно легко, то выявлять проблему, а также основную мысль текста, подбирать аргументы для обоснования своего мнения ученики затрудняются.
Изучая тему «Типы речи», особое внимание уделяю тому, как строится текст рассуждение (тезис – доказательства – вывод). Работу над текстом строю в несколько этапов:
1) Стадия осмысления содержания (чтение, слушание). На этом этапе выявляем тему текста (о чем?).
2) Стадия выявления проблемы текста. Чтобы помочь учащимся справиться с этой задачей, даю задания: во-первых, перечитать текст и отметить ключевые слова (слова-маркеры), важные для понимания текста; во-вторых, подумать, на какой вопрос отвечает текст, о чем автор приглашает задуматься.
3) Стадия выявления системы авторских аргументов. Ученики получают задание понаблюдать за ходом мысли автора, отметить примеры, факты, на которых он строит свои размышления.
4) Стадия определения основной мысли текста. Теперь задаю вопрос: как автор отвечает на вопрос, который мы поставили к тексту, к каким выводам подводит читателя или приходит сам?
Такая работа, проводимая из урока в урок, дает свои результаты, Ученики приучаются извлекать из текстов нужную информацию, анализировать, делать выводы, строить аргументированное речевое высказывание.
Ученик должен осознать: чтобы его речь была убедительной, она должна строиться по определенным правилам. Так, после знакомства с особенностями трёх типов речи (описание, повествование, рассуждение) на этапе закрепления даю шаблоны ответов на вопрос: к какому типу речи относится данный текст?
Я думаю (уверен, мне кажется), что данный текст представляет собой … потому что (так как, поскольку) в нем даны отличительные признаки … (лица, предмета – цвет, размер, форма, свойства и т.д. (по тексту). Содержание текста можно запечатлеть одним фотоснимком. Следовательно, текст относится к типу речи … .Я уверен(а), что предложенный текст относится к типу речи … , так как в нем говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях одного лица (предмета): назвать лицо (предмет), глаголы действия ( по тексту ). Чтобы сфотографировать содержание текста, необходимо сделать … (2-4 ) снимка. Значит, текст представляет собой … .Мне кажется, что этот текст можно отнести к типу речи … , поскольку в нем высказан тезис: … (по тексту), приведены доказательства – аргументы (какие?) и примеры (какие?). В конце текста есть вывод: … . Содержание данного текста нельзя сфотографировать. Выходит, этот текст является … .Работая по таким шаблонам, учащиеся приучаются строить свое высказывание (устное и письменное) логично, стройно, убедительно. Приобретенный коммуникативный навык придает им уверенность в себе, в своих знаниях. Научившись хорошо говорить, ученик и в письменной форме сможет четко и ясно изложить свои мысли, повысится его коммуникативная компетенция, что будет способствовать реализации творческого потенциала личности ученика.
Одним из приемов работы по развитию коммуникативных навыков на уроках литературы является диалоговое взаимодействие, обладающее большим творческим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания.
Для того чтобы диалоговое общение было максимально эффективным, необходимо создать на уроке ряд условий:
обеспечить доверительную и уважительную атмосферу общения;
создать на уроке культурно-речевую среду;
использовать методы и приемы обучения в общении, например, в парах или микрогруппах.
Класс разбивается на группы (по 2-5 чел.), группа занимает свое место в классе (допускается пересаживание и перестановка мебели).
Каждая группа получает карточку с несколькими заданиями, предполагающими перечитать, найти, подобрать, сопоставить, ответить, составить план, выразительно прочитать и т.п. На эту работу дается 10-15 мин.
Затем каждая группа представляет ответ, выбрав соответствующую содержанию форм (15-20 мин.).
В ходе такой работы каждый ученик вовлекается в процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – ученик», «ученик – класс». Таким образом вырабатываются коммуникативные навыки.
Вот пример урока по данной методике в малых группах в 7 классе.
Урок
Тема. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады.
Цель: проанализировать содержание "Песни ..." в соответствии с её жанровым своеобразием; доказать, что пушкинское стихотворение - баллада; формировать умение давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности, определять их роль в тексте; развивать логическое и образное мышление, связную речь; развивать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать интерес к отечественной истории, прививать художественный вкус.Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к "Песни о вещем Олеге", раздаточный материал, опорная таблица, слайды.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования коммуникативных навыков в процессе работы в микрогруппах.
Ход урока.
Оргмомент.
Реализация домашнего задания: в ходе работы в микрогруппах.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя. К сегодняшнему уроку вы прочитали стихотворение А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". (cлайд 2)
Благодаря этому произведению перенеслись в далёкое прошлое, когда восточные славяне были язычниками. Всё, что их окружало, казалось им живым.
Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. Воина хоронили с конём - верным другом и спутником воинской жизни. В честь покойника совершалась тризна - пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
Предки славян верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами, или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; управлять силами природы, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).
На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой князя Олега Вещего. (слайд 3)
Олег (879 - 912г.г.) - киевский князь, укреплявший на рубеже IX-X веков могущество Руси. (слайд 4)
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев IV Философ приказал закрыть ворота города и заморозить цепями гавань. Однако Олег пошёл на необычный штурм. "И повелел Олег воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу".
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. (cлайд 5)
Народ назвал Олега Вещим, т. е. человеком, которому всё ведомо, предусмотрительным, рассудительным, умным.IV. Работа над темой.
1) История создания "Песни о вещем Олеге". (слайд 6)
Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихотворения на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нём.
2) Знакомство с летописным источником исторической баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Комментированное чтение учителем фрагмента из летописи «Сказание о смерти Олега от коня» (учебник)
3) Знакомство с понятием "баллада". (слайд 7)
Баллада - это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история; стихотворение с острым, напряженным сюжетом. По происхождению баллада связана со cказанием, преданием, легендой или историческим событием.
4) Анализ содержания, особенностей композиции, языка и формы баллады; сопоставление образов Олега и волхва.
Работа в микрогруппах по 3-5 учеников. Каждая группа получает карточку с 3-мя заданиями (перечитать, подумать, обсудить, подобрать цитаты, составить план ответа и т. п.). Время на выполнение - 15 минут.
Карточка 1-ой группы.
Сюжет баллады "Песнь о вещем Олеге".
1. Расположите события баллады в порядке их следования.
2. Найдите в ней композиционные части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку).3. Заполните таблицу.
Порядок следования событий в балладе Композиционные части баллады
1 1 Экспозиция
2 2 Завязка
3 4 3 Развитие действия
5 6 4 Кульминация
7 5 Развязка
8 6 Концовка
Карточка 2-ой группы.
Сочетание реального и фантастического в балладе Пушкина.
1. Что поведал кудесник о жизни князя?
2. Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
3. Найдите средства художественной выразительности, использованные в балладе.
Карточка 3-ей группы.
Роль диалога в балладе " Песнь о вещем Олеге".
1. Перечитайте внимательно диалог кудесника и Олега. Как раскрываются отношения "могучего владыки" и "мудрого старца" в их диалоге?
2. Что вы можете сказать о каждом из них?
3. Кто кажется вам привлекательнее: князь или кудесник? На чьей стороне симпатии автора? Аргументируйте свой ответ.
Карточка 4-ой группы.
Эмоции автора и чувства героев баллады.
1. Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему?
2. Как относится князь - воин к своему коню? Обратите внимание на жесты, позу, поведение, состояние, настроение Олега.
3. Выразительно прочитайте прощальное обращение Олега к коню, передавая при чтении чувства князя.
Карточка 5-ой группы.
Художественные особенности баллады Пушкина.
1. Покажите лаконизм произведения.
2. Какими средствами Пушкин погружает нас в мир далёкой эпохи? Приведите примеры архаизмов, славянизмов, фольклорных элементов.
3. Как создаётся торжественность произведения? Каким стихотворным размером оно написано?
4) ОТВЕТЫ ГРУПП.
1-ая группа.
Первые две строфы рисуют появление героев: князь Олег со своей дружиной едет по полю, "из тёмного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник" - это экспозиция баллады.
Олег обращается к волхву с просьбой предсказать ему судьбу. Кудесник поведал, что князь примет "смерть от коня своего"- это завязка. С этого момента начинают развиваться события. Олег задумался и решил расстаться с верным конём. Он велит своим слугам взять коня и ухаживать за ним.
После похода князь Олег возвращается с дружиной на Родину и во время пира вспоминает о коне своем ретивом и хочет его видеть, но ему говорят, что "давно уж почил непробудным он сном". Князь сожалеет об утрате товарища и хочет видеть кости коня.
На холме, у берега Днепра, лежат благородные кости. "Князь тихо на череп коня наступил". Неожиданно выползает "гробовая змея" - это кульминационный момент.
Ужаленный князь погибает - это развязка.
Последняя строфа рисует тризну по Олегу, на которой присутствуют князь Игорь, сын Олега, и его жена Ольга. Это концовка баллады. (слайд 8)
Ответ 2-ой группы.
Кудесник сказал Олегу, что его ждет слава: " Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда". Ему покорны и суша и волны, враги завидуют его "дивной судьбе". Князю дан "незримый хранитель", который оберегает его от "праща", "стрел", "лукавого кинжала". Но смерть он примет от своего коня.
Тексты баллады и летописи схожи сюжетом, который основан на исторических событиях, связанных с киевским князем Олегом, жившим в X в. Он известен как мудрый ("вещий") князь, победитель врагов Киевского княжества, не только хазар, но и Византийской империи. Олег овладел Константинополем (Царьградом), столицей империи и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.
Баллада и летопись различаются. Летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое. В летописи четко перечисляются произошедшие события, но в ней нет тех душевных переживаний князя, которые находим в балладе Пушкина. Кроме того, чувствуется отношение автора к герою, также присутствует образность в изображении персонажей, событий.
В балладе использованы средства художественной выразительности. Эпитеты: "вещий Олег", "грозной бронёй", "на светлом челе", "буйный набег", "дивной судьбе", "прощальной рукой". Метафоры: "годы таятся во мгле", "не ведаешь ран". Сравнения: "гробовая змия...как чёрная лента", "кудри их белы, как утренний снег". Олицетворения: "лукавый кинжал", "ковши круговые, запенясь, шипят", "обманчивый вал".
Ответ 3-ей группы.
Князь - "могучий владыка", привыкший к власти, он воинственный, гордый. Кудесник наделён всевиденьем, таинственной силой, он подчинен лишь воле богов, а не князю. Старик держится независимо, но не надменно. А владыка высокомерен. Он, конечно, понимает духовную высоту кудесника, поэтому подъехал к нему, называет его "любимец богов" и спрашивает о будущем. Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его и обещая вознаграждение - "любого коня". Кудесник спокойно и гордо защищает своё достоинство:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Несмотря на грубость и высокомерие Олега, он прославляет князя, называя его чело светлым. Поэтому все симпатии автора и читателя на стороне кудесника.
Ответ 4-ой группы.
Услышав предсказание кудесника, Олег "усмехнулся" с недоверием, однако задумался, стал угрюмым и решил проститься с верным другом:
Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый...
Князь привязан к коню, как к верному другу, " гладит и треплет" его по шее крутой. Для Олега его конь - "верный слуга", участник боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь.
В отличие от летописного пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Князь гладит "прощальной рукой" коня, треплет по шее, утешая, приказывает "отрокам" заботиться о нём. Прощание с конём - один из самых трогательных, драматических эпизодов баллады. Выразительное чтение.
Долгая разлука с конём не стёрла его образ из памяти князя. Когда он узнал, что "почил непробудным он сном", "могучий Олег головою поник". Горе рождает в князе гнев и горечь. Называя кудесника "лживым, безумным стариком", Олег упрекает себя:
Презреть бы твоё предсказанье.
Мой конь и доныне носил бы меня.
Герой баллады наделён душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом. Только Олег пожалел, что разлучен он с конём, как "вскрикнул внезапно ужаленный князь". Странно, мистично, что князь погибает в ту минуту, когда в нем проявляются лучшие человеческие качества.
Ответ 5-ой группы.
Произведение Пушкина небольшое по объему, но насыщено событиями. Пейзажу поэт уделил несколько строк при описании могилы коня: " их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над нами ковыль".
Погрузиться в мир далёкой эпохи нам помогает лексика, которая использована Пушкиным: "ныне", "сбирается", "волхвы", "владыка", "врата", "глава", "недруг", "сеча", "почил", "тризна". А также фольклорные элементы: постоянные эпитеты (лес "темный", чело "светлое", море "синее", стремя "позлащённое", кудри "белы", лента змии "чёрная").Торжественность баллады создается с помощью ритма, выбранного автором, а также множеством архаизмов и старославянизмов: "на тризне плачевной", " ты под секирой ковыль обагришь", "и холод и сеча ему ничего", "воителю слава - отрада", "и внемлет ответу". Стихотворение написано амфибрахием.
5). Творческая работа с иллюстрациями к балладе. (слайд 9)
В 1899году, к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, вышло издание "Песни о вещем Олеге" с иллюстрациями В.М.Васнецова. Рассмотрите репродукции картин художника и подберите к каждой цитату - подпись. Назовите понравившуюся, объясните свой выбор.
V. Обобщение.Особенности баллады как жанра (слайд 10)
1.Наличие сюжета (завязка, цепь событий, кульминация, развязка).
2.Эмоции автора, чувства героев.
3.Сочетание реального и фантастического.
4.Романтический (необычный) пейзаж, мотив тайны.
5.Сюжет может заменяться диалогом.
6.Лаконичность.
7.Сочетание лирического и эпического начал.
Опираясь на рассмотренные особенности баллады как жанра, докажем, что "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина является балладой.
"Песнь о вещем Олеге" Пушкина - баллада, поэтому что это небольшое стихотворение с напряженным сюжетом (с завязкой, цепью событий, кульминацией и развязкой). В повествовании сочетаются реальные события с фантастическими, таинственными, даже мистическими. Кроме того, автора волнуют чувства, переживания, эмоции героев, т.е. обнаруживается сочетание лирического и эпического начал.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из "Песни..."; подготовить рассказ об Олеге или волхве (по вариантам).
Таким образом, на уроке отрабатывались разные коммуникативные навыки: предъявление тезиса, аргументирование, использование примеров, обобщение, передача содержания в сжатом виде и в соответствии с ситуацией общения, различные способы предъявления информации (комментарий к иллюстрации, план, пересказ-анализ, выразительное чтение).
Систематическая и планомерная работа по развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы дает свои результаты. Обучающиеся показывают стабильный рост качества знаний по итогам школьного мониторинга, а также позитивные результаты участия в мероприятиях различного уровня:
1. 2012-13 уч/г – победитель районного этапа олимпиады по русскому языку – Хуажева Динара, ученица 10 класса (приказ УО № 124 от 26.12.2012г.);
- призер районного этапа олимпиады по литературе – Едыгова Джанета, ученица 7 класса (приказ УО № 112 от 13.12.2012г.).
- призер III (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Хуажева Динара, ученица 10 класса ( приказ №89 от 15.02.2013г.)
2. 2013-14 уч/г – победитель районного этапа олимпиады по русскому языку Хуажева Динара, ученица 11 класса (приказ УО № 172 от 25.12.2013г.).
3. 2014-15 уч/г – призер районного этапа олимпиады по русскому языку Мекулова Бэлла, ученица 7 класса (приказ УО № 276 от 18.12.2015г.);
- призер районного этапа олимпиады по русскому языку Карданова Диана, ученица 10 класса (приказ УО № 276 от 18,12,2015г.);
- призер районного этапа олимпиады по литературе Бзасежев Зуральбий, ученик 7 класса (приказ УО № 280 от 18.12.2015г.).
4. 2015-16 уч/г – призеры многопрофильной олимпиады школьников «Звезда» по русскому языку: Ешева Милана, ученица 6 класса (Диплом 3 степени), Керашева Джульета, ученица 10 класса (Диплом 3 степени).
5. 2016-17 уч/г – победители и призеры школьного этапа олимпиады по русскому языку: Киргашева Динара (7кл.), Бзасежева Сатэнай (7кл.), Самогова Динара (8кл.), Бзасежев Зуральбий (8кл.), Нажев Адам (8кл.), Мекулова Бэлла (8кл.), Карданова Диана (11кл.), Керашева Джульета (11кл.), Бзасежева Бэла (11 кл.), Берзегова Нелли (11 кл.);
- победители и призеры школьного этапа олимпиады по литературе: Ешева Милана (7кл.), Мекулова Бэлла (8кл.).