Статья Технологии формирования компетентностей на уроках русского языка и литературы
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кочкина И. В., преподаватель русского языка и литературы
г.Красноярск, КГБОУ СПО «Красноярский автотранспортный техникум»
kirav1812@mail.ru , тел. 89135937208 .
Особенности многофакторного информационного, коммуникативного и социально-экономического пространства диктуют новые условия в развитии компетентностного подхода. Произошедшие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования [1]. Эти накапливающиеся изменения означают процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» не всегда ими используется.
Перечень образовательных компетенций сегодня определяется не только на основе главных целей образования, но и предполагает создание условий для развития основных видов деятельности обучаемого, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности [7].Формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включает компетенции нового ФГОС СПО: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста. Основными требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы является способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области (ОК) [2].
Основы многих компетенций закладываются, прежде всего, в рамках дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов, поэтому большая ответственность ложится именно на преподавателей 1 курса, которые завершают процесс полного среднего образования и вынуждены одновременно работать над формированием и базовых, и общих компетенций. Без этой деятельности невозможно формирование компетенций профессиональных.
И здесь важно помнить, что компетентностный подход требует нового стиля мышления и взаимоотношений участников образовательного процесса, который невозможно выработать при помощи традиционных технологий. Нужны новые технологии, в которых главным для преподавателя становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности студентов, запуск механизмов самообразования и самоорганизации [3] .
В своей педагогической деятельности активно применяю инновационный опыт коллег, в также осуществляю разработку нестандартных педагогических технологий, позволяющих обеспечить формирование базовых и общих компетенций.
В процессе поиска новых подходов к обучению и воспитанию в моей практике преподавания русского языка и литературы сложились и успешно применяются следующие технологии:
Проектно-исследовательская деятельность по анализу языкового пространства.
Внеурочная исследовательская деятельность «Красноярск литературный»
Технология критического мышления.
Остановимся подробнее на каждом из них.
Исследование языкового пространства (далее ЯП) – это системная деятельность, которая проводится на уроках русского языка (1 курс) и культуры речи (2 курс) и включает в себя анализ современных текстов устной и письменной речи (песни, статьи, рекламы, фильмы, язык СМС, интернета и т.д. ), нахождение ошибок в окружающей действительности, в том числе и ошибок в языковом облике города, а также анализ городских названий с точки зрения их происхождения, значения, стиля. Формы выполнения работ различны: таблица-описание «Языковые нарушения в ЯП», анализ текста (песни, телепередачи, различные виды общения в интернете, рекламы и т.д.), исследования городских номинаций «Занимательное градоведение», исследование «СМС как лингвистическое и социально-психологическое явление», проект «Работа над ошибками». Названные виды проектно-исследовательской деятельности создают среду общения, поле деятельности, помогают адаптироваться к современным условиям жизни, расширяют кругозор, способствуют личностному росту. Работы по исследованию языкового пространства способствуют освоению родного языка на более высоком, осознанном уровне, потому что подразумевают самостоятельность в выборе темы и нахождении материала, чтение специальной литературы, работу со словарями, использование информационно-компьютерных технологий.
Хорошие результаты даёт внеурочная проектно-исследовательская деятельность «Красноярск литературный», целью которой является активизация социальных, творческих, интеллектуальных интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций родной страны и своего региона. Названная деятельность предполагает следующие виды работ:
Осознанный анализ языкового пространства с целью выявления текстов и названий литературной тематики, нахождение связи между найденными текстами и названиями и литературными произведениями, а также их авторами, анализ найденного материала и его оформление в презентацию, представление работы на творческом отчете.
Проектно-исследовательская деятельность «Красноярск литературный» включает следующие тематические блоки:
Литературная тематика в городских названиях.
Улицы, носящие имя писателей.
Памятники русским и сибирским писателям.
Памятные знаки, скульптурные композиции, фонтаны, связанные с произведениями литературы.
Анализ социальной рекламы, призывающей к чтению.
Отзывы о посещении литературного музея.
Отзывы о просмотренных спектаклях.
Отчёты об участии в массовых культурных акциях: Литературный бал, музейная ночь (Краеведческий музей), Библионочь (Краевая научная библиотека), и др.
В процессе участия во внеурочной деятельности студенты осваивают базовые и общие компетенции, включающие в себя способность:
Применять изученный материал (на основе знания содержания произведений и основных фактов биографии русских и сибирских писателей) к анализу социокультурной среды.
Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; сопоставлять литературные произведения; изучая краеведческий материал, понимать значение сибирской литературы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста, участия в диалоге или в дискуссии, самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры, оценки их эстетической значимости и связи с современностью, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений, развития общей культуры.
В процессе выполнения работ развиваются самостоятельность, инициативность и творчество в решении принципиально новых задач современности, а также аналитические и коммуникативные способности. Подобная детальность содержит в себе высокий позитивный потенциал: в поиске и анализе материала вырабатывается мировоззрение, расширяется система представлений и ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает лучше понимать окружающий мир и самого себя, то есть формируются все базовые и общие компетенции, а также закладывается основа для развития профессиональных компетенций
Активно использую высокий потенциал технологии (РКМЧП) «Развитие критического мышления через чтение и письмо», играющий огромную роль в формировании всех видов компетенций. Формы урока РКМЧП интересны и полезны тем, что они в корне отличаются от уроков с традиционным обучением, где ученики не пассивные объекты приложения усилий со стороны педагога, а полноправные субъекты – главные действующие лица урока: они думают, вспоминают, читают, пишут, делятся мнениями друг с другом, спорят о прочитанном.
Компетентностный подход с использованием технологии критического мышления в образовательной деятельности позволяет эффективно работать с большим объемом информации в разных областях знаний, вырабатывать собственное мнение на основе анализа и синтеза информации, развивать навыки выражения своих мыслей, самостоятельно определять объём работы, выстраивать конструктивные взаимоотношения с отдельными людьми и группой. Наиболее часто использую следующие приёмы развития критического мышления: чтение с использование системы «инсерт», чтение с остановками, написание синквейнов по различным видам деятельности (чтение текста или эпизод из него, понимание определений на лингвистическую или филологическую тему, просмотр обучающих фильмов, видеороликов актуального содержания).
Ниже приводится таблица, где даётся описание сформированности общих компетенций.
Общие компетенции
Проектно-исследовательская деятельность по анализу ЯП
Исследование «Красноярск литературный»
Технология критического мышления
Организовывать собственную деятельность (ОК2)
концентрация на учебной задаче,
регуляция этапов, умение делать заключительные выводы
навыки рациональной организации, определение целей учебной деятельности
Способность к осмыслению деятельности и
определению её целей
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
выработка алгоритма поведения в различных ситуациях, ответственность за результаты, способность регулировать этапы деятельности,
самостоятельность в отборе материала, систематизация и анализ
способность к нестандартным подходам, умение отыскивать причины явлений, создание доброжелательной атмосферы
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач и личностного развития (ОК 4).
умение находить другие источники информации
умение принимать решения, интегрировать знания
умение использовать полученную ранее информацию и фоновые знания для анализа социокультурной среды
формирование системы ценностей, анализ причин различных явлений, служащих основой развития личности
Использовать информационно-коммуникационные технологии (ОК 5).
умение работать со справочной литературой, самостоятельное выполнение задания, осознанное отношение к изучению языка
осознанное чтение специальной литературы, самостоятельное выполнение задания,
развитие общей культуры, анализ причин различных явлений
субъективно-личностный взгляд на полученную информацию, формирование суждений и мнений,
логическое обобщение полученной информации
Работать в коллективе, эффективно общаться с окружающими (ОК 6).
умение сотрудничать с другими учащимися, работать в группе, адаптация к современным условиям жизни,
способность к анализу социокультурной среды
учение с интересом, адаптация, доверие к партнёрам по проекту,.
умение работать в группе, адаптация к современным условиям жизни,
способность к анализу социо-культурной среды;
учение с интересом, адаптация, доверие к партнёрам по проекту.
умение управлять своими отношениями с другими людьми, интерес к выбранной деятельности
Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий (ОК 7).
Умение ответственно управлять своими отношениями с другими людьми
умение принимать решения и отыскивать причины явлений с учётом мнения партнёра
проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи другим учащимся, формирование системы ценностей, анализ причин различных явлений
Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием (ОК 8).
применять знания и умения на практике,
самоконтроль и саморазвитие, умение извлекать пользу из полученного опыта
применять знания и умения на практике, самоконтроль и саморазвитие как основа личностного роста
желание учиться и совершенствоваться навыки саморазвития и самоконтроля, выработка мировоззрения
использование информации как средства для решения проблем личностного роста
Описанная деятельность поднимает на новый уровень интеллектуальные и творческие возможности студентов, способствует социализации, развивает эмоциональную сферу и важнейшие виды мышления. Описанные методы и приёмы способствуют освоению, как общих компетенций, так и профессиональных. Компетенции формируются в результате осознанной активной деятельности и представляют собой опыт этой деятельности, а не знания, как при использовании традиционных технологий.
Библиографический список:
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
Митин В. В. О значении практического обучения в техникуме // Специалист. 2008. № 10.
Селевко Г. Н. Технология саморазвивающего обучения. М., 2000.
Селевко Г.К. – Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136–144.
Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
Хасанова Р.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М., 2001.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.
Языковое и образовательное пространство: Проблемы. Поиски. Решения. Коллективная монография. Буланкина Н. Е., Синенко В. Я., Боровиков Л. И. и др. – М., 2010.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15