Формирование познавательных УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Начальная школа – детский сад №16"
Формирование познавательных универсальных учебных действий
через организацию словарной работы на уроках русского языка
Составитель:
Поклонская Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
I категорияБайкальск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико – методологические обоснование проблемы
1.1. Сущность и структура познавательных УУД ……………………….…5
1.2. Основные этапы развития УУД………………………………………...5
1.3. Организация словарной работы в начальной школе...…………………6
Глава II. Опытно – экспериментальная работа
2.1. Мониторинг познавательных УУД у учащихся 3 и 4 классов…….......8
2.2. Проведение формирующего эксперимента………………..……………9
2.3. Проведение контрольного эксперимента………………………………10
Заключение ……………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются УМК, требования к образовательным программам и учебным планам. Изменения также распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность обучения складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога постепенно входит понятие универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком психологическом значении "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС у нас возникло противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.
Как повысить уровень эффективности формирования познавательных УУД?
Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Одним из вербальных средств общения является речь. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. Исходя из этого, мы предположили, что организация словарной работы на уроках русского языка с учетом новых требований является одним из эффективных способов формирования познавательных УУД.
Все вышесказанное позволило нам сформулировать тему нашего исследования: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка".
Мы поставили перед собой цель: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему упражнений для словарной работы на уроках русского языка с целью повышения уровня сформированности познавательных УУД.
Для реализации поставленной цели мы наметили следующие задачи:
1. Через анализ психолого-педагогической и методической литературы:
- раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий;
- изучить разнообразие методов и форм организации словарной работы на уроках русского языка с целью отбора наиболее эффективных для формирования познавательных УУД.
2. Провести констатирующий эксперимент с целью диагностики уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы.3. Разработать и апробировать программу формирования познавательных УУД с использованием разнообразных форм организации словарной работы на уроках русского языка.
Гипотеза исследования:
Мы предположили, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность формирования познавательных универсальных учебных действия.
Предметом исследования является процесс формирования познавательных УУД.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней представлена и апробирована система упражнений для организации словарной работы, повышающих уровень формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретико – методологический анализ психолого – педагогической и методической литературы;
- анализ результатов деятельности младших школьников;
- беседа;
- диагностическое наблюдение;
- мониторинг;
- констатирующий и формирующий эксперименты;
- тестирование и анкетирование и др.
Глава 1.
Теоретико – методологические обоснование проблемы
1.1. Сущность и структура познавательных УУД.
Изучив теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в современной литературе, мы пришли к следующим выводам:
1. Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, "ключевых" умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью "уметь учиться".
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это познавательные УУД.
Результатом формирования познавательных УУД являются умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины) т.д.
1.2.Основные этапы развития УУД
Развитие познавательных универсальных учебных действий в начальной школе проходит в три основных этапа.
1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий.
2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:
Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)
3 этап – «Универсальные учебные действия».
На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.
1.3. Организация словарной работы в начальной школе
Михаил Ростиславович Львов писал: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее"
Андрей Николаевич Кохичко говорил, что «в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный». Руководствуясь этими факторами, мы все изученные приемы работы со словарным словом разбили на следующие группы:
- стихи-опоры и рифмы-подсказки
- задания на замену развернутого определения одним словом
- упражнения с использованием пословиц
- кроссворды, ребусы, шарады, изографы
- упражнения фонетического характера
- морфологические упражнения
- синтаксические упражнения (составление предложения)
- упражнения лексического характера
- словообразовательные упражнения (сложные слова)
- наблюдение за фразеологизмами и др.
Изучив методическую литературу по данной теме, мы пришли к следующим выводам:
- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся;
- приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,
2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,
3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,
4) этимологический анализ;
Глава 2.
Опытно – экспериментальная работа
2.1. Проведение констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента было определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального (3 класс) и контрольного класса (4 класс).
Всего было задействовано 50 учащихся по 25 человек в каждом классе. Причем, учащиеся экспериментального класса обучаются по программе в соответствии с ФГОС, а учащиеся контрольного класса - нет.
Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся экспериментального (3 класс) и контрольного класса (4 класс) мы провели мониторинг сформированности познавательных УУД, используя следующие методики.
Методика 1.
Тест «Логические закономерности»
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Методика 2.
Методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников » (Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Методика 3.
Диагностика особенностей развития поискового планирования (А.А.Зака)
Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.
Оцениваемые УУД: логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровня сформированности действий у младших школьников экспериментального и контрольного класса (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности действий у большинства учащихся экспериментального и контрольного класса приблизительно на одном уровне.
Для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий была разработана система форм и приемов проведения словарной работы на уроках русского языка. Данная система была апробирована в экспериментальном классе в течение всего учебного года.
2.2. Проведение формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на основе разработанной системы упражнений для организации словарной работы на уроках русского языка.
В процессе знакомства с новым материалом мы подводили детей под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др. Тем самым формируя логические УУД.
Анализ результатов показал, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;
- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;
- успешно осваивается более сложный учебный материал;
- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;
- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;
- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;
- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в рамках освоения темы.
2.3. Проведение контрольного эксперимента
Цель: повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с целью анализа эффективности использования разработанной системы упражнений для организации словарной работы.
Полученные данные были отражены в Диаграмме 2 и Диаграмме 3.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Как видно из диаграмм, уровень формирования познавательных УУД у учащихся обоих классов повысился.
Но в экспериментальном классе количество учащихся с высоким уровнем формирования познавательных УУД повысился на 10%, а в контрольном классе только на 5%. Количество учащихся экспериментального класса, имеющих низкий уровень развития познавательных УУД уменьшилось на 15%, а в контрольном - на 13%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наше предположение подтвердилось.
Применение разработанной системы организации словарной работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС способствует повышению эффективности формирования познавательных универсальных учебных действия у младших школьников.
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Беглова Т.В., Битягова М.Р. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе. – М, 2012.
Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 1999.
Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996.
Лободина Н.В. Русский язык. 1- 4 класс. Словарно-орфографическая работа. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3).
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.
Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992.