Конспект урока по русскому языку на тему: Прямая речь и диалог. Составление диалога


Технологическая карта урока
Ф. И. О. студента: Шароватова Евгения Олеговна
Ф. И. О. и отметка учителя: Литаврина Валентина Фёдоровна________
Ф. И. О. и отметка методиста: Соколова Людмила Алексеевна________
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (Ладыженская).
Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.
Тема урока: «Прямая речь и диалог. Составление диалога».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Формирование первичного представления о прямой речи и диалоге.
Совершенствование умений правильно оформлять прямую и диалогическую речь на письме.
Метапредметные:
Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия).
Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств , умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия.
Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно – следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные УУД).Формирование уважительного отношения к чужому мнению;
Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Основные понятия урока: прямая речь, диалог, интонация, знаки препинания.
Этапы урока:
Оргмомент (10 мин).
Организация принятия цели (актуализация знаний), (5 мин).
Изучение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала + домашнее задание (10 мин).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник – «Русский язык. 5 класс авт. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.
Этап урока Задачи урока Описание деятельности учителя
(методические приёмы и содержание) Описание деятельности учеников
I Проверка готовности к уроку.
Настрой на учебную деятельность.
Мобилизация внимания.

Проверка домашнего задания. Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
(- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!)Создает эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу. Приветствуют учителя.
Выполняют команды учителя.
II Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Формулирование темы урока.
Формулирование целей урока.
-Знаете ли вы писателя Виктора Драгунского? Что он написал? Главным героем его рассказов является Дениска, мальчик вашего возраста. Сегодня на уроке мы вспомним один из рассказов, который называется «Он живой и светится». К нам на урок пришли герои этого рассказа: Дениска и Мишка. Давайте посмотрим небольшую сценку из него. (Слайд 1)
- Спасибо, ребята!
- Такими ли вы представляли этих героев? Мишка и Дениска общались друг с другом.
-А как называется разговор 2-х или нескольких лиц?
- Именно о диалоге мы сегодня и поговорим.
- Что мы должны узнать на уроке? (что такое диалог, как оформляется на письме, чем отличается от прямой речи)
(слайды 2,3,4)
Запишем число и тему в тетради.
- Ребята, предлагаю обратить внимание на листочек на ваших на столах. На нем записан один из разговоров друзей. (слайд 5 ) Приложение 1
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.
- Удобно ли читать такой текст?
-Как быть?
Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков препинания при прямой речи.
- Давайте сначала вспомним, как оформляется прямая речь?
- Я приглашаю по одному представителю от каждого ряда. Выберите из предложенных карточек оформление прямой речи перед словами автора ( 1 ряд), 2-ой ряд : прямая речь после слов автора; 3-ий ряд-прямая речь перед словами автора.
- Вспомнили, как оформляется прямая речь. Предлагаю в парах оформить разговор ребят как прямую речь. Подсказка на доске.
- Сколько предложений с прямой речью у вас получилось? ( 4) Давайте проверим, как оформили.
( слайд 6)
- У кого нет ни одной ошибки? У кого 1-2?
-Легко ли воспринимать такую беседу? Почему?
-Что делать?
Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы.
Смотрят небольшую сценку из рассказа «Он живой и светится»
Диалог.
Что такое диалог, как оформляется на письме, чем отличается от прямой речи.
Записывают число и тему в рабочую тетрадь.
Изучают карточку.
Дети понимают, что такой текст неудобный для чтения. Для исправления неудобств пользуются правилами расстановки знаков препинания при прямой речи.
Выполняют задания на карточках (по рядам).
III Включение в систему знаний.
Анализирование языкового материала, установление причинно – следственных связей, построение логического рассуждения.
- На помощь нам материал, который я приготовила.
Приложение 2
- Ваша задача прочитать материал и ставить маркировку, с помощью специальных знаков.
Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
Что оказалось новым?
Какие возникли вопросы?
Что вызвало сомнение?
(слайд 7)
Что такое диалог?
Как пишется каждая реплика диалога?
Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?
Какие глаголы используются в диалоге?
Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?
Для какого стиля речи характерен диалог?
Кто на доске может показать схему оформления диалога?
А теперь, оформите разговор ребят в форме диалога (на этом же листочке), начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире.
-Проверим. (слайд 8)
- Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат слова?
-Итак, самый удобный способ оформления беседы –это диалог
Читают материал и выделяют нужное.
Отвечают на вопросы учителя.
Один из учащихся выходит к доске (остальные в тетради) и записывает схему диалога.
– Р.– Р , – а.А:– Р.
Выполняют задание и проверяют.
Делают вывод вместе с учителем.
IV Отрабатывают упражнения.
Закрепление изученного материала. Запишем в тетради:
Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – речь каждого лица.(слайд 9)
Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов. Распределите роли, кто читает за автора, кто за героев. Пронумеруйте реплики.
Выступление представителей групп.
– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?
– Как записывается диалог?
Задание 2.
– Ребята, обратите внимание на слова автора в диалоге. (слайд 10 )
– Что это, Мишка? – сказал я шепотом.– Это светлячок, – сказал Мишка, – Что, хорош? Он живой, не думай.– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь?– Конечно! – сказал Мишка.– Ура!
– Что вы заметили? Удалось ли передать чувства говорящих? Почему? – Попробуйте исправить эту запись.
- Какие слова можно употребить вместо «сказал»?
Для этого вам понадобятся слова (слайд 11):
 спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал, прош…птал, закр…чал, о…радовался. – Прочитайте их. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.
– Проверьте, верно ли вы выполнили задание.
(слайд 12) – А теперь выберите из предложенных глаголов наиболее подходящие для разговора Мишки и Дениски. (слайд 10)– Прочитайте получившиеся диалоги.– Итак, о чем нужно помнить, составляя диалог?
– Что такое диалог?
(Слайд 13)– Что мы называем репликой?– Как записываются реплики нового лица?
Задание на дом
Параграф 49,
(Слайд 14)
–Прочитайте П. Придумайте и запишите диалог Дениски с его необычным другом – светлячком. Представьте, что светлячок живой и разговаривает. Помните правила оформления диалога.
Записывают в тетради определения диалога и реплики.
Составляют диалоги ( по группам), пользуясь репликами из рассказа.
Распределяют роли и выразительно читают
Группа 1.
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
Группа 2.
А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мам спросила:– Ну, как твой самосвал?А я сказал:– Я, мама, променял его.Мама сказала:– Интересно! А на что?– На светлячка! – ответил я.
Группа 3.
Тут Мишка говорит:– Не дашь самосвал?Я говорю:– Отвяжись, Мишка.Тогда Мишка говорит:– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.Я говорю:– Сравнил Барбадос с самосвалом.
Группа 4.
А Мишка:– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?Я говорю: – Он у тебя лопнутый.А Мишка:– Ты его заклеишь!Я даже рассердился:– А плавать где? В ванной? По вторникам?
Группа 5.
Потом мама зажгла свет.– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.Мама пристально посмотрела на меня и спросила:– А чем же, чем же именно он лучше?Я сказал:– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Ответ детей (реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана).
Выполняют задание и записывают в тетрадь.
Проверка.
Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень внимательным к слову.
Открывают дневник и записывают домашнее задание.