Методические рекомендации педагогам школы для работы над темой самообразования
Методические рекомендациипедагогам школы-интернатадля работы над темой самообразования I. Общие положения 1.1. Методические рекомендации регламентируют деятельность педагога над темой самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.1.2. Работа педагога над темой самообразования является обязательной.1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей, тема самообразования определяется по каждому виду деятельности. II. Цель и задачи 2.1. Целью работы над темой самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.2.2. Задачи:1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;4) развитие в школе инновационных процессов. III. Порядок работы над темой самообразования 3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:1) методической темы школы;2) затруднений педагогов;3) специфики их индивидуальных интересов.3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. 3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:- выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;- теоретический, методический и практический семинар;- практикум;- тренинг;- мастер - класс;- открытый урок.3.5. Методист школы, руководители МО ведут учет тем самообразования, курируют деятельность педагогов по их реализации, консультируют, оказывают обходимую методическую помощь. 3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:- открытых уроков,- доклада,- реферата,- статьи в журнале,- программы,- дидактического материала,- методического пособия,- научно - методической разработкиВесь наработанный материал сдается методисту школы и руководителям МО. Материал является доступным для использования другими педагогами.3.7. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован педагогам школы к распространению на различных уровнях. Примерный план работы педагога над темой Этапы Содержание работы Сроки I.Диагностический 1. Анализ затруднений.2. Постановка проблемы.3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. I год работы над темой II. Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой.2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.3. Прогнозирование результатов. I год работы над темой III. Практический - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.- Формирование методического комплекса.- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.- Корректировка работы. II год; (III), (IV) IV. Обобщающий 1. Подведение итогов.2. Оформление результатов работы по теме самообразования.3. Представление материалов III год, (IV), (V) V. Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.2. Распространение В ходе дальнейшей педагогической деятельности Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа 1. Обоснование выбора темы.2. Цель и задачи работы над темой, сроки.3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.5. Какой предполагается результат и форма его представления.Чаще всего на 1-ом году работы отчет представляет собой план работы над темой. Отслеживает работу над темой руководитель МО. Для этого он разрабатывает таблицу: №п/п Ф.И.О.педагога Должность,предмет Тема самообразования Год работы над темой Деятельность по реализации темы Необходимость введения графы «Год работы над темой» позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года. Возможные варианты деятельности по реализации темы Изучение литературы по проблеме, имеющийся опыт, реализация мероприятий прогностического этапа. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Отчет в ходе проведения семинара. Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов) . Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, его обобщить и выбрать формы распространения. Методический центр 2006