Конспект урока по рускому языку Правописание парных согласных в корне слова


Конспект урока по русскому языку
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».
Цели: учить детей писать парные согласные в корне слова.
Задачи:
Развивать умение обобщать, делать выводы, сравнивать;
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, карточки с заданиями для групп, карточки для дифференцированной работы карточки с домашним заданием.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям!
- Пожелайте друг другу добра!
2. Мотивация к учебной деятельности.
(На доске эпиграф слова «русский язык» закрыты, учащимся нужно догадаться, что создал русский народ).
Эпиграф:
    «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».                                                                      А.Толстой
- Ребята прочитайте эпиграф к уроку, как вы думаете, что же создал русский народ?
- Да, русский народ создал русский язык!
(Запись открывается).
- Как вы понимаете эти слова?
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-Работаем в тетради.
Минутка чистописания
- Я загадываю звук или букву, а вы записываете строчную букву.
1. Напишите парный согласный звуку [п, п,] и запишите букву, которую он обозначает. (б)
2. Запишите букву, которая стоит после буквы б. (в)
3. Какой звук чаще других звучит в скороговорке: «Дед Дадон в дуду дудел, Диму дед дудой задел». (д)
4. Дождь полил лесочек,
Вырос гриб- грибочек,
В тот лесочек мы пойдём,
Где он спрятался, найдём,
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой….. (г)
5. Какой звук чаще других звучит в скороговорке: «Жук жужжит над абажуром» (ж)
6. На эту букву посмотри она совсем как цифра 3. (з)
7. Запишите букву, которая есть и у Лены и у Лили. (л)
- Проверьте по образцу.
б, в , д, г, ж, з, л.
- Какая буква лишняя? (л, у неё нет пары).
- Какое задание можете предложить? (записать пару к каждой букве).
б, в , д, г, ж, з.
п, ф, т, к, ш, с.
Постановка проблемы
- Работаем в группах, вспомним, какие выполнять правила при совместной работе? (каждая группа называет по правилу).
Группы получают листы, на которых написаны слова.
Шу..ка,тра..ка,сковоро..ка, ко..ти, серё..ки, сала..ки.
- Попробуем расставить эти буквы в корне каждого слова?
Учащиеся работают со словами.
- Как вы выполнили это задание? Пожалуйста, разместите ваши листы со словами на доске!
- Ребята сравните ваши записи.
- Задание одно, а выполнили по - разному.
4.Выявление места и причины затруднения.
- Почему так получилось? В чём было затруднение? Чего мы не знаем? (не знаем, какую согласную букву писать в корне слова)
- Сформулируйте тему урока? (Правописание парных согласных в корне слова)
- Чему мы должны научиться?
-Научиться правильно, писать парные согласные в корне слова;
-Найти правило проверки согласных в корне слова.
- Почему вы написали букву… в слове……..(первой спросить группу, у которой есть ошибки при выполнении задания). (Как слышим, так и пишем)
- А почему у вашей группы такая буква в корне слова? (спрашиваю группу, у которой задание выполнено, верно). (Подобрали проверочные слова.)
5. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.
- Хорошо! Попробуем исследовать, какой из парных согласных нужно писать в корне слова.
- Произнесите слово ……….?
- Какой слышим звук? (глухой)
- А какую написали букву? Почему? (значит нужно проверять)
- Давайте подберём проверочные слова. (Обвожу букву проверяемого звука).
Работаем совместно у доски.
После того, как подобрали проверочные слова, учитель спрашивает.
- Что вы заметили?
(Если учащиеся не замечают, что в проверочном слове после согласного появляется гласный, тогда спрашиваю)
- Произнесём еще раз проверочные слова и подумаем, почему они оказались проверочными? (Парный согласный слышали чётко, т.к. появился гласный после него).
- Можем ли мы уже сформулировать вывод? Чтобы правильно обозначить парные согласные в корне слова, нужно…. (изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный).
- К какому источнику нужно обратиться, чтобы узнать, правы мы или нет? (посмотреть в учебнике правило на стр.99)
ФИЗМИНУТКА
- Я буду называть слова, а вы хлопайте, если надо проверять парный согласный на конце слова, и прыгайте, если надо проверять парный согласный в корне слова.
Хлеб- хлопок
Сапожки - прыжок
Рыбка- прыжок
Дуб- хлопок
Ягодка- прыжок
зуб- хлопок
дрозд- хлопок
сковородка- прыжок
глазки - прыжок
круг- хлопок
ложка- прыжок
шапка- прыжок.
- Молодцы!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ну что, попробуем применить наши знания на практике.
- У каждого из вас лежит стихотворение, посмотрите? Что заметили? Какое задание можете предложить? Вставить пропущенные буквы.
- Выполняем задание индивидуально, а потом обсудите, как вы справились с заданием в группе.
Возле грядки две лопатки.
Возле кадки два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке.
(Е. Благинина)
- В какое время года работают на грядке? (летом)
- А кто помогает родителям?
- Ребята, а зимой какую работу вы выполняете? Кто помогает? Молодцы!
- Какое слово не понятно?
СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Домашним заданием у вас было найти значение слова кадка? Какими источниками вы пользовались? Чтение детьми значение слова.
КАДКА - Вывешивается на стенд!!!!
- Проверьте, как вы справились с заданием по образцу.
- Кто не допустил ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?
7. Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону (по подробному образцу).
- Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Одни учащиеся спишут слова, вставляют пропущенные буквы и подбирают проверочные слова, другим нужно будет поработать с пословицами и не только.
Карточка 1. Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
Ко..ка, игру..ка, мы..ка, слё..ки, гри..ки ,яго..ки, доро..ка, пиро..ки.
Карточка 2. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в корне слова. Устно подбери проверочные слова.
Ко..ке – игру..ки, а мы..ке слё..ки. С кем по гри..ки, с тем и по яго..ки. Хороши в доро..ку, пиро..ки с горо…ком.
- Проверьте по подробному образцу.
- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Достигли ли мы цели урока?
- Чему научились?
- А теперь оцените свою работу на уроке!
Красный цвет – «Очень хорошо работал»;
Зелёный – «Работал не в полную силу»;
Синий – «Я не доволен своей работой. Могу лучше».
- Благодарность за активную работу, за старательность, оценка учащихся.
9. Домашнее задание (дифференцированное).
- задания по индивидуальным карточкам.
Домашнее задание
стр.99, упр.189 (зад.3)
Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните знакомые орфограммы. Придумайте 6-8 слов с парной согласной в корне слова.
Сын на но…ки поднялся, в дно голо..кой уперся. Стоит избу..ка на курьих но..ках. Стал де.. ре..ку из земли тянуть. В кру..ке «Умелые руки» ребята делают игру..ки. На гря..ках низко растёт реди..ка. Выгляни в око..ко дам тебе горо..ка.
Попробовать сочинить сказку, стихотворение, загадку.
Домашнее задание
стр.99, упр.189 (зад.3)
Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните знакомые орфограммы. Придумайте 6-8 слов с парной согласной в корне слова.
Сын на но…ки поднялся, в дно голо..кой уперся. Стоит избу..ка на курьих но..ках. Стал де.. ре..ку из земли тянуть. В кру..ке «Умелые руки» ребята делают игру..ки. На гря..ках низко растёт реди..ка. Выгляни в око..ко дам тебе горо..ка.
Попробовать сочинить сказку, стихотворение, загадку.