Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» для специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Право и организация социального обеспечения».


Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГАОУ СПО СО «КИК»)
Методические указания
к выполнению курсовой работы
по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»
для специальностей «Экономика и бухгалтерский учет»,
«Право и организация социального обеспечения».
Автор: Тихонова Ирина Евгеньевна,
преподаватель экономических дисциплин


Краснотурьинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3
2. Порядок выполнения курсовой работы……………………………………..……..4
3. Структура и содержание курсовой работы ………………………………………..5
4. Исходные данные для разработки бизнес-плана производства
новой продукции (оказания услуг, выполнения работ)…………………………..6
5. Структура бизнес-плана (основные разделы)……………………………………..7
6. Источники информации…………………………………………………………….24
Приложение………………………………………………………………………….25
Приложение 1 Заявление о государственной регистрации юридического лица
при создании…………………………………………………………………………..

1.Пояснительная записка
Курсовая работа – это самостоятельно выполненная письменная работа с элементами научного исследования, которая является составной частью учебного плана по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности».
Курсовая работа по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» носит практический характер и выполняется по теме «Бизнес-планирование».
Курсовая работа преследует следующие основные цели:
систематизация и закрепление полученных знаний по дисциплине;
углубление знаний в соответствии с заданной темой;
формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
формирование умений использовать справочную и иную документацию, нормативно-правовые акты;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовка к итоговой государственной аттестации.
2. Порядок выполнения курсовой работы
Порядок выполнения курсовой работы:
назначение темы и разработка индивидуального задания;
составление плана работы;
подбор литературы и необходимых данных;
анализ исходных данных, расчеты показателей;
написание, оформление и представление работы преподавателю;
защита курсовой работы.
Порядок выполнения, оформление и защита курсовой работы осуществляется в соответствии с Положением КИКа о порядке подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломных работ студентами специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Право и организация социального обеспечения».
По объему курсовая работа должна быть не менее 30 и не более 40 страниц печатного текста.
Преподаватель оказывает помощь студенту в выборе темы, подборе литературы, справочных и других материалов, проводит консультации по вопросам содержания и последовательности выполнения работы, контролирует выполнение работы и подготавливает письменный отзыв на курсовую работу.
По завершению студентом курсовой работы преподаватель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. В случае положительной оценки студент допускается к защите, в случае отрицательной – не допускается к защите.
Защита курсовой работы проводится в устной форме согласно учебному расписанию по следующему плану: доклад студента до 5 мин., презентация и ответы на вопросы преподавателя.
Оценку курсовой работы определяет преподаватель с учетом хода защиты.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценок:
Оценка «5» (отлично) ставится, если тема работы раскрыта полностью, грамотно проведены расчеты, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлена работа, имеется содержательный доклад, даны точные ответы на вопросы преподавателя на защите курсовой работы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если тема работы раскрыта полностью, грамотно сделаны расчеты, но допущены неточности, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлена работа, если дан содержательный доклад, неполные и неточные ответы на вопросы преподавателя на защите курсовой работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если тема работы раскрыта не полностью, или допущены серьезные ошибки в расчетах, или отсутствует содержательный доклад, или студент не ответил на 3 вопроса преподавателя на защите курсовой работы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если тема работы не раскрыта, задание не выполнено. Студенту, получившему неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право доработки темы и определяется новый срок для ее выполнения.
3. Структура и содержание курсовой работы
По структуре курсовая работа практического характера по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения.
Во ВВЕДЕНИИ необходимо раскрыть актуальность и значение темы, сформулировать цели и задачи работы, определить объект и предмет исследования, структурное построение работы. Объем введения - не менее 1 и не более 2 страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы должна состоять из 2 глав и параграфов.
В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение бизнес-плана, содержание и порядок его разработки. Объем данной главы – не более 30 страниц.
Во второй главе необходимо разработать бизнес-план производства новой продукции (выполнения работ, оказания услуг).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать выводы и рекомендации. Объем заключения – не менее 2 и не более 3 страниц.
Выводы должны быть краткими, конкретными, вытекать из изложенного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ - это перечень использованных студентом источников и литературы в ходе работы над темой. Не стоит включать в этот список те источники и литературу, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые не использовались студентом вообще.
ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце работы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны (образцы документов, схемы, таблицы, текст и др.). Обязательным приложением является разработанный студентом товарный знак и его описание.

4.Исходные данные для разработки бизнес-плана производства новой продукции (оказания услуг, выполнения работ)
Предприятие - общество с ограниченной ответственностью.
Вид деятельности – производство продукции (выполнение работ, оказания услуг). Конкретный вид деятельности выбирается самим студентом и утверждается руководителем.
Форма собственности – частная.
Размер уставного капитала – не менее 200.000 руб.
Планируется осуществление производства продукции с использованием долгосрочного кредита на приобретение основных фондов сроком на 3 г. Ставка банка по кредиту на момент планирования – 17 % годовых. Способ обеспечения возвратности кредита выбирается самим студентом.
Предприятие арендует производственные помещения и помещение под офис.
Руководство деятельностью предприятия ведет – генеральный директор.
Генеральный директор назначает коммерческого директора, который занимается вопросами маркетинга и главного бухгалтера.
Цель предприятия (миссия) – удовлетворение потребности фирм и населения в товаре (работе, услуге).
Производственный процесс, применяемый на предприятии, характеризуется широкой номенклатурой производственных изделий, небольшим объемом выпуска.
Производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании.
К началу планирования заключены предварительные договоры с несколькими фирмами на изготовление товаров, а также с фирмой, осуществляющей розничную продажу товаров.
Планируется запас сырья и материалов. Индексы роста цен на поставляемые материалы, топливо и энергию составят во 2-ой год – 1,06, в 3-ий год – 1,08.
Объем продаж в соответствии с предварительными договорами, заключенными с основными покупателями в 1-ый год – определяется студентом. Объем продаж планируется увеличить по сравнению с первым годом реализации проекта во 2-ой год на 5%, в 3-ий год на 10%.
Сведения об основных конкурентах: не менее 2 конкурентов.
Режим работы предприятия определяется студентом самостоятельно.
5. Структура бизнес-плана (основные разделы)
Основными разделами разрабатываемого бизнес-плана являются:
Резюме (краткое описание проекта).
Характеристика предприятия, отрасли.
Описание товара.
Анализ рынка и основных конкурентов.
Производственный план.
План маркетинга.
Организационный план.
Финансовый план.
1. РЕЗЮМЕ должно включать следующую информацию:
цель и задачи бизнес-плана;
описание предприятия, его специализацию, предысторию его развития;
краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями они обладают применительно к настоящему бизнес-проекту;
преимущества продукции (работ, услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
ресурсы предприятия;
стратегии предприятия;
описание ситуации на рынке и в отрасли;
потребности в инвестициях, источники финансирования проекта, порядок возврата заемных средств;
риски предприятия;
экономическое обоснование и эффективность проекта.
Таким образом, резюме представляет собой обзор бизнес-плана. Его объем не более 3 страниц.
Задача резюме - в сжатой форме представить основные идеи бизнес-план, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партера, инвестора, кредитора.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ включает следующие сведения:
полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, местонахождение, банковские реквизиты;
инициатор проекта;
организационно-правовая форма предприятия;
размер уставного капитала;
характеристики менеджеров высшего звена управления (ФИО, возраст, образование, квалификация, опыт работы, какими способностями они обладают применительно к настоящему бизнес-проекту);
основной вид деятельности, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
формулировку миссии предприятия.
3. ОПИСАНИЕ ТОВАРА (с позиции потребителя), дается комплексная оценка продукта, обосновывается необходимость совершенствования продукта.
О товаре приводятся следующие сведения:
наименование, ассортимент и номенклатура;
область применения;
какую потребность удовлетворяет;
показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность, процент брака и др.);
внешнее оформление и упаковка;
патентная защищенность, свидетельства на товарный знак;
описание преимуществ планируемого к производству продукта;
слабые и сильные стороны товара (таблица 1);
сравнение с другими товарами;
основные направления совершенствования продукции.
В данном разделе необходимо разработать товарный знак – обозначение товара данного производителя, способное отличать этот товар с однородными товарами конкурентов.
Таблица 1. – Слабые и сильные стороны товара
№ п/пПостановка вопроса при изучении слабых и сильных сторон товара Сильные стороны Слабые стороны
1 2 3 4
1 Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентированна ваша продукция? 2 Изучены ли вами запросы ваших клиентов? 3 Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам? 4 Можете ли вы эффективно довести продукцию до тех потребителей, на которых она ориентированна? 5 Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении: - качества, надежности и других характеристик? - цены? - стимулирования спроса? - места распространения? 6 Понимаете ли вы, на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция? 7 Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции? 8 Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции с точки зрения ее существенного многообразия и степеней морального старения? 9 Проводите ли вы политику создания новой продукции? 10 Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами? 11 Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой маркой, патентами? 4. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ
В данном разделе бизнес-плана следует:
оценить рынок сбыта, выявить наиболее перспективные рынки сбыта (таблица 2);
определить размеры (емкость) рынка, т.е. общей объем товаров, который покупатели определенного региона могут приобрести;
определить степень насыщенности рынка;
оценить тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшую перспективу;
оценить основных конкурентов (таблица 3).
Таблица 2. - Оценка рынков сбыта

п/пПоказатели Ближайший
город или нас. пункт место-нахождения предприятия Населенный пункт в радиусе 100км Рынки удаленные за 100 км
1 2 3 4 5
1 Уровень спроса 2 Степень удовлетворения спроса 3 Уровень конкуренции 4 Доля потребителей, готовых купить продукцию Таблица 3. - Анализ и оценка конкурентов

п/пХарактеристика конкурентов Основные конкуренты
Первый Второй
1 2 3 4
1 Объем продаж, натуральные показатели 2 Занимаемая доля рынка в % 3 Уровень цен 4 Финансовое положение (рентабельности) 5 Уровень технологии 6 Качество продукции 7 Расходы на рекламу 8 Привлекательности и внешний вид 9 Время деятельности предприятия, лет 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
В данном разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции и проектируемых производственных мощностей.
Структура данного раздела следующая:
схема технологического процесса и его описание;
производственная программа предприятия;
планирование потребности в основных фондах (производственных площадях, оборудовании и др.);
планирование потребности в сырье, материалах.
Производственная программа – план по производству и реализации продукции.
В производственной программе необходимо определить объем выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) в натуральном выражении по группам продукции и общий объем выпуска.
Расчет производственной программы начинается с расчета производственной мощности. Производственная мощность представляет собой максимально возможный выпуск продукции за год.
Методика расчета производственной мощности (М) должна учитывать специфические особенности производства:
для непрерывных процессов расчет производится по формуле:
М = n * П * Тэф. , (1)
для периодических процессов (с прерывным режимом работы) расчет производится по формуле:
М = n * Тэф. / Дп..ц. * З * К1 * К2 , (2)
где, n – количество единиц однотипного оборудования;
П – часовая производительность единицы ведущего оборудования в
натуральных единицах;
Тэф. – годовой эффективный фонд времени работы оборудования, ч.
Дп.ц. – длительность производственного цикла, ч.;
З – разовая загрузка сырья в натуральных единицах;
К1 – коэффициент содержания основного вещества в перерабатываемом сырье;
К2 – коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья.
Годовой эффективный фонд рабочего времени (Тэф.) рассчитывается по формуле:
Тэф. = Тном.* (100-Т)/100 , (3)
где, Тном. – номинальный фонд времени работы оборудования , ч;
Т – процент планируемых текущих простоев (ремонты, переналадка).Для расчета принимаем Т = 5 %.
Тном. = (К – В) * Ксм * Тсм. , (4)
где, К- количество дней в году;
В- число выходных и нерабочих праздничных дней;
Ксм – число смен в сутки;
Тсм. – продолжительность смены, ч.
Таблица 4. - Производственная программа предприятия
Показатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год
Коэф-т роста объемов выпуска продук-цииОбъем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед. Коэ-т роста объемов выпуска продук-цииОбъем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед. Коэф-т роста объемов выпуска продук-цииОбъем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед.
1 2 3 4 5 6 7
Объем выпуска продукции 1 – всего 1,00 1,05 1,10 в том числе для реализации продукции 1 в соответствии с договорами купли-продажи ИТОГО Планирование потребности в основных производственных фондах осуществляется по группам (таблица 5).
Таблица 5. - Потребность в основных фондах, руб.
Основные фонды 1-ый год 2-ой год 3-ий год
Общая потребность Прирост основных фондов Общая потребность Прирост основных фондов Общая потребность Прирост основных фондов
1 2 3 4 5 6 7
1.Здания, сооружения арендованы - арендованы - арендованы -
2.Рабочие машины и оборудование - 3. Транспортные средства - 4. Прочие - ИТОГО - Таблица 5 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной таблицы 6.
Таблица 6. - Стоимость основных производственных фондов
Виды и наименование основных произ-водственных фондов 1-ый год 2-ой год 3-ий год
Коли-чест-во, штЦена, руб.
Всего, руб.
Коли-чест-во, штЦена,
руб. Всего, руб.
Коли-чест-во, штЦена, руб.
Всего, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ИТОГО: Далее рассчитывается потребность в сырье, материалах (таблица 7).
Таблица 7.- Стоимость сырья и материалов
Виды и наименования сырья и вспомогательных материалов 1-ый год 2-ой год
Коли-
чествоЦена,
руб. Стои-
мость,
руб. Коэф-троста объема
выпус-апрод-иКолич.
с учетом
коэф-а роста объема Индекс цен на сырье, мат-ы, топли-во и энерг. Цена с учетом индекса цен на сырье, мат-ы, топли-во и энерг. Стои-мость,
руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1,05 1,06 ИТОГО Продолжение таблицы 7.
3-ий год
Коэффициент роста объема выпуска продукции Количество с учетом коэффициента роста объема Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию Цена с учетом индекса цен на сырье, материалы топливо и энергию, руб. Стоимость,
руб.
10 11 12 13 14
1,10 1,08 6. ПЛАН МАРКЕТИНГА
В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в проведении возможностей предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
Основными элементами плана маркетинга являются:
каналы распределения товаров;
маркетинговая стратегия;
анализ ценовой политики (таблица 8) и методы ценообразования;
методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса;
реклама.
Основные функции распределения товаров заключаются, во-первых, в физическом перемещении товаров в пространстве и во времени; во-вторых, в обеспечении доступности товаров для покупателей.
Среди участников каналов распределения выделяю таких посредников, как простые посредники (агенты, брокеры, комиссионеры) и торговцы (оптовые и розничные).
Схемы возможных каналов распределения товаров с участием торговцев приведены на рис. 1.
Производитель
Потребитель Производитель

Розничный
продавец

Потребитель Производитель

Оптовый
продавец

Розничный
продавец

Потребитель
Производитель

Оптовый
продавец

Мелкооптовый продавец

Розничный продавец

Потребитель
Рисунок 1. Схема возможных каналов распределения товаров
Маркетинговая стратегия – это часть общей стратегии предприятия, одна из ее функциональных стратегий, поэтому в основе плана маркетинга лежат стратегические цели.
Вбираем маркетинговую стратегию проникновения с товаром на свободный сегмент рынка.
Ценовая политика в маркетинге заключается в том, что организация устанавливает на свои товары такие цены и так их изменяет в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных целей.
Ценовая политика разрабатывается на основе маркетинговой стратегии.
Выбираем ценовую стратегию. Выбор проводится из следующих типовых ценовых стратегий:
стратегия ценового прорыва (цены несколько ниже, чем у конкурентов);
стратегия «снятия сливок» (цены несколько выше, чем у конкурентов);
цены примерно на уровне цен конкурентов.
Практика установления цен проявляется в ориентации на издержки, на спрос и конкурентов. Указанные направления дают возможность определить границы, в которых принимается маркетинговое решение об установлении цены: нижний предел цены определяется размером издержек, верхний – спросом на рынке.
В зависимости от конкретной ситуации на рынке могут быть использованы следующие методы ценообразования:
1. Стимулирующие:
бонусные скидки постоянным клиентам;
скидки за плату наличными;
скидки за количество покупаемого товара;
сезонные скидки;
скидки-зачеты (сдача старой вещи в счет оплаты приобретаемого товара.2.Ассортиментные:
ценовые линии (диапазон цен в рамках товарного ассортимента);
цены выше номинала (широкий выбор дополнительных товаров к базовому товару);
цены с приманкой (основной товар по доступно цене, а дополнительный – по повышенным ценам);
цена за комплект (более низкие цены на основной продукт за счет реализации побочного);
цены на сопутствующие товары (наценки на обязательные сопутствующие товары).
3. Конкурентные:
ценовые воины (повышение и понижение цен);
цены «снятия сливок»;
цены проникновения;
цены по кривой освоения (между ценами «снятия сливок» и проникновения).
4.Дифференцированые:
по месту нахождения покупателей на разных территориях;
по времени года, суток;
по контингенту потребителей (например, студенты, пенсионеры);
по количеству продаваемой продукции в одной партии.
5. Методы ценообразования с ориентацией на издержки.
6. Метод определения цены с ориентацией на спрос (метод оценки реакции потребителей – потребительской оценки).
7. Метод ценообразования по доходу на капитал.
8. др.
Таблица 8. - Анализ ценовой политики

п\пПостановка вопроса при исследовании объекта или метода его анализа Прогноз положения дел, оценка
1 2 4
1 Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? 2 Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены? 3 Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? 4 Как относятся покупатели к установленным вами ценам? 5 Используется ли предприятием политика стимулирующих цен? 6 Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? 7 Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным потребителям? Отдельные пункты таблицы 8 заполняются после установления цен на запланированную продукцию.
Основным методом ценообразования являются «издержки + прибыль».
Определение цены (Ц) этим методом производится по формуле:
Ц= (С+П) + НДС, (5)
где, С- полная себестоимость единицы продукции, руб.;
П- планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.;
НДС- налог на добавленную стоимость (18% или 10%), руб.
Далее рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене по формуле:

Кэ = (Q2-Q1)/(Q1+Q2) (Р2- Р1)/(Р2+Р1), (6)
где, Q1 , Q2 – объемы продаж планируемого предприятия и основного
конкурента, ед.;
Р1, Р2 – цены единицы продукции планируемого периода предприятия и
основного конкурента.
Если Кэ 1, то спрос эластичен по цене, т.е. изменение цены продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах больше чем на 1 %.
Если Кэ 1, то спрос неэластичен по цене, т.е. изменение цены единицы продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах меньше чем на 1 %.
В части рекламы описываются тип (товарная или фирменная), средства распространения (прямая, в прессе, печатная реклама, наружная реклама, теле- и радио- реклама, на транспорте, сувенирная). Расходы на рекламу определяются в разделе «Финансовый план».
7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
состоит из следующих элементов:
организационная структура управления предприятием;
потребность в персонале, заработная плата;
кадровая политика предприятия.
Организационная структура предприятия представляет собой способ и форму объединения работников предприятия для достижения поставленных перед ней целей. Организационная структура оформляется в виде схемы. При описании организационный структуры необходимо показать, какова структура управления предприятием, кто и чем будет заниматься, как структурные подразделения будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность. Организационную структуру предприятия рекомендуется представить в виде схемы.
Виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, матричная и др.
Далее в бизнес-плане необходимо представить информацию о потребности в персонале по категориям, определить численность работников явочную и списочную, режим рабочего времени, рассчитать баланс рабочего времени, описать форму привлечения к труду работников (постоянная работа, совместительство, надомная работа и др.), описать применяемые на предприятии системы оплаты труда работников и рассчитать заработную плату.
Таблица 9. - Потребность в персонале по категориям
Категория, наименование должности Описание выполняемой работы Форма привлечения к труду Уровень квалификации
1 2 3 4
Расчет численности рабочих начинается с разработки проектного баланса рабочего времени на одного рабочего, приведенного в таблице 10.
Таблица 10. - Расчет эффективного фонда рабочего времени
Наименование показателей Период
1 2
1.Календарный фонд времени, дней 2.Число выходных и нерабочих праздничных дней 3.Номинальный фонд рабочего времена (Тном), дней 4.Невыходы на работу по причинам, дней всего в т.ч. - ежегодные основные и дополнительные отпуска, дней - болезни и декретные отпуска, дней - ученические отпуска. дней - прочие, дней 5. Итого эффективный фонд рабочего времени (Тэф), дней 6. Продолжительность рабочего дня (смены), часов 7. Итого эффективный фонд рабочего времени, часах По данным таблицы 10 определяется коэффициент списочного состава (Ксп), по формуле:

Ксп = Тном / Тэф , (7)
Далее определяется явочная численность рабочих (Чяв), то есть минимальное количество рабочих, необходимое для выполнения задания по производству продукции за смену одним из методов:
- по нормам выработки:

Чяв= V / (Нвыр.* Квн) , (8)
где, V – объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Нвыр. – норма выработки продукции на одного рабочего-сдельщика в
натуральных единицах;
Квн – коэффициент выполнения норм выработки.
- по нормам времени:
Чяв= (V * Нвр) / (Тсм * Квн), (9)
где, Нвр – норма времени на производство единицы продукции;
Тсм - продолжительность смены, ч.;
- по нормам обслуживания:
Чяв= N / Нобс , (10)
где, N – число единиц обслуживаемого оборудования;
Нобс. – норма обслуживания.

- по штатным нормативам (штатному расписанию);
- путем расстановки по рабочим местам.

Списочная численность рабочих (Чсп) определяется по формуле:

Чсп = Чяв * n * Ксп , (11)
где, n – количество смен в сутки.
Численность руководителей, специалистов и служащих определяется в соответствии с производственной и организационной структурой, штатным расписанием или нормам обслуживания.
Расчеты сводятся в таблицы 11, 12.
Таблица 11.- Численность рабочих
Наименование групп и профессий рабочих Явочное число рабочих Списочное число рабочих
в смену, чел в сутки, чел 1 2 3 4
1. Основные рабочие всего в том числе 2. Вспомогательные рабочие всего в том числе ИТОГО
Таблица 12.- Численность руководителей, специалистов и служащих
Наименование должностей Численность
1 2
ИТОГО Далее делается расчет средств на оплату труда работников предприятия – ФОТ (таблица 13).
Годовой фонд оплаты труда складывается из фондов основной и дополнительной заработной платы.
В фонд основной заработной платы (оплата за отработанное время) включаются: оплата по тарифным ставкам или сдельным расценкам, премии, доплаты и надбавки, доплата по районному коэффициенту.
В фонд дополнительной заработной платы (оплата за неотработанное время) включаются: оплата всех видов отпусков, оплата времени исполнения государственных или общественных обязанностей, оплата простоев, брака не по вине работника.
Таблица 13.- Потребность в персонале и заработной плате
Категории работников 1-ый год 2-ой год 3-ий год
Числен-ность,
чел. Средне-месячнаяз.п., рубЗатраты на з.п. (ФОТ),
руб. Затраты на з.п. (ФОТ),
руб. Затраты на з.п. (ФОТ), руб.
1 2 3 4 5 6
1.Основные рабочие 2.Вспомогательные рабочие 3.Специалисты 4. Служащие 5. Руководители ИТОГО
Таблица 13 заполняется на основании результатов расчета вспомогательной таблицы 14, 15 и дополнительных расчетов.
Таблица 14. – Годовой фонд оплаты труда руководителей, специалистов, служащих
Наименование должности Числен-ностьОклад за месяц, руб. Σ окладов за месяц, рубЗпремия, руб. Зр.к., руб. Зосн., руб. Здоп., руб. Итого ФОТ, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Руководители всего в том числе 2. Специалисты всего в том числе 3. Служащие всего в том числе ИТОГО Таблица 15. - Годовой фонд оплаты труда рабочих
Наименование групп и профессий рабочих ТРЧсп, чел. Тэф всех рабо-чих, ч. Зтс, рубЗтар, руб. Зпремия, руб. Здоп. и над., руб. Зр.к., руб. Зосн., руб. Здоп., руб. Итого ФОТ, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13
1.Основные рабочие всего в том числе 2.Вспомогательные рабочие всего в том числе ИТОГО ТР – тарифный разряд;
Чсп – списочная численность, чел.;
Тэф – эффективный фонд рабочего времени, ч.;
Зтс – часовая тарифная ставка, сдельная расценка, руб.;
Зтар. – заработная плата по тарифу, руб.
Зпремия – премия, руб.;
Здоп. и над. – прочие доплаты и надбавки (например, за работу в ночное время), руб.;
Зр.к. – доплата по районному коэффициенту (20 %), руб.;
Зосн. – фонд основной заработной платы, руб.
Здоп. – фонд дополнительной заработной платы (10 % от основной заработной платы), руб.
Затем необходимо дать описание кадровой политики предприятия, которая включает:
подбор и оценку кадров (собеседование, анкетирование, тестирование, медицинский осмотр, проверка рекомендаций и др.);
продвижение кадров;
методы стимулирования труда работников;
повышение квалификации, подготовку, переподготовку кадров;
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют его в стоимостном варианте.
При разработке финансового плана необходимо:
составить: план издержек (себестоимости продукции), отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств;
рассчитать точку безубыточности;
составить план по рискам;
определить показатели финансово-экономической целесообразности реализации проекта.
Расчет издержек производства (калькуляция) приводится укрупнено и подразделяются на переменные, зависящие от изменения объемов производства продукции, и постоянные, не зависящие от изменения объемов производства и рассчитываются на весь объем выпускаемой продукции (таблица 16).
Таблица 16. - Себестоимость продукции, руб.
Показатели 1-ый г. при объеме производства
------------шт2-ой г. при объеме производства
------------шт3-ий г. при объеме производства
------------штна
ед. про- дукцииВСЕГО на
ед.про-дукцииВСЕГО на ед.про-дукцииВСЕГО
1 2 3 4 5 6 7
1.Сырье и материалы 2.Топливо на технологические цели 3.Электроэнергия на технологические цели. 4.Затраты на оплату труда основных рабочих 5.Начисления на заработную плату основных рабочих
(страховые взносы 30,2% от ФОТ) 6.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 7.Цеховые расходы ИТОГО цеховая себестоимость 8. Общезаводские расходы ИТОГО производственная себестоимость 9. Внепроизводственные расходы ИТОГО полная себестоимость продукции Таблица 16 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательных таблиц 17, 18 и дополнительных расчетов.
Затраты на топливо и электроэнергию определяются умножением плановой потребности в тепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы.
Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых расходов осуществляется по укрупненным нормативам, приведенным в таблице 17, 18.
Таблица 17. - Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Наименование статей расходов Пояснения к расчетам Сумма, руб1 2 3
1. Содержание и эксплуатация оборудования 2% от стоимости оборудования 2. Ремонт оборудования 5 % от стоимости оборудования 3.Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих см. таблицу 15 4. Страховые взносы 30,2% от ФОТ вспомогательных рабочих 5.Амортизация оборудования линейным методом 6. Прочие расходы 15% от суммы предыдущих расходов ИТОГО Сумма амортизационных отчислений за год линейным методом определяется по формуле:
А = С перв. * На / 100 , (12)
где С перв. - первоначальная стоимость объекта основных фондов, руб.
На – норма амортизации, %.
На = 1/к * 100, (13)
где к – срок полезного использования объекта, лет.

Таблица 18. – Смета цеховых расходов
Наименование статей расходов Пояснения к расчетам Сумма, руб.
1 2 3
1.Фонд оплаты труда руководителей специалистов, служащих см. таблицу 14 2. Страховые взносы 30,2% от ФОТ руководителей, специалистов, служащих 3. Аренда зданий и сооружений 4. Затраты на охрану труда 10 % от ФОТ работников 5. Прочие цеховые расходы 20 % от суммы предыдущих статей ИТОГО Общезаводские расходы рассчитываются либо прямым счетом в виде соответствующей сметы либо укрупнено в размере 15 % от цеховой себестоимости.
Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции (в том числе расходы на рекламу), принимаются укрупнено в размере 2 % от производственной себестоимости.

Затем составляется отчет о доходах и расходах (таблица 19).
Таблица 19. - Отчет о доходах и расходах, руб.
Показатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год
1 2 3 4
1. Доходы (выручка) от реализации (без НДС) 2. Полная себестоимость продукции 3. Балансовая прибыль
(стр. 1 – стр. 2) 4. Налог на имущество организации 5. Налог на прибыль 6.Чистая прибыль
(стр. 3- стр.4,5) Доход от реализации продукции определяется по формуле:
Дреал. = ΣVi * Цi , (14)
где, Vi – объем продаж i-ого вида продукции в натуральном выражении;
Цi – цена i-ого вида продукции без НДС, руб.
Налог на имущество организаций определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговой ставки 2 %.
Налог на прибыль организаций определяется исходя из балансовой прибыли и налоговой ставки 20 %.
Затем составляется баланс денежных средств с тем, чтобы определить, достаточно ли денежных средств у предприятия для осуществления нормального бесперебойного процесса производства (таблица 20).
Таблица 20.- Баланс денежных средств, руб.
Показатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год
1 2 3 4
1. Денежные средства на начало года 2. Денежные поступления всего в том числе: доход (выручка) от продажи с НДС поступление кредитных средств 3. Платежи на сторону всего: в том числе: затраты на производство и реализацию продукции затраты на приобретение основных фондов уплата процентов за кредит погашение кредита уплата налога на имущество организаций уплата НДС уплата налога на прибыль организаций 4. Баланс денежных средств на конец периода На основе данных таблицы 16, и уровня цен на единицу продукции рассчитывается точка безубыточности и строится график безубыточности с целью определения критического объема производства, при котором обеспечивается нулевая прибыль, то есть доход от продаж равен издержкам производства.
Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:

Vкр = УПЗ/ (Ц – УППЗ), (15)
где, УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, руб.;
Ц – цена единицы продукции, руб.;
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции.
Составляется план по рискам.
Предпринимательский риск – потенциальная возможность потерь в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных расчетов либо получение доходов ниже предполагаемых.
Значение данного плана состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.
Необходимо:
составить перечень возможных наиболее существенных видов;
указать меры по профилактике и нейтрализации угрозы, создающей риски;
предложить программу страхования от рисков.
В конце финансового плана рассчитываются основные показатели финансово-экономической целесообразности реализации проекта по формулам представленным в таблице 21.
Таблица 21. – Показатели финансово-экономической целесообразности реализации проекта
Наименование показателя Формулы для расчета 1-ый год 2-ой год 3-ий год
1 2 3 4 5
1.Фондоотдача основных фондов, рубФо = Дреал. / СОФ,
где, СОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, руб. 2.Рентабельность продаж, % R = Пч / Дреал. * 100,
где, Пч – чистая прибыль, руб. 3. Рентабельность продукции, % R = Пч / С * 100 ,
где, Пч – чистая прибыль, руб. 4. Срок окупаемости проекта, лет Т = (уставный капитал + долгосрочный капитал)/ Пб Источники информации
Арустамов Э.А. и др. Организация предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, МУПК, 2010.
Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20012. – 272 с.
Басовский Л. Е. Маркетинг: Учебное пособие – М.: Инфро – М., 2011. -134с.
Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании: практическое пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – М.: Издательство «Омега – Л», 2011. – 350 с.
Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: финансы и статистика, 2010. – 418 с.
Боков В.В. и др. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике. – М.: ПРИОР, 2012
Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011.
Гражданский кодекс Российской Федерации /ч. 1 и 2/.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, – 245 с.
Мурахтанова Н. М, Ерёмина Е. И. Маркетинг: Учебное пособие. – М: Академия; Мастерство, 2012 – 208с.
Налоговый кодекс Российской Федерации /Часть 1 и 2/.
Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг: Учебное пособие/ Под ред. В. М.. Власовой. – М: Финансы и статистика, 2010. – 528с.
Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Под ред. А. С. Пелиха. Изд. Второе, испр. И доп. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012.- 336 с.
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012. – 164 с.
Предпринимательство: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2010.
Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Под ред. В.М. Попова. _ М.: КноРус, Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 360 с.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011. -560 с.
Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. -160 с.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: РЛД, 2011. – 272 с.
Приложение 1
Приложение № 1
к постановлению Правительства РФ
от 19.06.2002 г. № 439
(в редакции постановления Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630, от 26.02.2004 г. № 110, от 13.12.2005 г. № 760, от 22.05.2006 г. № 302)
Форма № Р1 1 0 0 1
В (наименование регистрирующего органа) (код)
Заявлениео государственной регистрации юридического лица при создании
1. Организационно-правовая форма и наименование юридического лица
1.1. Организационно-правовая форма Общество с ограниченной ответственностью
1.2. Полное наименование юридического лица Общество с ограниченной ответственностью
1.3. Сокращенное наименование юридического лица 1.4. Фирменное наименование юридического лица 1.5. 1.5.1. Наименование на языке народов Российской Федерации ---
1.5.2. Указать на каком ---
1.6. 1.6.1. Наименование на иностранном языке 1.6.2. Указать на каком 2. Адрес (место нахождения) юридического лица
2.1. Постоянно действующего исполнительного органа Иного органа Лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности
V (нужное отметить знаком – V)
2.2. (наименование органа) 2.3. Адрес в Российской Федерации
2.3.1. Почтовый индекс 2.3.2. Субъект Российской Федерации 2.3.3. Район 2.3.4. Город 2.3.5. Населенный пункт 2.3.6. Улица (проспект, переулок и т.д.) 2.3.7. Номер дома (владение) 2.3.8.Корпус (строение) 2.3.9.Квартира (офис)
2.4. Контактный телефон
2.4.1.Код города 2.4.2.Телефон 2.4.3.Факс
3. Количество учредителей юридического лица
3.1. Юридических лиц 0 (сведения об учредителях указываются в листе А)
3.2. Физических лиц 1 (сведения об учредителях указываются в листе Б)
4. Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе ВСтраница 0 2
Форма № Р1 1 0 0 1
5. Сведения об уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевом фонде)*
5.1. Уставный капитал Складочный капитал Уставный фонд Паевой фонд
V (нужное отметить знаком – V)
5.2. Составляет 200 0000 (двести тясяч) рублей
6. Количество обособленных подразделений юридического лица
6.1. филиалов юридического лица (при наличии филиалов юридического лица сведения о них указываются в листе Г)
6.2. представительств юридического лица (при наличии представительств юридического лица сведения о них указываются в листе Д)
7. Количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени
юридического лица (сведения указываются в листах Е и Ж)
8. Сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, на базе имущества которого создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество, указываются в листе З**
9. Количество видов экономической деятельности (сведения о видах экономической деятельности указываются в листе И)
10. Сведения о заявителе
10.1. 10.1.1.Учредитель юридического лица -
физическое лицо Руководитель юридического лица - учредителя Иное лицо, действующее на основании полномочий
(нужное отметить знаком – V)
10.1.2.Фамилия 10.1.3.Имя 10.1.4 Отчество
10.1.5. ИНН (при его наличии) 10.2. Данные документа, удостоверяющего личность
10.2.1.Вид документа, удостоверяющего личность 10.2.2.Серия 10.2.3. Номер 10.2.4. Дата выдачи .10.2.5.Кем выдан
10.2.6.Код подразделения 10.3. Адрес места жительства в Российской Федерации
10.3.1. Почтовый индекс 10.3.2. Субъект Российской Федерации 10.3.3. Район 10.3.4. Город 10.3.5. Населенный пункт 10.3.6. Улица (проспект, переулок и т.д.) 10.3.7. Номер дома (владение) 10.3.8. Корпус (строение) --- 10.3.9.Квартира (офис) 1
10.4. Адрес места жительства в стране, резидентом которой является заявитель***
10.4.1. Страна места жительства ---
10.4.2. Адрес места жительства
---
10.5. Контактный телефон
10.5.1.Код города 10.5.2.Телефон 10.5.3.Факс ---
_____________________
* Указывается коммерческими организациями.
** Лист З заполняется только в случае создания производственного кооператива или хозяйственного товарищества.
***Заполняется в случае, если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации.
Страница 0 3
Форма № Р1 1 0 0 1
11. Представлены документы в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Перечень документов указывается в листе К12. Мною подтверждается, что:
представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы (ОПФ);
сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации достоверны;
при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной ОПФ порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда), на момент государственной регистрации;в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Заявитель (подпись)
13. Заполняется в соответствии со статьей 80 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»
13.1. Подпись заявителя свидетельствую
Нотариус
М.П. (подпись) 13.2. ИНН нотариуса 6 6 1 7 6 4 3 7 9 5 3 2
13 1 Заполняется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 302 в случае создания организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования
131.1 Согласовано
131.2 Данные должного лица
131.2.1. Должность Нотариус
131.2.2. Фамилия Прав
131.2.3. Имя Илья
131.2.4. Отчество Николаевич
М.П. (подпись)
14. Заполняется должностным лицом регистрирующего органа
14.1. 14.1.1. Документы представлены
Непосредственно Почтовым отправлением
\/ (нужное отметить знаком "V")
14.1.2. Дата получения документов регистрирующим органом "14" "октября" "2010"
число месяц Год
14.1.3. Входящий номер ___________________
14.2. 14.2.1. Расписка в получении документов
Выдана непосредственно Направлена по почте
\/ (нужное отметить знаком "V")
14.2.2. Должность работника регистрирующего органа Налоговый инспектор
14.2.3. Фамилия Чибисов
14.2.4. Имя Олег
14.2.5. Отчество Михайлович
(подпись)
Страница 0 4
Форма № Р1 1 0 0 1
Лист БСведения об учредителях юридического лица – физических лицах*
Общество с ограниченной ответственностью
(полное наименование создаваемого юридического лица)
1. Данные учредителя – физического лица
1.1. Фамилия 1.2. Имя 1.3. Отчество 1.4. ИНН (при его наличии) 2. Доля в уставном капитале (в рублях) 200 000 (двести тысяч)
3. Данные документа, удостоверяющего личность
3.1. Вид документа, удостоверяющего личность 3.2. Серия 3.3. Номер 3.4. Дата выдачи
3.5. Кем выдан3.6. Код подразделения 4. Адрес места жительства учредителя юридического лица – физического лица
4.1. Адрес места жительства в Российской Федерации (при отсутствии указывается место пребывания)
4.1.1. Почтовый индекс 4.1.2. Субъект Российской Федерации 4.1.3. Район 4.1.4. Город 4.1.5. Населенный пункт 4.1.6. Улица (проспект, переулок и т.д.) 4.1.7. Номер дома (владение) 4.1.8. Корпус 4.1.9.Квартира (офис)
4.2. Адрес места жительства в стране, резидентом которой является учредитель – физическое лицо**
4.2.1. Страна места жительства ---
4.2.2. Адрес места жительства
---
5. Контактный телефон
5.1.Код города 5.2.Телефон 5.3.Факс ---
Заявитель (подпись)
________________
* На каждого учредителя заполняется отдельно.
**Заполняется в случае, если учредителем юридического лица является физическое лицо - иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации.
Страница 0 5
Форма № Р1 1 0 0 1
Лист ЕСведения о лице, имеющем право без доверенности
действовать от имени юридического лица*
Общество с ограниченной ответственностью
(полное наименование создаваемого юридического лица)
1. Данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица
1.1. Фамилия 1.2. Имя 1.3. Отчество 1.4. ИНН (при его наличии) 2. Должность 3. Данные документа, удостоверяющего личность
3.1. Вид документа, 3.2. Серия 3.3. Номер 3.4. Дата выдачи13.5. Кем выдан3.6. Код подразделения 4. Адрес места жительства
4.1. Адрес места жительства в Российской Федерации (при отсутствии указывается место пребывания)
4.1.1. Почтовый индекс 4.1.2. Субъект Российской Федерации 4.1.3. Район 4.1.4. Город 4.1.5. Населенный пункт 4.1.6. Улица (проспект, переулок и т.д.) 4.1.7. Номер дома (владение) 4.1.8. Корпус (строение) --- 4.1.9.Квартира (офис)
4.2. Адрес места жительства в стране, резидентом которой является лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица**
4.2.1. Страна места жительства ---
4.2.2. Адрес места жительства
---
5. Контактный телефон
5.1. Код города 5.2. Телефон 5.3. Факс ---
Заявитель (подпись)
____________________
* Заполняется отдельно на каждое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.
**Заполняется в случае, если лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации.
Страница 0 6
Форма № Р1 1 0 0 1
Лист ИСведения о видах экономической деятельности*
Общество с ограниченной ответственностью
(полное наименование создаваемого юридического лица)
№ Код по ОКВЭД** Наименование вида деятельности
1 5 0 . 2 . 2 5 0 . 2 0 . 1 3 . . 4 . . 5 . . 6 . . 7 . . 8 . . 9 . . 10 . . Заявитель (подпись)
_______________
* Указываются все виды экономической деятельности юридического лица, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц. Если количество видов деятельности больше 10, то заполняется второй лист И, больше 20 – третий лист И и т.д. Первым указывается основной вид экономической деятельности.
** Указывается не менее 3 цифровых знаков Общ