Рабочая программа по рускому языку.5 класс.ФГОС. 2 часть
Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» в 5 Б классе
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Результаты обучения (УУД)
Дата
Личностные
Метапредметные
Предметные
План
Факт
1
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
Вводный урок
Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.
Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монол. и диалогической речи; вести сам. поиск информации в СМИ; работать в группах.
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования.
2
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1
Урок повторения
3
Р.р. Стили речи.
1
Урок развития речи
Стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести поиск информации в школьных учебниках;соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия.
Иметь общее понятие о стилях речи и их характеристике.
Вспоминаем, повторяем, изучаем. (16 ч.+4 ч.)
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
Урок повторения изученного
Осознавать эстетическую ценность рус.языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности.
Строить рассуждение, аргументировать свое мнение; пользоваться словарем иностранного языка.
Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией с целью верного произношения слов; определять тему, основную мысль текста.
5
Орфограмма.
1
Урок повторения изученного
Осознавать эстетическую ценность.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции..
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
Урок повторения изученного
Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орф. словарем.
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
Урок повторения изученного
Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; пользоваться орф.словарем.
Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; обозначать условия выбора правильных написаний.
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
Урок повторения изученного
Стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения.
Знать способ проверки согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; выбирать заголовок к тексту из ряда предложенных.
9
Буквы и, у, а после шипящих.
1
Урок повторения изученного
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орф.правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; пользоваться орф.словарем.
Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
10
Разделительные ъ и ь.
1
Урок повторения изученного
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное правило; извлекать фактуальную информацию из текстов.
Знать правило употребления разделительных ъ и ь; находить в словах разделительные ъ и ь.
11
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
Урок закрепления умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; выражать своё отношение к изображенному на рисунке.
Усвоить понятие орфограммы пробела), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова.
12
Диктант.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
13
Р.р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70)
1
Урок развития речи
Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.
Вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского лит. языка и правила правописания.
Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений ; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста .
14
Части речи. Глагол.
1
Урок повторения изученного
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах; адекватно воспринимать на слух текст, владеть приемами аудирования; оценивать чужую речь; преобразовывать визуальную информацию в текстовую.
Знать,на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; знать об употреблении на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; определять тему и основную мысль текста.
15
-Тся и –ться в глаголах.
1
Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).
Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать способ определения написания –тся и –ться в глаголах; знать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами.
16
Личные окончания глаголов.
1
17
Р.р. Тема текста.
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.
Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, соблюдать в процессе создания текста основные нормы рус. лит. языка.
Определять самую широкую тему текста из ряда предложенных; подбирать заголовки к теме; подбирать заголовок к тексту; анализировать предложенное сочинение; писать сочинение на заданную тему.
18
Имя существительное.
1
Урок повторения изученного
Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;вычитывать информацию, представленную в таблицах.
Знать, на какие вопросы отвечает имя сущ.; морфологические признаки знать об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у сущ-х.
19
Имя прилагательное.
1
Урок повторения изученного
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; создавать письменный текст с учетом замысла.
Знать, на какие вопросы отвечает имя прил.е; знать об изменении прил. по родам, падежам и числам, о согласовании прил. с сущ.
20
Р.р. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского лит. языка и правила правописания.
Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине; описывать изображенное на жанровой картине в устной или письменной форме.
21
Местоимение.
1
Урок повторения изученного
Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности; интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; владеть приемами изучающего чтения.
Знать о личных местоимениях 1,2 и 3 лица; о склонении личных местоимений; После предлогов; находить личные местоимения в тексте.
22
Р.р. Основная мысль текста.
1
Урок развития речи
Осознание и определение (называние) своих эмоций; интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть приемами отбора и систематизации материала на заданную тему.
Знать о теме и основной мысли текста; о способах выражения основной мысли текста; определять тему и основную мысль текста; редактировать предлагаемую заметку.
23
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч.+7 ч.)
24
Синтаксис. Пунктуация.
1
Урок открытия новых знаний
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный худ. текст в сжатом виде в письменной форме
Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок.
25
Словосочетание.
1
Урок открытия новых знаний
Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.
Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи.
Знать, чем словосочетание от слова; знать строение словосочетания; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании; определять основную мысль высказывания; составлять устный рассказ на основе опорных словосочетаний.
26
Разбор словосочетания.
1
Урок развития умений
Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.
Знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетания по образцу; находить словосочетания в тексте.
27
Предложение.
1
Урок обобщения
Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.
Вычитывать информацию, представленную в схеме.
Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения
28
Р.р. Сжатое изложение
1
Урок развития речи
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в сжатом виде в письм. форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме.
Знать приемы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; писать сжатое изложение исходного текста.
29
Виды предложений по цели высказывания.
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное; интерес к созданию собственных высказываний; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно воспринимать на слух предложения с разным интонационным рисунком.
Знать виды предложений по цели высказывания; распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформить, составлять разные виды предложений по цели высказывания..
30
Восклицательные предложения.
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность оценивать чужую речь с точки зрения передачи восклицательной интонации в высказываниях.
Знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные); соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания.
31
Р.Р.Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении.
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей при создании сочинения в письменной форме.
Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Знать о теме сочинения (широкой и узкой); об основной мысли, стиле сочинения (разговорный, рассказ о памятном дне в школе, об уроке); о том,как составлять отзыв; распознавать широкую и узкую темы, основную мысль; писать сочинение на выбранную тему..
32
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
Урок обобщения
Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения.
33
Сказуемое.
1
Урок обобщения
Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме.
Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); писать изложение по исходному тексту-повествованию.
34
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем.
Знать условие употребления тире между главными членами предложения (сущ. в им.п.); правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом.
35
Нераспространенные и распространен. предложения. Второстепенные члены предложени.
1
Урок развития умений
Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (работа с текстом «Волшебный мир русской сказки»).
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Знать определение нераспространенных и распространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов ..
36
Дополнение.
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения;; находить дополнение в предложении; верно обозначать дополнение как член предложения.
37
Определение.
1
Урок развития умений
Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности.
38
Обстоятельство.
1
Уважительное отношение к родному языку.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения.
39
Предложения с однородными членами.
1
Урок развития умений
Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание.
Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; находить однородные члены; составлять предл. с однородными сказуемыми.
40
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
Урок развития умений
Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Знать условия постановки запятой между однородными членами и непостановки запятой ,знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове.
41
Предложения с обращениями.
1
Урок открытия новых знаний
Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи – звательную интонацию.
42
Письмо.
1
Урок развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.
Знать о цели и назначении писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.
43
Синтаксический разбор простого предложения.
1
Урок развития умений
Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.
Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения.
44
Р.р. Сочинение по картине Ф.Решетников. «Мальчишки»
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность выражать свое отношение к изображенному на картине.
Усвоить понятие основной мысли высказывания; знать, что рассказ по картине – один из видов повествования
45
Пунктуационный разбор простого предложения.
1
Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.
Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения; выполнять пункт. разбор простого предложения.
46
Простые и сложные предложения.
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.
Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на 2 группы . знать о возможности смешения сложных предложений и простых предложений с однородными членами с союзами а, и.
47
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
Урок развития умений
Интерес к чтению.
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; выполнять синтаксический разбор сложного предложения; определять основную мысль текста.
48
Контрольный диктант.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять синт. разбор предложения.
49
Прямая речь.
1
Урок открытия новых знаний
Осознание ответственности за произнесенное и написанное.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах..
Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении прямой речи после слов автора и перед ними; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
50
Диалог.
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенную и написанное; интерес к созданию собственного текста-диалога, к ведению диалога.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.
Знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.
51
Повторение изученного.
1
Урок обобщения и повторения
Стремление к речевому совершенствованию
Обобщать изученный материал; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Правильно отвечать на контр. вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»; осуществлять пункт. разбор предложений; составлять предложения по схемам.
52
Р.р.Сжатое изложение
1
Урок развития речи
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в сжатом виде в письм. форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме.
Знать приемы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; писать сжатое изложение исходного текста.
53
Диктант с грамматическим заданием.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч.+3 ч.)
54
Фонетика. Гласные звуки.
1
Урок повторения
Интерес к изучению языка.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения..
Знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке.
55
Согласные звуки.
1
Урок повторения
Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; оценивать чужую речь.
Знать об образовании согласных звуков, перечень согласных звуков; о смыслоразличительной роли согласных звуков.
56
Изменение звуков в потоке речи.
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков и звуков в потоке речи.
Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются.
57
Согласные твердые и мягкие.
1
Урок развития умений
Стремление к совершенствованию собственной речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; познакомиться с элементами транскрипции.
58
Р.р.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания. К.Паустовский. «Шкатулка»
1
Урок развития речи
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста.
Знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в худ. повествовании; знать структуру текста типа повествование, способы включения описания в повествование.
59
Согласные звонкие и глухие.
1
Урок развития умений
Стремление к совершенствованию собственной речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать пары согласных по глухости – звонкости.
60
Графика. Алфавит.
1
Урок развития умений
Интерес к изучению языка.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; осознавать значение письма в жизни человека и общества; работать с орф. словарем.
Знать предмет изучения графики; знать о различии между звуками и буквами; знать русский алфавит и его назначение; различать звуки и буквы; правильно произносить названия букв.
61
Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание.
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения.
Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи.
62
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
Урок развития умений
Стремление к совершенствованию собственной речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем.
Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных.
63
Двойная роль букв е, ё, ю,я.
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к изучению языка.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях.
64
Орфоэпия.
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в спец. словарях.
65
Фонетический разбор слова.
1
Урок развития умений
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный).
66
Повторение изученного.
1
Урок обобщения и повторения
Стремление к речевому совершенствованию
Обобщать изученный материал; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Фонетика. правильно называть буквы в словах и указывать звуки, моделировать диалог.
67
Р.Р.Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию..
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображаемому на картине.
Познакомиться с натюрмортом; знать понятие композиции; устно описывать изображенное на картине, раскрывая замысел художника.
68
Диктант.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи.
Лексика. Культура речи. (7 ч.+2 ч.)
69
Слово и его лексическое значение
1
Урок открытия новых знаний
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем
Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, знать основные способы толкования лекс. значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова»..
70
Однозначные и многозначные слова
1
Урок открытия новых знаний
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов;
.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем
Знать содержание понятий «однозначные слова» и «многозначные слова», способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова.
71
Прямое и переносное значение слов
1
Урок открытия новых знаний
72
Омонимы
1
Урок повторения изученного
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, пользоваться толковым словарем.
Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, находить омонимы.
73
Синонимы
1
Урок повторения изученного
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык;
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
Знать содержание понятие «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи .о словаре синонимов;
74
Р.р Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь»)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию;
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать письменный текст.
Описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов .
75
Антонимы
1
Урок развития умений
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать содержание понятия «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли исп. антонимов в речи; находить антонимы в предл.; исполь. антонимы при описании .
76
Повторение изученного
1
Урок повторения
Интерес к созданию собственных текстов.
Уметь вести сам. поиск информации; действовать по плану, оценивать достигнутые результаты.
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Лексика. Культура речи»
77
Р.Р. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег»)
1
Урок развития речи
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.
Воспринимать прочитанный худ. текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста.
Знать о роли деталей в худ. описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе худ. текста его типол.структуру; создавать текст на основе исходного.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (18 ч.+4 ч.)
78
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы лит. языка.
Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокор. слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; отличать однокор. слова от форм одного и того же слова; определять форму указанных слов.
79
Окончание
1
Урок развития умений
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение окончания слова, грамм. значение окончаний разных частей речи.
80
Основа слова
1
Урок открытия новых знаний
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лекс. значение; выделять основу в изм. и неизм. словах; озаглавливать текст.
81
Р.р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамм. средств
Способность адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям .действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога.
Знать о стилях речи, об обязательных элементах композиции письма; составлять собственный текст по личным впечатлениям в форме письма.
82
Корень слова
1
Урок развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.
Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и разных частей речи.
83
Р.р. Рассуждение Сочинение-рассуждение
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения.
Знать о рассуждении как о функционально-смысловом типе речи, знать структуру рассуждения, писать текст сочинения-рассуждения на одну из тем по выбору.
84
Суффикс
1
Урок развития умений
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове.
85
Приставка
1
Урок развития умений
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове..
86
Р.р. Выборочное изложение с изменением лица
1
Урок развития речи
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.
Воспринимать одну из подтем прочитанного художественного текста в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме .
Знать характеристики выборочного изложения; выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.
87
Чередование звуков. Беглые гласные.
1
Урок открытия новых знаний
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, работать в группе, взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания.
Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.
88
Варианты морфем
1
Урок открытия
новых знаний
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов).
89
Морфемный разбор слова
1
Урок развития умений
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
Знать порядок морфемного разбора слова; выполнять морфемный разбор слова (устный и письменный).
90
Правописание гласных и согласных в приставках
1
Урок открытия новых знаний
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); графически обозначать условия выбора правильных написаний.
91
Буквы з,с на конце приставок.
1
Урок открытия новых знаний
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать правило написания букв з,с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; знать словарные слова.
92
Буквы а-о в корне –лаг-лож
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орф. правило;создавать устный текст, соблюдая нормы его построения.
Знать правило написания букв а-о в корне –лаг-лож; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с черед. гласных в корне.
93
Буквы а-о в корне -раст-рос-
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать правило написания букв а-о в корне –раст-рос-; знать слова-исключения;
94
Буквы ё-о после шипящих в корне
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орф.правило; уметь вести самост. поиск информации; пользоваться орф. словарем.
Знать правило написания букв ё-о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непров. безударными гласными после шипящих в безуд. положении..
95
Буквы и-ы после ц
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать правило написания букв и-ы после ц в корнях, в словах на –ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения.
96
Повторение изученного
1
Урок повторения
Интерес к созданию собственных текстов.
Вычитывать информ, предст.в форме таблицы, обосновывать свою точку зрения.
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу; анализировать изученный материал.
97
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
98
Работа над ошибками, доп. в диктанте.
1
Урок развития умений
Способность к самооценке
Способность осуществлять самоконтроль
Уметь применять правила к словам с изученными орфограммами во время работы над ошибками.
99
Р.р. Сочинение по картине (П.Кончаловский. «Сирень в корзине»)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.
Знать о роли деталей в худ. описании, содержание понятия «натюрморт»; описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное. (16 ч+6 ч)
100
Имя существительное как часть речи
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем; способность строить рассуждение.
Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности.
101
Р.р.Доказательства в рассуждении
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Адекватно понимать информацию письм. сообщения,способность создавать письм. текст, соблюдая нормы его построения.
Знать структуру рассуждения, иметь представление о роли доказательства в рассуждении.
102
Р.р. Сочинение-рассуждение
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.); анализировать текст
Знать структуру рассужд., иметь представление о роли док=ва в рассуждении; анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры).
103
Имена сущ. одушевленные и неодушевленные
1
Урок развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке.
Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; распознавать одуш. и неодуш.существительные.
Знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных.
104
Имена сущ. собств и нарицательные. Большая буква в именах собственных.
1
Урок развития умений
105
Род имен существительных
1
Урок открытия новых знаний
Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей рус. народа; гордость за героич. прошлое рус. народа и за его язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать о грамм. категории рода сущ-х, о возможном нарушении норм рус.лит. языка при определении рода существительных.
106
Имена сущ, которые имеют форму только мн. числа
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения.
Знать о грамм.категории числа и реальном количестве предметов; знать о лекс. группах сущ, имеющих форму только мн. Числа.
107
Р.р.Сжатое изложение
1
Урок развития речи
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме..
Знать структуру рассуждения, повествования; находить ключевые слова в каждой части текста.
108
Имена сущ., которые имеют форму только ед. числа
1
Урок открытия новых знаний
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать о лексических группах сущ-х, которые имеют форму только ед. числа; распознавать сущ-е, имеющие форму только ед. числа..
109
Три склонения имен существительных.
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.
Знать о склонении имен сущ-х, об основании деления сущ-х на три типа склонения; знать о нач. форме сущ.; уметь определять склонение сущ-х; склонять указанные сущ-е.
110
Падеж имен существительных
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы.
111
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе.
1
Урок развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию
Извлекать фактуальную информацию из текстов.
Знать правило правописания гласных е,и в падежных окончаниях сущ.в ед. ч. знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать сущ. с изучаемой орфограммой;
112
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
113
Р.р. Изложение с изменением лица
1
Урок развития речи
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в письменной форме; способность сохранять соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица.
Знать о возможности использования сущ.-синонимов для устранения повторов одних и тех же слов, для точного выражения мыслей; излагать содержание исходного текста с изменением лица.
114
Р.р. Изложение с изменением лица
1
115
Множественное число имен сущ..
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах.
116
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орф.правило.
Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях сущ.; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях сущ. написаний; уметь находить орфограммы.
117
Повторение изученного
1
Урок повторения
Способность к самооценке.
Адекватно понимать информацию письменного сообщения.
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя сущ. как часть речи»
118
Морфологический разбор имени сущ.
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
Знать порядок морф. разбора имени существительного; выполнять морф. разбор имени существительного.
119-120
Р.р. Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье»)
2
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; выражать свое отношение к изобр. на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения..
Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.
121
Диктант.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изуч. Орф.; определять слово как часть речи; выполнять морф. разбор слова.
Имя прилагательное (7 ч.+ 5 ч.)
122
Имя прилагательное как часть речи.
1
Урок обобщения знаний
Осознание ответственности за произнесенное.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения
Знать характеристику имени прил. по значению, морф. признакам и синтаксической роли; знать об особенностях уп. прил. в речи; определять морф.признаки прил. подбирать синонимы к указанным прил.,делить текст на смысловые части.
123- 124
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
2
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прил.; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом.
125
Р.р. Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю»)
1
Урок развития речи
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста.
Знать структуру текста типа описание (описание животного в худ. стиле); знать задачи худ. описания животного.
126
Прилагательные полные и краткие
1
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях.
Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамм.особенностях кратких форм прил., об их синт. роли, правило правописания кратких прил. с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имен прил..
127-128
Р.Р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнен.»
2
Уроки развития речи
Интерес к созданию собств.текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем слов. запаса и грамм. средств для выражения мыслей при создании текста сочинения в письм. форме.
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на картине.
Знать о специфике описания животного, изображенного на картине; знать структуру текста типа повествование; составлять текст-описание животного на основе изображенного на картине.
129
Морфологический разбор имени прил.
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
Знать порядок морф. разбора имени прилагательного; выполнять морф. разбор имени прилагательного.
130
Р.р.
Сочинение «Как я испугался»
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения.
Создавать собств. текст по заданному плану; включать в повеств. текст элементы описания животного.
131
Повторение изученного
1
Урок обобщения
Способность к самооценке
Адекватно понимать информацию письменного сообщения; пользоваться толковым словарем.
Правильно отвечать на контр. вопросы по разделу «Имя прил. как часть речи»; правильно писать слова с непров. написаниями, изученными в разделе.
132
Диктант.
1
Урок контроля
Способность к самооценке.
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морф. разбор слова.
133
Р.р. Сочинение «Мое любимое животное»
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию..
Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения;..
Составлять собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений.
Глагол (27 ч. +5 ч.)
134
Глагол как часть речи
1
Урок развития умений
Осознание ответственности за произнесенное.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать характеристику глагола по значению, морф. признакам и синт. роли; уметь доказать принадл.ь слова к глаголу в форме рассуждения; определять морф. признаки глагола.
135-136
Не с глаголами.
2
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; соблюдать в практике письм. общения изученное орф. правило..
Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не;
137
Р.Р. Рассказ
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Способность понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на сюжетных картинках; уметь выступать перед аудиторией сверстников.
Знать о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составлять устный рассказ по сюжетным картинкам.
138
Неопределенная форма глагола.
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения исходного текста в устной форме.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения;.
Знать,что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончания неопределенной формы, правило употребления ь после ч в неопределенной форме; распознавать глаголы в неопределенной форме;
139
Употребление неопределенной формы.
1
Урок развития умений
140
Правописание –тся и –ться в глаголах.
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орф-е правило.
Знать условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; знать о произношении ца в глаголах на месте –тся и –ться; правильно ставить вопрос к указанным глаголам..
141
Виды глагола
1
Урок новых знаний
Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем.
Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами сов. и несов. вида; пользоваться приемом распознавания видов глагола по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать вид. пары; образовывать глаголы другого вида от указанных.
142
Употребление глаголов сов. и несов. вида
1
Урок развития умений
143-144
Буквы е-и в корнях с чередованием
2
Урок развития умений
Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
Знать перечень корней с чередованием е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.
145
Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей..
Создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников.
Знать, что главное в рассказе – развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе; составлять устный рассказ от 1-ого лица.
146
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Способность к самооценке
Способность осуществлять самоконтроль.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
147
Работа над ошибками.
1
Урок закрепления
Способность к самооценке
Способность осуществлять самоконтроль
Уметь применять правила к словам с изученными орф. во время работы над ошибками.
148
Время глагола
1
Урок развития умений
Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать об изменении глаголов по временам; определять вид и время глаголов.
149
Прошедшее время
1
Урок развития умений
Стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать об изменении глаголов в пр. времени, о суффиксе, служащем для образования пр. времени, изменять глаголы в пр. времени по числам.
150
Настоящее время
1
Урок развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения.
Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несов. вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени.
151
Будущее время
1
Урок развития умений
Стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; вычитывать информацию, предст.в форме таблицы.
Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени.
152
Спряжение глаголов
1
Урок развития умений
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
153-154-155
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
3
Уроки развития умений
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило
Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; знать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные;
156
Морфологический разбор глагола
1
Урок развития умений
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола .
157-158
Р.Р.Сжатое изложение (А.Савчук. «Шоколадный торт»)
2
Уроки развития речи
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Воспроизводить прочитанный худ. текст в сжатом виде с изменением лица в письм. форме.
Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог.
159-160
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа
2
Урок развития умений
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теор. сведения; соблюдать в практике письм. общения изученное орф.правило.
Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове.
161
Употребление времен
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Знать об употреблении форм наст. и буд. времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы наст. и буд. времени глагола о соб-ях прошлого в устн. форме.
162
Употребление «живописного наст-го» в повествован
1
Урок открытия новых знаний
Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; выражать свое отношение
Составлять рассказ (спортивный репортаж) по данному началу с использованием сюжетных рисунков.
163
Повторение
1
Урок повторения
Способность к самооценке
Адекватно понимать письменные высказывания.
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»;
164
Р.р.Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов в устной форме
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую..
Знать о рассказе на основе изображенного на рисунке
165
Диктант
1
Урок контроля
Способность к самооценке
Способность осуществлять самоконтроль
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морф. разбор слова.
Повторение и систематизация изученного (4 ч. +1 ч.)
166
Разделы науки о языке
1
Урок повторения
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Уметь вести самостоятельный поиск информации.
Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное
167
Р.р. Сочинение на одну из тем по выбору.
1
Урок развития речи
Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствовании..
Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения.
Знать о функционально-смысловых типах речи
168
Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письм. общения изуч. орф.правила; строить рассуждение;обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.
Знать об условиях об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.
169
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь
1
Урок повторения
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; определять успешность своей работы.
Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи.
Знать о различных функциях буквы ь, о функции букв ъ и ь разделительных,.
170
Знаки пр. в простом и сложном пр. и в предл. с прямой речью.
1
Урок повторения
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы.
Знать изученные пунктуационные правила.
Условные обозначения:
Р.р. – развитие речи
К.д. – контрольный диктант
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 715