Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
САМОАНАЛИЗ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики;
в умении творчески решать педагогические задачи;
в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания;
в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы;
в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся воспитанников;
в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся и собственное самообразование.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, намечающихся перспективах. Он должен раскрывать причины успеха и проблемные моменты.
При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ - это не статистический отчет. Предмет самоанализа - не статистические данные, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога.
При аттестации на квалификационную категорию необходимо проанализировать свою педагогическую деятельность за последние 3/5 лет и, кроме текстового самоанализа, заполнить приложение в форме таблицы (прилагается).
Качественное приложение
к самоанализу профессиональной деятельности учителя
1. Общие сведения
Ф.И.О.пед. работника
Место работы
Должность
пед/стаж
Предмет
Образование
категория
Классы
2. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
№ п/п
Критерии и показатели
Подтверждающие данные
2.1
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, корректировка целей в зависимости от готовности обучающихся, вовлечение учащихся в процесс постановки целей, соотнесение результатов обучения с поставленными целями)
Год, класс, темы, проведенных уроков/занятий (не менее 2-х). Из отзывов на проведенные уроки, раскрывающие данную компетентность
2.2
Компетентность в области мотивации учебной деятельности (наличие заданий и материалов, повышающих интерес учащихся к предмету, практикоориентированность содержания образования, умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности и условия для самомотивирования обучающихся, оценка успехов учащихся)
Год, класс, темы, проведенных уроков/занятий (не менее 2-х). Из отзывов на проведенные уроки, раскрывающие данную компетентность
2.3
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности(владение учебным материалом по предмету, умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, умение использовать современное оборудование, получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, в том числе владение современными технологиями)
Год, класс, темы, проведенных уроков/занятий (не менее 2-х). Из отзывов на проведенные уроки, раскрывающие данную компетентность
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе
Перечень ресурсов, адресов сайтов.
Указать:
лицензионные ЭОР;
созданные самостоятельно ЭОР;
наличие страницы на сайтах;
наличие сайта, созданного самостоятельно;
наличие отзывов, обновлений.
Использование элементов дистанционного обучения
Год, участники образовательного процесса: обучающиеся, родители, педагоги
2.4.
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (знание нормативных документов и учебно-методических комплексов, рекомендованных министерством образования и науки РФ, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, составлять планы уроков, принимать решения в педагогических ситуациях)
Сведения, в которых отмечается обоснованность выбора УМК, программ, учебников (УМК указывается). Вывод о выполнении теоретической и практической части программ
2.5.
;°Компетентность в области организации учебной деятельности (установление отношений сотрудничества с обучаемыми, умение организовать деятельность учащихся, формирование навыков самостоятельной работы и самооценки учащихся, умение реализовать педагогическое оценивание)
Отзывы на уроки, раскрывающие данную компетентность
2.6.
Самоанализ урока/занятия/мероприятия (умение проанализировать свой урок)
Текст самоанализа одного из указанных выше уроков/занятий (в краткой форме)
2.7.
Компетентность в области организации внеурочной деятельности: организация и проведение кружков, факультативов, мероприятий по расширению кругозора обучающихся и развитию их интереса к предмету
Сведения об используемых дополнительных образовательных программах, факультативах, кружках и т.д.; перечисление названий курсов, кружков с указанием года.
2.8.
Наличие курсовой подготовки
Год, учреждение, проводившее курсовую подготовку, название курсов, количество часов.
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.1
Наличие опубликованных собственных методических разработок и учебно – методических материалов
Год, название разработки, уровень
3.2
Наличие опубликованных статей, научных публикаций
Год, название опубликованных статей, научных публикаций, уровень
3.3.
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока/занятия/мероприятия
Год, тема выступления, урока
3.4
Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведение мастер-классов:
Год, тема выступления, на каком мероприятии проводилось, уровень
3.5
Результативность участия в профессиональных конкурсах
Год, название конкурса, результативность участия, уровень
3.6
Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах
Год, название комиссии или конкурсов
3.7
Исполнение функций наставника, руководителя ШМО, РМО
Год, какие функции исполнял
4. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений (за последние 3 года)
4.1
Динамика качества знаний по предмету
Качество знаний по предмету, динамика
4.2
Динамика уровня обученности по предмету
Уровень обученности по предмету, динамика
4.3
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Качество знаний по ЕГЭ в сравнении с региональными и федеральными показателями
4.4
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА (ИГА)
Качество знаний по ГИА в сравнении с региональными и федеральными показателями
4.5
Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников
Год, этап олимпиады, фамилии учащихся, результативность их участия
Участие обучающихся в прочих олимпиадах
Год, название и уровень олимпиады, фамилии учащихся, результативность их участия
4.6
Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях
Год, название и уровень конкурса, соревнования; фамилии учащихся, результативность их участия
5. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы
5.1
Участие в реализации образовательных программ базовых и стажировочных площадок, лабораторий, ресурсных центров
Год, название образовательных программ базовых и стажировочных площадок, лабораторий, ресурсных центров, уровень
5.2
Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов
Год, название конкурса инновационных продуктов, результативность участия, уровень
5.3
Обучение в аспирантуре, наличие ученой степени по профилю деятельности
Год поступления в аспирантуру, ученая степень по профилю деятельности
5.4
Грамоты, благодарности, благодарственные письма, в том числе от общественных организаций, за успехи в профессиональной деятельности
Перечисляются с указанием года награждения и ведомственной принадлежности награждающего органа
5.5
Награды за успехи в профессиональной деятельности
Перечисляются с указанием года награждения и ведомственной принадлежности награждающего органа
Подпись:
Дата заполнения
Самоанализ заверяется руководителем ОУ и печатью.
15