Внеурочная деятельность по обществознанию 9-11 классы .КВН Мои права и наше время
Тема урока: «Мои права и наше время»
Цели и задачи:
Образовательная:
Помочь лицеистам творчески подойти к вопросам по истории правозащитного движения, к правам человека и времени, в которое мы живем.
Развивающая:
Развивать умение ориентироваться в интеллектуальном, социально-правовом, коммуникативном и информационных полях
Воспитательная:
Создать условия для становления активной гражданской позиции
Выработка личных ценностных ориентаций.
Средства обучения:
Оборудование урока
На сцене 2 стола, стулья кафедра для ведущего, цветы, рисунки, фотовыставка
Лозунг:
«Все мы имеем определенные права только потому, что мы люди. Права человека распространяются на всех людей и везде, без исключения!»
Литература и источники:
Всеобщая декларация прав человека, М., 2001
Данилов, Косулина «История России XXв»
Конституция РФ 1993 г
Конвенция о правах ребенка
Закон об образовании
О нашей конвенции, 2002 г.
Организация объединенных Наций. Основные факты. Справочник. Пер. с англ. М Издательство «Весь мир», 2000, с. 424
Российский вестник «Международной Амнистии». 2000 №16.
Первые шаги (начальный курс обучения правам человека) М., Издательство «Права человека» 2003 г.
КВН, который был проведен по предлагаемому сценарию не был посвящен какой-то конкретной дате или юбилею.
В лицее проходила Неделя «Мои права и наше время» и нам хотелось, чтобы она завершилась событием ярким и запоминающимся.
Хотелось, чтобы после КВНа лицеисты знали, что мы все имеем определенные права только потому, что мы – люди, что права человека распространяются на всех людей и везде без исключения.
Поэтому наши задания мы старались сделать разнообразными и такими, что бы ребята имели возможность проявить свою фантазию, находчивость и артистизм, свои знания не только по правам человека, но и в искусстве, мифологии, истории, то есть то, что называется эрудицией. Команды участников КВНа формировались по желанию ребят, вне зависимость от параллели и профиля класса. Это способствовало тому, что ребята, готовясь к КВНу, нашли «родственные души», сблизились благодаря общему интересу по изучению прав человека.
Некоторые задания были даны заранее:
Придумать название команды,
Представление команды,
Домашнее задание
Об игре в лицее было объявлено за месяц до проведения КВНа и зрители знали, что их ждут призы за активное участие, поэтому недостатка в болельщиках не было.
Для КВНа было придумано 10 конкурсов. Эти конкурсы – задания можно использовать и для проведения уроков. Задания позволяют проявить ребятам разные стороны гражданского сознания: знания прав человека и известных правозащитников, умение формулировать и аргументировать свою оценку, осознать свою рель в передаче общественных ценностей.
Это важно и полезно не только для участников, но и особенно для зрителей, поскольку для них это возможность вне урока, независимо от оценок, домашних заданий свободно взглянуть на граждановедение, увидеть не только предмет в школьном расписании. И может быть впечатления от такого КВНа изменит отношение к правам человека.
Во всяком случае именно этого мы желаем всем тем, кто заинтересуется нашим сценарием и попробует применить его в своей работе.
Ход урока:
Ведущий:
Сегодня у нас КВН – клуб веселых и находчивых. Но мы хотим добавить и знающих права человека.
Участвовать будут две команды. Болельщики также смогут принять участие и получить призы.
Будьте внимательны и активны.
Выяснить какая команда окажется более веселой, находчивой и знающей нам поможет жюри.
(Представление жюри)
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
«Представление команд».
Команды выступают по очереди, оценивается артистизм, умение подавать свое название команды, сплоченность, связь с историей.
Максимальное количество баллов (5).
ВТОРОЙ КОНКУРС
«Правозащитники. Мифологические герои».
Конкурс проводится отдельно с каждой командой. Перечисляются имена правозащитников, борцов за мир и мифологических героев, игроки команды должны сказать только одно слово «Был», что значить герой реальный. За каждое правильно угаданное имя – 1 балл.
Можно оценивать баллом и имя мифологического героя, если участники так про него и скажут. Если одна команда допустит ошибки – могут исправить соперники.
Списки имен:
I команда
Геракл
Фемида
Солженицын А.И.
Мартин Лютер Кинг
М.С. Горбачев
Лихачев Д.С.
А. Македонский
II команда
Гермес
Афина
Сахаров А.Д.
Анжела Дэвис
П. Гринев
Мата Хари
Сократ
ТРЕТИЙ КОНКУРС
«Песня»
Команды поют по одному куплету из песни по очереди,
Каждый куплет – 1 балл.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС
«Биографии правозащитников»
Командам зачитываются по две характеристики деятелей правозащитников. За правильно угаданное имя команда получает 2 балла. Если команда дополнит биографию не названными сведениями – добавляется балл.
Характеристики для 1-ой команды:
Из семьи учителя. Учился в Московском университете. Докторскую диссертацию в 32 года.
Трижды герой социалистического труда. Крупнейший специалист по управляемому термоядерному синтезу. Лауреат Нобелевской Ленинской и Государственной премий. В 1980 г лишен всех наград и выслан в г.Горький (возвращен в 1986г). Принимал активное участие в политической жизни страны.
Д.С. Лихачев, академик:
«Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, т.е. человек, призывавший своих современников к нравственному обновлению ради будущего».
(А.Д. Сахаров)
2. Посол доброй воли ЮНЕСКО в отстаивании прав женщин и девочек. Всемирно известная киноактриса была назначена на этот почетный пост в марте2000 года не случайно – она всегда, по словам Генерального секретаря ЮНЕСКО, боролась против нищеты, бесправия и несправедливости.
(Российский вестник «Международной Амнистии», 2000 №16).
(Клаудиа Кардинале)
Характеристики для 2-ой команды:
1. Дочь Дж.Неру. Получила прекрасное образование. Участвовала в студенческом движении в Индии и Великобритании. Огромную воспитательную роль в формировании гражданского образования сыграло влияние Дж.Неру, который писал ей из заключения письма. С 1955 г. занимала видные посты в Индии.
(Индира Ганди)
2. С 15 лет начал трудовую деятельность механизатором МТС. Закончил юридический факультет МГУ. Настоящим потрясением был ХХ съезд КПСС. Стал лауреатом Нобелевской премии за мир.
(М.С.Горбачев)
ПЯТЫЙ КОНКУРС
«Правда или ложь»
Утверждения 1-ой команде:
70 % нищих в мире – это мужчины.
(Ложь – 70 % в мире – это женщины).
Европейские страны не имеют никакого отношения к минам.
Ложь- такие страны Европейского союза, как Франция, Германия и Великобритания выпускают мины и продают их на экспорт.
Большая часть беженцев приезжает в Европу
Ложь: Большая часть беженцев в действительности находится в «третьем мире», при этом соседние страны несут бремя приема тех, кто бежит от войны, преследований и голода.
Утверждения 2-ой команде:
130 миллионов детей в мире не посещают начальную школу.
Правда.
Большинство убитых минами – это мужчины.
Ложь: от мин каждый месяц погибают или получают увечья более 2000 человек; по большей части – это женщины и дети, наталкивающиеся на них в своей повседневной жизни, например, по пути за водой или при сборе дров.
Самый большой дар Организации Объединенных Наций составил 1 млрд. долларов.
Правда: Американский магнат Тед Тернер подарил 1 млрд. долларов ООН на ее программы, которые включают компанию против противопехотных мин и программу помощи беженцам.
ШЕСТОЙ КОНКУРС
«События одного года»
Капитаны команд вытягивают карточки с одной датой.
Задача команд вспомнить как можно больше событий произошедших в этом году из отечественной и зарубежной истории.
За каждое событие – 1 балл
Балл можно добавить, если команда не только назовет событие, но и опишет его.
1968 –
1989 –
Пока команды готовятся, ведущий играет со зрителями.
Называются несколько дат и те из зрителей, которые назовут больше всего событий – выигрывают.
Даты для зрителей
1 октября – международный день пожилых людей
15 мая – Международный день семей
26 июня – Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота
5 июня – Всемирный день окружающей среды
26 июня – Международный день в поддержку жертв пыток
10 декабря – День прав человека.
СЕДЬМОЙ КОНКУРС:
«Вопрос – ответ»
Команды задают друг другу по два вопроса.
Оценивается оригинальность вопроса и правильность ответа.
За каждый вопрос и ответ максимально дается по 3 балла
ВОСЬМОЙ КОНКУРС:
«Право на развитие»
командам предложено на выбор один из персонажей, например беженку из Нагорного Карабаха. Пусть они подумают и напишут, что можно сделать, чтобы она могла в полной мере пользоваться своими правами.
КАРТОЧКИ С РОЛЯМИ
Фатима
Ты беженка из Нагорного Карабаха. Твоих родителей убили. Ты с семьей своего дяди уехала в Нижний Новгород. Вы ждете что российские власти предоставят вам статус беженцев и разрешат остаться жить в России. Ты – мусульманка.
Георгий.
Ты живешь с матерью и сестрой. Твое хобби чеканка по металлу. У тебя уже неплохо получается. Ты хотел бы стать профессионалом этого дела. Но на уроках труда в школе этим не занимаются и ты не можешь совершенствовать мастерство и получить по окончании школы удостоверение мастера – чеканщика.
Янко.
Ты цыган. Всей семьей вы живете в кочевом таборе. Ты учился в четырех начальных школах - все в разных городах. Теперь, когда тебе 12 лет, ты в школу больше не ходишь. Ты хорошо говоришь по цыгански, но плохо по-русски.
Виктор
Ты с родителями жил в Новокузнецке, но недавно вы переехали в столицу. Ваш отец получил повышение, и теперь у него хорошая должность в правительстве. Он даже поговаривает о том, чтобы отправить тебя учиться в школу в Англии.
Мария
В младенчестве у тебя был полиомиелит, и сейчас для передвижения тебе нужно инвалидное кресло. Ты любишь читать, но в местной библиотеке есть ступеньки, и ты не можешь войти в нее без посторонней помощи.
КОНКУРС ВОСЬМОЙ:
«Victory – победа!»
Каждой команде начертить на листе бумаги большое V, написать слева от V основные события, которые, по их мнению, произойдут при их жизни, до 2050 г. это могут быть личные, общенациональные или мировые события, при этом надо включать и положительные, и отрицательные события. Это линия «вероятного будущего». (Приложение №1)
КОНКУРС ДЕВЯТЫЙ:
«Конкурс капитанов»
Вызываются капитаны команд, перед ними ставится задача: от имени российского правительства предоставить доклад – слушание в Комитет Организации Объединенных Наций.
Темы на выбор:
Права детей – инвалидов
Защита детей от наркомании
Всех видов насилии
Введение общественного контроля в отношении детских учреждений
Пока капитаны готовят речь, идет игра со зрителями – нужно назвать, права, входящие в Конвенцию о правах ребенка.
Права на защиту
Право иметь семью (ст. 5)
Право на свободу мнения (ст. 14)
Право на защиту от насилия и жесткого обращения (ст 19)
Право на медицинское обслуживание (ст 24)
Государство обязано гарантировать приобретение всеми детьми из прав (ст 8)
Право посещать школу и учиться (ст 28)
Право на отдых и развлечения (ст 31)
Право не принимать участие в вооруженных конфликтах (ст 38)
КОНКУРС ДЕСЯТЫЙ:
«Нужна ли нам Конвенция о правах ребенка»
Так как в данном КВН принимают участие ученики интересующиеся правозащитным движением, понимающие важность и значимость прав человека.
Конкурс оценивается по силе динамизма ответа, артистизму и юмору.
Максимальная оценка 5 баллов.
Слово ведущего:
Итак, наш КВН закончен. Хочется поблагодарить всех участников и на сцене и в зале. Мы увидели как мы знаете права человека, историю правозащитного движения.
Спасибо всем.
ТЕПЕРЬ СЛОВО ЖЮРИ:
Жюри объявляет победителя среди зрителей (самого активного и знающего), и называют команду победившую в КВНе.
Всем участникам вручаются призы.
Знатоки правозащитного движения