ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста. Структурно- логическая
№ Этапы исследования Задания и упражнения Вопросы
1 Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок»
Игра «Угадай, о чём спросили» Какие ты любишь мультфильмы?
2 Учимся выдвигать гипотезы Почему цветы имеет яркую окраску? Почему зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты? Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если..;
3 Учимся видеть проблемы «Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»; Почему играют котята?
Почему светит солнце?
4 Учимся давать определения понятиям «Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова» 5 Учимся классифицировать «Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы» 6 Учимся наблюдать «Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти» 7 Познание в действии, или как провести эксперимент. «Мыслительный эксперимент»
Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода. «Что можно сделать из песка?
8 Суждение Проверьте правильность утверждений. Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.
9 Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное. Использование простых графических схем, обсуждений;
Схема «Дом с колоннами»; Схема «Паучок» Найди главную идею, мысль;
10. Учимся делать выводы и
умозаключения Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;
«Как люди смотрят на мир»
Метафора и метафоричность
( «Объясни значение выражения») Кто же был прав?
Друзья познаются в беде