Урок по внеурочной деятельности на тему Оригами. Бумажный журавлик (3 класс)
Учитель: Соколова Юлия Геннадьевна
Предмет: внеурочная деятельность «Страна Фантазия», 3класс
Тема: Волшебный мир оригами. Японский журавлик.
Цели урока:
Образовательные: Продолжить знакомство с искусством оригами; сделать бумажного журавлика, используя ИКТ.
Развивающие: развивать внимание, память, творческие способности учащихся; расширять кругозор, развивать чувство меры в работе, эстетические потребности (мотив, интерес), эстетический вкус; формировать навыки работы с бумагой Воспитательные: формирование положительной мотивации к предмету; формирование умений четко организовать свою практическую деятельность; развитие личностных качеств: глазомера, аккуратности, трудолюбия
Предполагаемый результат: научить технологии сложения бумаги, сделать поделку «бумажный журавлик»
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point, бумага для оригами, презентация (Приложение ) Технология: личностно-ориентированная (ИКТ).
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Инструктаж по ТБ.
4.Техника сложения изделия. Практическая работа
5. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент:
-На уроках мы писали,
И немного размышляли,
А на этом вот занятьи
Хочу вас, дети, научить,
журавлика я мастерить.
Не терпится вам начать?
Не заставлю долго ждать,
Об оригами расскажу,
Поделку делать научу.
2. Актуализация знаний. (приложение 1)
-Бригада в полном составе? бумага на столе? готовы к работе? Итак, я приглашаю вас в Японию, в чайный домик.
Слайд 2 (рассказ подготовленного ученика) Япония лежит на островах, расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому еѐ издавна называют Страной восходящего солнца,(!) по- японски Ниппон, а по-русски Япония. (!) Япония в основном тѐплая и очень солнечная страна.
Слайд3 Четыре пятых населения Японии живѐт в городах.
Слайд4 В быту японцы сохраняют много самобытных, отличных от Европы черт. В японских домах мало мебели, весь пол покрыт циновками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу и спят, постелив матрацы, поэтому пол идеально чист. (!) Своеобразно и японское искусство.
Слайд 6 - Как называется искусство, которому мы учимся? (Оригами. Слово «оригами» - японское. «Ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог». Это искусство зародилось в Японии много веков назад. - Оригами - занимательный и интересный процесс. Посмотрите, сколько поделок мы научились делать из простого квадратного листа. Из бумажного квадрата складывают фигурки: птиц, животных и удивительный мир цветов. А что вы знаете об этом искусстве?
Слайд7 1. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. Легко и быстро создается целый мир для игры.
2. С помощью оригами все научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки: кораблик, самолѐтик, домик, причудливых драконов, птиц и животных
3. Оригами развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у нас совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
4. В руках ребѐнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
5. Оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание, надрезание, склеивание.
6. развивает память, чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
7. концентрирует внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
8. Развивает художественный вкус и творческие способности, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки; активизирует воображение и фантазию) -Верно, проявив усердие и фантазию, можно за несколько минут сделать собственную оригинальную поделку из обыкновенного листа бумаги Садитесь поудобнее и послушайте мой рассказ об искусстве оригами
Слайд 8 История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Из бумаги делались разнообразные полезные в быту вещи, (!) вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался прием складывания. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно (!) в Японии догадались складывать из нее удивительные фигурки.
Слайд 9 Японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм и зонтиков, но даже для одежды и веревок, применялась в медицине. (!)
Слайд 10 В периоды Адзути-Момояна и Эдо бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру)- традиционный японский символ счастья и долголетия.
(дети читают стих) Маг, что придумал бумагу цветную Красную, желтую и голубую, Верил, наверное, что могут ребята Сделать фигурки из разных квадратов. Эти фигурки на всем белом свете Знали лишь только японские дети. Символом мира стал белый журавлик, Символом дружбы – бумажный кораблик.
Слайд 12 1941 -1945… Годы Великой Отечественной Войны. Страшные годы, миллионы поломанных жизней….. 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне отмечал наш народ. Честь и слава воинам… Слайд 13 Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человечестве, подписав смертный приговор городу Хиросима. (!) Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. (!) Есть грустная история про одну японскую девочку – Садако Сасаки, которая жила в городе Хиросима в Японии. (рассказывает ученик) -6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребенком. Но спустя время в ноябре 1954 у нее проявились признаки лучевой болезни. 21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом «лейкемия». В госпитале врач рассказал девочке легенду про тысячу журавликов. Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки кусочков бумаги. 25 октября 1955 года она умерла, сделав 644 журавлика.
Слайд 14 В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 г. там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. 12-летняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и
являются символом протеста против войны. Журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир.
Слайд15 -Что-то вы, ребята, засиделись? Давайте отдохнем (Физкультминутка) Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Слайд16 - Восточная мудрость гласит: Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. - Вы уже догадались, кого мы будем делать сегодня из бумаги? (журавлика «цуру») - Верно, мы будем делать бумажного журавлика «цуру» - символ счастья и долголетия» - Какой детали нам не хватает для работы? (квадратов)
3. Инструктаж по ТБ. Слайд17 Перед тем, как мы начнем сложный, творческий процесс, давайте повторим правила безопасности на уроках труда. 1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
2.Приступать к работе только после инструктажа.
3. Во время задания работать спокойно, без резких движений.
4. Не мешать рядом сидящим товарищам.
5. Не вытирать глаза грязными руками.
4.Техника сложения изделия. Практическая работа.
Слайд18 Изготовление бумажного журавлика. ( Учащиеся выполняют практическую работу, ориентируясь на слайды, учитель оказывает помощь.)
5. Рефлексия.
Слайд19 - Мы с вами плодотворно потрудились. Вы познакомились с технологией изготовления бумажного журавлика. У вас получился «цуру» японский журавлик – традиционный символ счастья и долголетия. Я дарю его вам как символ счастья и долголетия. - Как вы думаете, а какая дальнейшая судьба может быть у ваших работ? (подарить, украсить полку с игрушками)
- Зачем? (это чудесный, приятный знак внимания, который может изменить настроение и даже улучшить самочувствие). Давайте оценим свою работу на уроке: Каково ваше настроение? ( Посмотрите на доску справа. Кому было на занятии все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, прикрепите свои сердечки к моему сердцу. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите облачко). Молодцы. Садитесь на свои места. Поднимите в воздух ваших журавликов -Как вы думаете, почему в нашем имитирующем «небе» столько журавликов? Возьмите их себе на память как символ протеста против атомной войны.
6. Итог
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы солнце ярким было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Всем спасибо за вниманье,
Говорю: «До новых встреч!»