Конспект урока по литературному чтению Путешествие по сказке А.С.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке

Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г.Светогорска»







Конспект урока
по теме «Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2 класс



Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ г.Светогорска»
Лобова Людмила Николаевна













Тема: Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: урок-обобщения
Цель: систематизация и обобщение знаний по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задачи:
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала, из разрозненных рисунков создать книгу, где порядок иллюстраций будет соответствовать содержанию сказки (установить связи)
Побудить у учащихся к активности, продемонстрировать знание содержания сказки (выражать свое отношение к героям, театрализировать отрывки, читать по ролям, цитировать наизусть, находить отрывок по цитате, решать кроссворд.
Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля (анализировать выступления, комментировать чтение, оценивать свою работу, работу команд).

Формирование УУД:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты:
- активизация словарного запаса и развитие связной речи;
- формирование умения самостоятельной работы, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- воспитание интереса к русской литературе.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся к сказке, обложка для будущей книги иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рисунок рыбки у каждого ученика, костюмы для инсценирования отрывка, портрет А.С. Пушкина, учебник «Литературное чтение для 2 класса.







Ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Время

1
Организационный момент. Мотивация к работе
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
- Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Приветствуют гостей. Настраиваются на работу
Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности (Л)
1мин.

2
Постановка учебной задачи. Формирование уч-ся цели урока
































Работа в группах
Учитель читает стихотворение

Вышли на берег мы моря,
Ходят волны на просторе.
Рыбка в море уплывает,
Только хвостиком виляет.

-Ребята, как вы думаете, а почему я начала урок с этого стихотворения!



- Настя Анисимова подготовила сообщение о проделанной нами работе.













- Посмотрите, какую большую работу мы с вами проделали.

- А сейчас внимательно посмотрите на рисунки. Соответствует ли порядок рисунков тексту.
-Почему?


- Давайте мы их расположим в нужном порядке. Работать будем в группах. Задача каждой группы – расположить рисунки в нужном порядке.
- А сейчас все сядут. Останутся только эксперты. Посмотрите внимательно нет ли ошибок. Ребята, вы тоже проверяйте.
- Что скажут эксперты?
- Что скажите вы ребята?
(Если ошибки есть, то дети указывают в каком месте, почему так считают и исправляют их)
- Я тоже не заметила ни одной ошибки.

- Ребята, а зачем мы это делали?

-Мне нужны помощники. От каждой группы по одному человеку. Снимите рисунки в том порядке, в котором они расположены и отдайте их мне.

- Сейчас я положу рисунки на стол. Представьте, что вдруг открылось окошко, подул ветер и все листы разлетелись.

- Как сделать, чтобы этого не случилось?


-А если мы это сделаем, то что у нас получится?
(Если дети не могут дать ответ на вопрос, то учитель показывает книгу.
-Посмотрите, здесь тоже все странички сшиты.)

- Чего не хватает у нашей книги?

- Женя Терентьева подготовила обложку. Посмотрите, какая она красивая!

Учитель берет степлер и скрепляет все странички.

- Посмотрите, какие красивые книжечки создали ребята, которые учились у меня раньше.

- Ребята, зачем нужен был этот этап урока?





- Молодцы, ребята! Вы определили цель нашего урока.

Слайд 1.

Цель
Создание книги иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»



Учащиеся слушают стихотворение





- Я думаю, что мы продолжим работать над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- На уроках чтения мы читали сказку, анализировали ее содержание, определили главную мысль сказки, дали характеристику старике и старухе, учили наизусть отрывки из сказки. На уроке рисования мы рисовали рисунки. На уроке русского языка подбирали цитаты к рисункам и записывали их. На уроке технологии оформляли выставку рисунков.

- Нет.


-Потому что рисунки перепутаны.

Дети работают в группах. Располагают рисунки в нужном порядке.

Дети проверяют


- Ошибок нет.
- Ошибок нет.





- Чтобы вспомнить порядок сказки.
Дети выходят, снимают рисунки и отдают учителю







- Сшить, скрепить, сшить.

-Книга






- Обложки

Дети рассматривают обложку.




Дети рассматривают книги


- Чтобы мы создали книгу иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Умение определять цель урока (Р).

Умение обосновывать свои суждения (П)


В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи (Р)

























Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К)
10

3
Работа по теме урока









Инсценирование отрывка из сказки
- А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей книге.

Слайд 2


Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»




- Сейчас я открою страницу.

- О чем нам рассказывает эта страничка?



- Давайте оживим эту страницу.

Инсценирование отрывка
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилось синее море.)

Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.

- Кому понравилось выступление ребят?
- Что именно понравилось?


- А сейчас давайте отдохнем.














- О том, как старик попросил у рыбки новую избу


Выходят дети в костюмах и инсценируют отрывок из сказки




- Мне понравилось, что речь ребят была выразительной.
- А мне понравилось, как
Настя передала свое недовольство стариком.











Умение инсценировать сказку (П)
5 мин


Физкультминутка
Море волнуется раз,                    
Море волнуется два,                     
Море волнуется три,                      
Как рыбки плывут покажи.
Рыбки плавают, ныряют               
В голубой, морской воде.             
То согнутся, разогнутся,            
То зароются в песке

Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа – налево, изображая волны.
Руки перед грудью со сложенными ладонями.
Наклоны.
Приседание
Установка на здоровый образ жизни (Л)
2 мин


Продолжение работы по теме урока


Чтение отрывков наизусть














Игра на ориентирование. Работа в парах

























Работа в группах
- Продолжим наше путешествие.

- Вы учили отрывки из сказки. Сейчас я наугад открою страничку

- Кто хочет прочитать наизусть отрывок к этой иллюстрации?

- Открою эту страничку. Кто хочет прочитать отрывок?

- Чье выступление вам больше понравилась? Почему?





- Молодцы, ребята! Вы оба заслуживаете похвалу.

- А сейчас я предлагаю вам поирать в игру на ориетирование. Работать будете в парах.
- Я буду открывать любую страничку и читать цитату, а вам в тексте учебника нужно найти отрывок. Договоритесь между собой, кто этот отрывок будет читать.

(Учитель открывает любую страничку и читает цитату)

- Кто уже нашел? Где нужно читать?

- Прокомментируйте, как читала Катя?

(Учитель предлагает детям прочитать 3 отрывка)




-Зачем был нужен этот этап урока?


- Кто нашел все отрывки? Молодцы, ребята!

- Нам осталось выполнить последнее задание. Решить кроссворд.

-Работать будете в группах. Капитаны групп подойдите и получите задание.

Дети получают карточки с кроссвордом













1.Персонаж сказки (рыбка)
2.Большая рыболовная сеть (невод)
3.Первое желание старухи (корыто)
4.Плата за что-то (откуп)
5.Каким уважительным словом называла рыбка старика (старче)

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Слайд3
На слайде появляются слова

- Встаньте ребята той группы, у которой все было правильно.
- У кого была 1ошибка? 2? 3?

- Зачем мы решали кроссворд?






Дети читают отрывки наизусть




-Мне больше понравилось выступле-ние Егора. Он читал отрывок выразительно и смог передать
(Заслушиваются ответы других детей)






Дети слушают учителя





Дети ищут отрывок в тексте учебника

С. .

Дети комментируют чтение своих одноклас-ников
( Катя, читала выразительно, целым словом, соблюдала паузы и логические ударения)

- Чтобы узнать, как мы умеем ориентироваться в тексте.






Дети работают в группах, решают кроссворд






















Ученики по очереди читают задания, остальные проверяют.







- Я думаю, чтобы проверить знаем ли мы содержание сказки





Умение читать отрывок с соответствующей интонацией (П)








Учёт разных мнений и умение обосновать собственное (К)











Умение взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (Л)












6 мин




















6 мин


























8 мин

4
Подведение итогов
- Наше путешествие подошло к концу.
-Давайте подведем итог нашей с вами работы.

-Какова была цель нашего урока?



- Достигли мы ее?




- Нам нужно было создать книгу иллюстраций.

- Да. У нас есть книга.
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (Р)




5
Рефлексия
- Что у нас получилось?
- Что не получилось?

- Как вы думаете, кто был самым активным?
-Кто был недостаточно активным?

- За работу на уроке я хочу поставить оценки. (Учитель называет уч-ся и комментирует оценки)

Критерии оценивания
Выразительное чтение.
Полные ответы.
Умение выразить свое мнение.
Как работал в группе.
Как ориентируется в тексте.

- А теперь каждый оцените свою работу. У вас на партах лежат золотые рыбки. Если вы считаете, что вы активно работали весь урок, то поставьте рыбку на эту волну. (Около каждой таблички волна)

Я активно работал весь урок


- Если считаете, что вы работали весь урок, но вам помогали, то на эту волну.

Я принял участие в работе. Мне помогали


- Если вы не очень довольны своей работой, но в дальнейшем будете стараться, то на эту

Я не очень доволен своей работой. В дальнейшем буду стараться


Дети высказывают свое мнение
















Дети подходят к доске и ставят рыбок на «свою» волну

Самооценка; осознан-ность учения; адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников (Л)


Социализация учащихся; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу (К)
5 мин

6
Домашнее задание
Слайд 4
1.Составьте свой словарик слов к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Придумайте свою сказку «О рыбаке и рыбке»

Принимают домашнее задание в соответствии с уровнем своего развития
2 мин


Литература
Поурочные разработки

15