Технологическая карта урока окружающего мира на тему Трудные времена на Русской земле (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Васильева Л.Н.
Тема урока: Трудные времена на Русской земле
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата урока: .03.2016
Образовательные ресурсы: учебник А.А. Плешаков ."Окружающий мир", 2 ч.; интерактивное приложение к учебнику.
http://download8.proshkolu.ru
http://festival.1september.ru/articles/517777/
http://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html
Цели урока: создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
работа, работа в паре.
Основные методы и понятия: монголо-татары, Александр Невский.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Получат возможность научиться: работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место
Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивационно-целевой(смыслообразующий) этап Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
Читает стихотворение "Русь".
Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!..
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?
– когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?
– о чем пойдет речь на уроке? Выбирают смайлик.
Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку.
Обсуждают тему урока. К.Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Л. Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Проектировочный этап – Кто создал славянскую азбуку?
– Какими были книги в Древней Руси?
– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?
Работа в паре
1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Славянскую азбуку создали византийские монахи… и… (Кирилл и Мефодий), которые жили в… (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия… (христианства). В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи). Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет»). Ее написал в начале XII века монах… (Нестор). Он рассказывает о племенах… (восточных) славян.
2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием:
а)образование Древнерусского государства Ярослав
б) Крещение Руси Олег
в) победа над печенегами Владимир
– Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
– Кто управлял городами?
– Что вы можете сказать о некоторых князьях?
– Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна? Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
Учащиеся выполняют работу по карточкам (выбирают задание).
Выполняют взаимопроверку.
Отвечают на вопросы.
П. Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.
Р.Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Организационно-деятельностный этап открытия нового знания – В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
– Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(Время для подготовки 2 минуты.)
Предлагает вопросы для каждой группы.
1-я группа. Рассказать о монголо-татарах.
План:
1) Кто такие монголо-татары?
2) Какие у них были жилища?
3) В чем заключалась сила монгольских племен?
2-я группа. Рассказать о походе монголо-татар на Русь.
План:
1) Кто возглавлял войско завоевателей?
2) Какое княжество подверглось первому удару?
3) Почему пала Рязань?
3-я группа. Рассказать об обороне русских городов.
План:
1) Какие еще города заняли монголо-татары?
2) Что вы узнали об обороне Козельска?
– Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
– Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?
– Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
– Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя.
– В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
– Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов
в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше?
Предлагает задание группам.
1-я группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2-я группа: Почему Александр одержал победу над шведами?
3-я группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу?
– Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище Делятся на группы.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Работают в группах. К.Обмениваются мне ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Л.Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к предмету
Операционно-деятельностный этап первичного осмысления и закрепления Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский».
– Почему русские воины сумели победить рыцарей?
– Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
– Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века.
– Кто напал на Русь в XIII веке?
– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?
– Какой первый русский город оказался на их пути?
– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?
– Что случилось с Киевом?
– Как стало называться государство монголо-татар?
– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?
– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?
– Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.)
– Как разбил шведов князь Александр?
– Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.)
– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
– Как строились крестоносцы? С какой целью?
– Как разбил крестоносцев Александр?
– Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.
Разделитесь на две команды. первая команда описывает сражение одного войска, а вторая – другого. Сравните описания сражений. В чем есть различие?
Предлагает выполнить задания интерактивного приложения. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации. Смотрят фильм.
Отвечают на вопросы.
Читают текст в учебнике.
заполняют схему.
Делятся на две команды, выполняют задания.
Выполняют задания. П.Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Р.Ориентируются в учебнике; при выполнении
практической работы
следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют
цели и задачи учебной деятельности.
К. Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Л. Оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Рефлексивно-оценочный этап – Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.
– Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
– Урок привлек меня тем…
– Урок заставил меня задуматься…
Утверждения Поставь знак
+ или -
Тема урока мне понятна Я достиг цели урока Я знаю кто напал на Русь в XIII в и кто возглавил поход Я знаю как стало называться государство монголов Я знаю когда состоялась битва на Чудском озере и под каким названием она вошла в историю Я могу назвать имя князя, который разбил шведов на реке Неве Мне необходимо поработать над ........................................ П.Ориентируются в своей системе знаний.
Р.Оценивают собственную деятельность на уроке.
Л.Проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний
Этап конструирования индивидуальной работы Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить одно задание на с. 64(по выбору).
Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Выбирают смайлик. Р.Осуществляют поиск средств достижения поставленных задач