Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Развивающая система обучения Л.В.Занкова
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Учитель Соколова Т.С.
ТЕМА: ЗВУК (Ж) – ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК. ДВИЖЕНИЕ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО.
Цель: формировать представление о том, что (ж) – всегда твердый звук;
Упражнять в чтении слов и предложений с пройденными буквами;
Развивать зрительную память;
Учить пользоваться движением как средством выразительности;
Воспитывать аккуратность, доброе отношение к друг другу и
окружающим.
ХОД УРОКА
I. Работа над темой.
- Отгадайте загадки, а отгадки напечатайте в тетрадях.Один ученик печатает отгадки на доске.
1) Они по снегу быстро мчатсяИ провалиться не боятся.
(Лыжи.)
2) Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтёте белых мух,
Что летают, словно пух.
(Снежинки.)
Ты к обеду положиЛожки, вилки и ... (ножи).
Предложите задания. Которые можно выполнить со словами?
(поделить на слоги, поставить ударение, сделать схему)
- Что надо сделать, чтобы разделить на слоги без ошибок?
- «Зажгите фонарики» в словах.
- Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
- Произнесите второй слог в первом слове.
- Какой звук вы слышите после [ж]?
- Что можно сказать о звуке [ж]? (Он всегда твёрдый.)
- На что указывает буква ы (и) в словах после согласной?
- А как вы думаете, нужна ли буква и после буквы ж? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: После ж пиши всегда и.
- Исправьте в записанных словах ошибки, если вы допустили.
А теперь поработаем учителями и исправим ошибки у нашего клоуна.
(у детей листочки с предложениями с ошибками жы)
II. Работа с учебником (с. 53).
1. Чтение слогов.
- Дополните слоги до слов. (Ежи, ужи, стрижи, жираф.)
- На что указывает буква ы (и) в этих словах?
- На что указывает буква ы (и) в слогах: ры, вы, зы, ри, ей, зи.
Физкультминутка
2. Ч т е н и е столбиков со словами.
- Что заметили в словах первого столбика? (Поменяли букву на ы. Изменился смысл слов.)
Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные.
Что можно сказать о словах второго столбика?
Какой частью речи являются эти слова?
Что можно определить у этих глаголов?
Что можно сказать о словах третьего столбика?
Какое задание можно выполнить со словами четвёртого столбика?
Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?
Почему букве ж не нужна буква ы?
3. Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните написание.
(Снежинки, моржи.)
Рассмотрите рисунок и найдите на нём снежинки и моржей.
Каких людей называют «моржами»?
А вы можете быть «снежинками»? Когда такое возможно?
Физкультминутка
- Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежиноквидимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы непровалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи.)
- Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.
Дети изображают движение на лыжах.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
4. С каких слов обычно начинаются сказки?
Как ещё могут начинаться сказки?
Рассмотрите картинку.
Какую сказку мы сегодня вспомним? («Колобок».)
С каких слов начинается эта сказка?
Назовите героев сказки.
Впишите в кружки первые буквы имён героев сказки.
Какую роль в этой сказке каждый из вас хотел бы сыграть?Почему?
Покажите так, чтобы было понятно без слов.
Прочитайте слова Колобка и продолжите.Детям инсценируют эту сказку без слов.III. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Почему буква ж не дружит с буквой ы?
Как нужно писать сочетание жи?
Физкультминутка
- Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежиноквидимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы непровалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи.)
- Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.
Дети изображают движение на лыжах.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15