Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. Программа Начальная школа 21 века
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № 1от ____ августа 2015 г
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
________ГавриленкоВ.А.«_____» августа 2015 г.
Приказ №___________
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Назарово Красноярского края
ПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4б КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Образовательная программа «Начальная школа XXI века» «Русский язык»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-ух ч. С.В.Иванов, О.А.Евдокимова, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Медведева Светлана Викторовна
Педагогический стаж 32 года
Квалификационная категория высшая
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 4 класса составлена на основании Основной Образовательной программы начального обучения МБОУ «СОШ№ 2», программы УУД, с учетом особенностей УМК Образовательная программа «Начальная школа XXIека» авторской программы «Русский язык» для начальной школы , разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В.. Евдокимовой А.О., Петленко Л.В.. Романовой В.Ю.
Настоящая программа учитывает особенности класса: учащиеся в процессе обучения ознакомились с явлениями и понятиями из области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно вели наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, особенностями словоупотребления, овладели начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Общая характеристика учебного предмета
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями: «Система языка», «Развитие речи», «Орфография и пунктуация».
Методический принцип «один урок-один объект-одна цель» позволяет выделить в структуре программы и средств обучения три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решать практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ознакомление детей с устройством и функционированием родного языка, овладения умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритм. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор четвероклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Основная цель: формирование у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с научным описанием родного языка.
Социокультурная цель: решение задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская (познавательная) цель: ознакомление учащихся с основными понятиями науки о языке. Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
развивать речь, мышление, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
создать условия для освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
обеспечить овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
воспитать позитивное эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждать познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом русский язык изучается в 4 классе по пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходим мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание учебного предмета
«КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК»» (основы лингвистических знаний) (54 часа)
№
п/п
Содержание программного материала
количество часов
1
Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
1 ч
1.2
Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
1 ч
1.3
Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.
6 ч
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
22 ч
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
5 ч
Имя числительное: общее значение.
3 ч
1.4
Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения.
4 ч
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
7 ч
Различение простых и сложных предложений.
5 ч
«ПРАВОПИСАНИЕ» (формирование навыков грамотного письма) (52 час)
№
п/п
Содержание программного материала
2.1
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
2.2
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
2.3
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться-;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени; - буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
2.4
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
2.5
Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (29 ч)
№
п/п
Содержание программного материала
3.1
Устная речь.
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2
Письменная речь.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Формы работы (фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах, игровых центрах и т.д.), методы обучения (методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения).
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 4 классе.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Диктант
2
2
2
2
8
Списывание
1
1
1
1
4
Словарный
диктант
1
1
1
1
4
Тест
1
-
-
-
1
Контрольная работа
1
1
2
1
5
Текущее изложение
-
1
1
1
3
Самостоятельная работа по развитию речи
1
-
-
-
1
Комплексная итоговая контрольная работа
-
1
-
1
2
Объем
выполняемой работы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Диктант
65-70 слов
70-75 слов
70-75 слов
80 слов
Списывание
60-65 слов
65-70 слов
70-75 слов
80 слов
Словарный
диктант
15 слов
Текущее изложение
-
65-75 слов
70-75 слов
75 слов
Виды контрольных работ и их оценивание.
Контрольные работы разделены на три большие группы:
текущие контрольные работы;
итоговые контрольные работы;
комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ – проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям в учебнике, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти), за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная контрольная работа.
Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трех блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи» - и проводятся в конце каждого полугодия 4 класса. Основная цель комплексной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»
Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач.
Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.
Если ученик справился с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - выполнено правильно не менее ѕ всех заданий;
«3» - выполнено не менее Ѕ всех заданий;
«2» - не справился с большинством заданий.
Тестирование
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «как устроен наш язык»).
На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках-карточках. За правильно выполненное задание выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все слова). Если ребенок отметил не все правильные слова, то задание считается невыполненным и за него ставится 0 баллов. Ученик получает также 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» - набрал 13-14 баллов;
«4» - набрал 10-12 баллов;
«3» - набрал 7-9 баллов;
«2»- набрал менее 7 баллов.
Контрольные работы к урокам блока «Правописание»
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.
После диктанта ребята работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.
Учитель не исправляет ошибку, а лишь подчеркивает слово, в котором она встретилась. Это дает возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка.
Оценивание диктанта:
«5» - ошибок нет;
«4» - не более 2 ошибок;
«3» - не более 4 ошибок;
«2» - пять и более ошибок.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в слова;
неправильное написание словарных слов, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.
Ошибки на одно и тоже правило, допущенные в разных словах, считаются за отдельные ошибки.
Оценивание орфографического задания:
«5» - ошибок нет;
«4» - одна ошибка;
«3» - не полностью выполнено задание или выполнено полностью при 2 ошибках;
«2» - невыполненное задание
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями.
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.
Оценивание списывания:
«5» - нет ошибок, исправлений;
«4» - одно-два исправления или одна ошибка;
«3» - две-три ошибки;
«2» - четыре и более ошибок.
Словарный диктант
В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников.
Количество слов в словарном диктанте в 4 классе не превышает 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - нет ошибок;
«4» - одна ошибка;
«3» - две ошибки;
«2» - три и более ошибок
Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение
Изложения в четвертом классе проводятся только в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.
Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.
Изложение оценивается одной отметкой – только за содержание.
В изложении оцениваются:
1) полнота и точность содержания полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
2) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
3) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Оценивание изложения:
Отметка «5»:
правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
нет фактических ошибок;
правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
содержание передано правильно и достаточно точно;
в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
допущено существенное отклонение от авторского текста;
допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
имеет место употребления слов в несвойственном им значении;
допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Комплексная итоговая работа
В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:
задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается 4 или 5 вариантов ответов, из которых 2-3 являются правильными;
задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
задания с развернутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок.
График проведения контроля
Период
№
Вид работы
Темы
Стр.
Дата
обучения
урока
тетради
5
Стартовая диагностическая работа.
18
Текущий диктант
Повторение изученного в 3 классе
21
Контрольное списывание.
Правописание имен прилагательных
17-18
26
Тест
Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи»
4 - 10
29
Самостоятельная работа.
Изложение.
19 - 20
33
Итоговая контрольная работа.
Грамматические признаки изученных частей речи.
11 - 14
37
Итоговый диктант
Повторение изученных орфограмм.
49
Текущая контрольная работа
Глагол как часть речи
21 - 24
60
Текущий диктант
Мягкий знак после шипящих в глаголах
67
Списывание
Мягкий знак после шипящих в глаголах
27 - 28
2
69
Текущее изложение
четверть
72
Текущий диктант
Орфограммы, изученные во второй четверти 4 класса
74
Комплексная итоговая работа за 1 полугодие.
29 - 37
85
Текущая контрольная работа.
Время глаголов.
38 - 41
3
четверть
100
Текущий диктант
Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
112
Списывание
Мягкий знак в окончаниях глаголов.
50 - 51
115
Текущее изложение
118
Итоговая контрольная работа
Глагол как часть речи.
44 - 47
121
Итоговый диктант
Орфограммы, изученные в 3 четверти 4 класса.
131
Диагностическая работа.
144
Текущий диктант
Правописание слов в словосочетании
146
Текущая контрольная работа
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
52 - 55
151
Списывание.
Правописание слов в словосочетании.
58 - 59
159
Комплексная итоговая работа
Программный материал за курс
2 – 4 класса
60 - 68
4
четверть
165
Итоговый диктант
Знаки препинания в сложном предложении.
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты по учебному предмету «Русский Язык» для 4 класса.
Раздел курса
Кол-во
часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Метапредметные
Личностные
Фонетика
и
графика
10 ч
- Различает звуки и буквы.
- Характеризует звуки русского языка:
гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие парные/непарные; звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
- Характеризует слово по двум признакам (буквенный и слоговой состав слова).
- Называет букв в русском алфавите в определенной последовательности.
- Находит алфавитную последовательность слов
- Использует алфавит для упорядочивания слов и поиска нужной информации
- Проводит звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму
- Оценивает правильность проведения звуко-буквенного разбора слова
Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь;
договаривается о последовательности действий и порядке работы в группе;
учитывает степень сложности задания и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения;
понимает информацию, представленную в таблице, заполняет таблицу;
находит ошибки, недочеты и самостоятельно исправляет их;
задает вопросы;
принимает и сохраняет учебную задачу;
строит сообщение в устной форме;
обнаруживает невозможность решения задач;
контролирует правильность выполнения заданий.
Проявляет способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
воспринимает русский язык как явление национальной культуры;
устанавливает, с какими учебными задачами успешно справится самостоятельно;
оценивает свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев;
владеет коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в группах;
проявляет интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
понимает, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
понимает предложения и оценку учителей и одноклассников;
понимает причины успеха/неуспеха в учебе;
проявляет способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Орфоэпия
изучается во всех разделах курса
- Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи
- Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в собственной речи
- Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседника
- Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо с помощью взрослых
Состав слова
(морфемика)
10 ч
- Различает изменяемые и неизменяемые слова
- Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова
- Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
- Находит (приводит примеры) слова, соответствующие предложенной схеме состава слова.
- Различает родственные (однокоренные) слова и синонимы,
- Различает родственные слова и слова с омонимичными корнями
- Определяет способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом
- Разбирает по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Оценивает правильность проведения разбора слова по составу
Лексика
5 ч
- Выявляет слова, значение которых требует уточнения
- Определяет значение слова по тексту
- Уточняет значение слова с помощью толкового словаря
- Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте
- Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении
- Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Оценивает уместность использования слов в тексте
- Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи
Морфология
48 ч
- Определяет грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение
- Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж
- Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение
- Находит в перечне слов или в тексте существительные
- Находит имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа).
- Находит в перечне слов или в тексте имена прилагательные
- Находит имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа).
- Находит в перечне слов или в тексте глаголы
- Находит глаголы с заданными грамматическими признаками (число, спряжение)
- Характеризует (указывает грамматические признаки) заданного имени существительного
- Характеризует (указывает грамматические признаки) заданного имени прилагательного
- Характеризует (указывает грамматические признаки) заданного глагола
- Различает омонимичные имена существительные и глаголы
- Подтверждает правильный ответ примерами
- Проводит морфологический разбор имён существительных по предложенному алгоритму
- Проводит морфологический разбор имён прилагательных по предложенному алгоритму
- Проводит морфологический разбор глаголов по предложенному алгоритму
- Оценивает правильность проведения морфологического разбора
- Находит в тексте местоимения, наречия, предлоги вместе с существительными личными местоимениями к которым они относятся, союзы И, А, НО, частицу НЕ при глаголах
Синтаксис
16 ч
- Различает предложение, словосочетание, слово
- Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении
- Различает предложения по цели высказывания
- Находит повествовательные/побудительные/вопросительные предложения
- Определяет восклицательную невосклицательную интонацию предложения
- Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
- Выделяет предложения с однородными членами
- Различает второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
- Выделяет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический)
- Оценивает правильность разбора
- Различает простые и сложные предложения
Орфография и
пунктуация
52 ч
- Применяет правила правописания (в объеме содержания курса)
- Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника
- Безошибочно списывает текст объемом 80–90 слов
- Пишет под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания
- Проверяет собственный и предложенный тексты
- Находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки
- Находит правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
- Определяет наличие в словах изученных орфограмм.
- Самостоятельно определяет способ действия при группировке слов в соответствии с тем, какая орфограмма есть в слове.
- Подбирает примеры с определённой орфограммой
- При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок
- Называет причины появления ошибки
- Определяет способы действия, помогающие предотвратить появление ошибки в последующих письменных работах
Развитие
речи
29 ч
- Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
- Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)
- Выражает собственное мнение
- Аргументирует собственное мнение с учетом ситуации общения
- Самостоятельно озаглавливает текст
- Составляет план текста
- Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения
- Осуществляет выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста
- Создаёт текст по предложенному заголовку
- Подробно или выборочно пересказывает текст
- Пересказывает текст от другого лица
- Составляет устный рассказ на определённую тему с использованием различных типов речи: описание, повествование, рассуждение
- Восстанавливает деформированные тексты
Находит в тексте смысловые пропуски
- Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи
- Планирует (составляет алгоритм) собственную деятельность при работе над изложением, сочинением
- Соотносит собственные действия с разработанным планом, алгоритмом
- Оценивает правильность выполнения учебной задачи
- Соотносит собственный текст с исходным для изложения
- Соотносит собственный текст с назначением, задачами, условиями общения для самостоятельно создаваемых текстов
- Соблюдает нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование
по русскому языку.
Автор: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко Программа « Начальная школа XXI века ».
№
Дата
Тема урока
Деятельность учащегося
Виды контроля
Рубрикатор
1
Повторение. Пишем письма.
Составляет письмо на заданную тему. Обсуждает предложенные варианты писем. Обнаруживает и анализирует смысловые, логические и грамматические ошибки, указывает пути их устранения.
Фронтальный опрос
Памятка № 1
2
Повторяем фонетику и словообразование.
Находит в тексте слова по заданному основанию. Фиксирует (графически обозначать) в слове основу и окончание. Соотносит слова со схемами состава слова. Устанавливает способ словообразования. Проводит разбор слова по составу и фонетический анализ слова.
Фронтальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа
Лента букв
3
Вспоминаем изученные орфограммы.
Распределяет слова по столбикам в соответствии с типом орфограммы. Опознает слова, не удовлетворяющие поставленным условиям. Классифицирует слова в зависимости от типа или места орфограмм.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа
Инд.папка
4
Способы проверки изученных орфограмм. Подготовка к стартовой диагностике.
Преобразовывает транскрипцию в буквенную запись. Устанавливает место и тип орфограммы в слове. Соблюдает алгоритм действий при выборе буквы. Контролирует собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. Устанавливает наличие в слове орфограммы. Фиксирует (графически обозначать) орфограммы
Письмо с комментированием, самостоятельная работа
Алгоритм фонетического разбора слова
5
Стартовая диагностическая работа.
Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.
Самостоятельная работа, самопроверка
Контрольная работа
6
Анализ работ и работа над ошибками. Правила написания писем.
Составляет письмо на заданную тему. Обсуждает предложенные варианты писем. Обнаруживает и анализирует смысловые, логические и грамматические ошибки, указывает пути их устранения.
Самостоятельная работа
Памятка № 1
7
Повторяем признаки имени существительного.
Характеризует собственные и нарицательные имена существительные по заданным грамматическим признакам. Различает имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные. Учитывает степень сложности задания и определяет для себя возможность / невозможность его выполнения. Наблюдает за словами, сходными по звучанию и написанию.
Фронтальный, индивидуальный опрос
Инд. папка (имя существительное)
8
Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения.
Устанавливает место и тип орфограммы в слове. Представляет информацию в виде таблицы, дополняет таблицу. Осуществляет поиск необходимой информации в словаре, уточняет по словарю написание слов. Контролирует собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний.
Самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 3
9
Правописание окончаний имен существительных 2-го склонения.
Фиксирует (графически обозначает) место орфограммы в слове. Контролирует собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний. Определяет тип и место орфограммы, доказывает написание слов.
Самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 3
10
Правописание окончаний имен существительных 3-го склонения
Находит в тексте слова по заданному основанию, графически доказывает свой выбор. Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Фронтальный, индивидуальный опросы
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 3
11
Пишем письма. Восстановление текста.
Соотносит авторский замысел и его реализацию в тексте. Составляет план предложенного текста. Исправляет нарушения в тексте и восстанавливает его структуру, записывает исправленный текст в тетрадь.
Самостоятельная работа
12
Морфологический разбор имени существительного.
Устанавливает синтаксическую функцию имён существительных. Характеризует слово как часть речи, называет признаки указанной части речи. Различает постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизирует знания по морфологии. Знакомится с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводит морфологический разбор слова, анализирует правильность его проведения.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Алгоритм морфологического разбора существительного
13
Начальная форма слова при проведении морфологического разбора.
Высказывает предположение о необходимости указания начальной формы слова при проведении морфологического разбора. Аргументирует свой ответ. Определяет основание, по которому слова объединены в группы. Наблюдает за родом и склонением имён существительных с опорой на окончание
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Алгоритм морфологического разбора существительного
14
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Группирует слова по заданному основанию. Объясняет разницу в произношении и написании окончаний слов. Выбирает слова, соответствующие заданному в упражнении условию, доказывает написание безударных падежных окончаний. Осуществляет поиск необходимой информации в словаре, уточняет по словарю написание слов
Комментированное письмо, объяснительный диктант
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 3
15
Текст – рассуждение.
Подбирает заголовок к тексту, обосновывает свой выбор. Различает текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование
Фронтальный опрос
16
Признаки имени прилагательного.
Наблюдает за значением имён прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными. Характеризует слова по заданным грамматическим признакам. Сравнивает грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных. Наблюдает за языковым материалом, формулирует выводы.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 5
17
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Подготовка к диктанту.
Устанавливает наличие в слове заданной орфограммы, фиксирует (графически обозначает) её. Контролирует собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний имён прилагательных
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 5
18
Текущий диктант по теме «Повторение изученных орфограмм»
Пишет под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки.
Текущий. Самопроверка.
Текст диктанта
19
Анализ и работа над ошибками.
Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Инд.папка
20
Морфологический разбор имени прилагательного.
Проводит морфологический разбор имён прилагательных, анализирует правильность его проведения. Понимает информацию, представленную в виде таблицы, сравнивает качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Группирует слова по заданному основанию.
Фронтальный опрос
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 5
21
Контрольное списывание.
1 вариант. Списывает текст, находит имена прилагательные с орфограммами, выделяет орфограммы.
2 вариант. Находит орфографические ошибки, списывает исправленный текст.
Списывание, самопроверка
Текст для списывания
22
Типы текста.
Определяет тип текста, обосновывает собственное мнение. Находит, анализирует, исправляет смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях
Фронтальный опрос
23
Буквы о,ё после шипящих и ц.
Устанавливает место орфограммы в слове, фиксирует (графически обозначает) её. Группирует слова на основании определения места орфограммы в слове. Преобразовывает транскрипцию в буквенную запись. Объясняет выбор буквы.
Комментированное письмо
Презентация «Правописание о, ё после шипящих и ц».
24
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Обобщает и систематизирует знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимает участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирает из них правильные и обосновывает сделанный выбор. Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группирует слова по заданному основанию.
Фронтальный опрос
Инд.папка
25
Повторяем местоимение. Подготовка к тесту.
Обобщает и систематизирует знания о местоимении. Различает местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группирует слова по данному основанию. Находит в тексте слова по заданному основанию. Задает вопросы к местоимениям.
Объяснительный диктант
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 7
26
Тест.
Отвечает на вопросы теста по теме «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи».
Контрольная работа. Самопроверка.
Задания в тестовой форме
27
Анализ и работа над ошибками. Орфограммы приставок.
Обобщает и систематизирует знания о правописании приставок. Принимает участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирает из них правильные и обосновывает сделанный выбор. Формулирует правило на основе нескольких высказываний. Группирует слова по заданному основанию. Группирует слова на основании определения места орфограммы в слове. Понимает информацию, представленную в виде схемы.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Ин.папка
28
Разделительные ъ и ь знаки.
Подбирает слова, соответствующие схемам. Контролирует правильность выполнения работы, находит ошибки, исправляет их, устанавливает причину ошибок. Находит слова по заданному основанию.
Объяснительный диктант
Презентация «Разделительный ъ и ь знаки»
29
Изложение. Самостоятельная работа.
Обобщает и систематизирует знание алгоритма написания изложения. Сравнивает текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Находит, анализирует, исправляет ошибки, допущенные в изложении
Фронтальный опрос, коллективная работа
Текст для изложения
30
Анализ изложений и работа над ошибками. Разбор по членам предложения.
Понимает информацию, представленную в виде таблицы, сравнивает разные члены предложения. Отвечает на вопросы с опорой на таблицу. Устанавливает синтаксическую функцию имён существительных
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 10
31
Синтаксический разбор предложения.
Систематизирует знания о типах предложений по цели высказывания и интонации. Знакомится с алгоритмом синтаксического разбора предложения. Контролирует свою деятельность при использовании алгоритма. Соотносит предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Учитывает степень сложности задания и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.
Фронтальный опрос, письмо с комментированием
Алгоритм синтаксического разбора предложения.
32
Алгоритм проведения синтаксического разбора предложения. Подготовка к контрольной работе.
Обнаруживает в предложениях однородные члены, доказывает свой ответ. Находит предложения, удовлетворяющие заданному условию. Соблюдает алгоритм проведения синтаксического разбора предложения. Группирует предложения по заданному основанию. Находит ошибки, вносит необходимые коррективы.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа
Алгоритм синтаксического разбора предложения.
33
Итоговая контрольная работа.
Выписывает имена прилагательные, определяет их род, число, падеж. Выписывает словосочетания по заданному параметру. Выписывает местоимения по заданным параметрам. Безошибочно списывает текст. Подчеркивает грамматическую основу. Определяет части речи. Находит ошибки в характеристике предложения.
Контрольная работа. Самопроверка.
Задания контрольной работы.
34
Анализ и работа над ошибками.
Находит и отмечает допущенные в работе ошибки. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Инд.папка
35
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Доказывает постановку знаков препинания в предложениях. Фиксирует (графически обозначает) наличие в предложениях однородных членов. Контролирует собственные действия при постановке знаков препинания. Соотносит предложения и схемы, записывает предложения в порядке следования схем
Фронтальный опрос, самостоятельная работа
Схемы предложений с однородными членами предложения.
36
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах. Знакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Схемы предложений с однородными членами предложения.
37
Синтаксический разбор предложения. Подготовка к диктанту.
Составляет предложения, удовлетворяющие заданным условиям. Контролирует собственные действия в связи с поставленной задачей. Осуществляет самоконтроль при списывании. Фиксирует (графически обозначает) наличие в предложениях однородных членов.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Алгоритм синтаксического разбора предложения
38
Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в I четверти»
Пишет под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки.
Диктант с орфографическим заданием, самопроверка
Текст диктанта
39
Анализ ошибок. Работа над ошибками.
Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Безошибочно пишет слова с орфограммами в приставках, корнях и суффиксах. Пишет слова с ь на конце после шипящих, разделительные ь и ъ, не с глаголами. Правильно ставит знаки препинания при однородных членах предложения
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
Инд.папка
40
Текст. Последовательность абзацев.
Участвует в обсуждении, оценивает предложенные в учебнике ответы, соотносит предложенные варианты ответов с собственной точкой зрения, аргументирует её. Находит, анализирует, исправляет смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях.
Самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 1
41
Глагол.
Систематизирует знания о признаках выделения частей речи. Находит в тексте слова по заданному основанию. Задает вопросы к глаголам. Наблюдает за значением глаголов. Распределяет слова по группам. Устанавливает синтаксическую функцию глаголов. Выбирает подходящие по смыслу глаголы.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 4
42
Глагол как часть речи.
Обобщает и систематизирует знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивает грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдает за изменением глаголов по временам. Знакомится с глаголом как частью речи. Знакомится с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдает за функционированием глаголов разных видов в тексте.
Комментированное письмо
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 4
43
Правописание приставок в глаголах.
Различает предлоги и приставки. Распределяет слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Систематизирует знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролирует собственные действия при отработке написания предлогов и приставок.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 4
44
Правописание не с глаголами.
Наблюдает за языковым материалом, формулирует вывод о написании частицы не с глаголами. Оценивает полноту предложенного ответа. Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договаривается о последовательности действий и порядке работы в группах.
Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа
УМК «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» урок 4
45
Изложение.
Обобщает и систематизирует знание алгоритма написания изложения. Контролирует собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений.
Самостоятельная работа
Текст для изложения
46
Вид глагола.
Наблюдает за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролирует свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола.
Объяснительный диктант
·