Рефлексивный отчёт коучинг занятия на тему «Барьеры в обучении»
Рефлексивный отчёт коучинг занятия на тему «Барьеры в обучении»
Ахуновой Шахназы Улугбековныучителя второго (основного) уровня
школы-гимназии № 1 им А.С. Пушкина г. Шымкента
Обучение — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
(https://ru.wikipedia.org) Своевременным на мой взгляд будет упомянуть сказанное Уильямом Лукасом (William Lucas), специалистом по проведению тренингов по развитию навыков быстрой обучаемости и увеличению объема памяти : «На пути обучения воздвигаются многочисленные барьеры. Ученики в определенном смысле похожи на лошадей. Их можно привести к воде, но нельзя заставить пить. Как заметил американский ученый Крис Аргирис: «Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри».(http://xreferat.ru/) И это мне подтолкнуло на мысль провести коучинг занятие на тему «Барьеры в обучении». Поскольку каждый из нас, кто вовлечен в учебно-воспитательным процесс, сталкивается с этим ежедневно в своей работе. И я поставила целью коучинг занятия оказать содействие в понимания важности выявления возможных барьеров в обучении и поддержки мотивации учащихся, усвоении основ работы с учениками низкой мотивации в процессе эффективного обучения. Ведь мотивация-это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. (http://www.inventech.ru/) А ожидаемым результатом будет, что участники коучинг занятия поймут и осознают важность наличия интеллектуальных, социальных и эмоциональных барьеров в обучении в процессе эффективного обучения.
И для результативности проведения данного коучинг занятия мною были поставлены следующие задачи:
создание доброжелательной атмосферы на основе взаимодействия при выполнении задании
проведение разминочного упражнения в целях снятия усталости и напряжения, и успешного проведения коучинг занятия
подбор заданий, включающих себя развитие креативности и повышения заинтересованности к данному коучинг занятию
Коучинг занятие я начала с создания благоприятной атмосферы, где
предложила участникам коучинг занятия поздороваться друг с другом, не повторяясь. И к выполнению данного задания они подошли не только с энтузиазмом, но и с креативностью, поприветствовав друг друга не стандартно, например, пощекотав друг друга, потиравшись носами и т.д.
Выполнение вышеупомянутого задания способствовало не только быстрому распределению в группы при помощи собирания пазла, но и побудившего к бурному обсуждение мультфильма «Поросёнок и печенье», где он пытается достать с холодильника заветное печенье, придумывая все новые и новые способы для осуществления своего желания. Данное задание преследовало цель побудить участников к определению темы коучинг занятия, с которым они справились достаточно легко при помощи моего навыка грамотного построения конструктивной беседы с участниками коучинг занятия.
Затем в целях выявления, что же собою представляет «барьеры в обучении» в понимании участников коучинг занятия, я предложила им составить своё мнение о возможных барьерах в процессе эффективного обучения при помощи упражнения «неоконченное предложение». Это задание позволило мне не только заинтересовать их, но и дать возможность участникам коучинг занятия сформулировать определение понятия «барьеры в обучении»:
«Барьеры в обучении - это трудности, связанные с обучением».
«Барьеры в обучении- это тормозящее учебный процесс явление, с которым необходимо бороться».
Далее, чтобы участники коучинг занятия смогли назвать барьеры в обучении, я посчитала, что уместнее всего будет выполнение упражнения «Лестница возвышения», где им предстояло заполнить ступени лестницы преодоления барьеров в процессе успешного обучения. Данное задание не только для меня стало показателем удачного подбора задания, но и позволило мне выявить насколько близка данная ситуация моим коллегам в своей педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют работы участников коучинг занятия:
Потом участникам коучинг занятия была предложена для обсуждения презентация «Иерархия потребностей по Маслоу».
При обсуждении, которой почти все участники коучинг занятия отметили важность соблюдения данной иерархии потребностей человека в целях достижения успешного и эффективного процесса обучения. И это мне удалось осуществить благодаря вопросам отрытого типа и побуждения к конструктивному диалогу.
Я как коуч понимала, что мне надо дать возможность участникам коучинг занятия отдохнуть для дальнейшегоуспешного и результативного проведения коучинг занятия, и мною было предложено совместное выполнение разминочного упражнения под видеоклип “Cute froggy dance”. Данное разминочное упражнение побудило участников коучинг занятия к всплеску положительных эмоций как радость и наслаждение.
Наличие учащихся низкой мотивации - это явление, которое прослеживается в каждом классе. И этот факт сыграл немаловажную роль при составлении участниками коучинг занятия постера на тему «Повышение низкой мотивации учащихся в обучении», а затем его презентации. И они подошли к выполнению данного задания с большой ответственностью, так как эта проблема, с которой они не только сталкиваются, но и пытаются её преодолеть.
А итоги коучинг занятия были подведены при помощи обозначения своего места на дереве оценивания, где они каждый опередили свое расположение в определении и преодолении барьеров обучения.
Коучинг занятие прошло результативно и продуктивно. Так как, на мой взгляд, была достигнута цель и ожидаемые результаты. Этому способствовало разнообразие заданий. Мои навыки коуча как открытость, гибкость и умение построения конструктивного диалога. А, недостатком проведения данного коучинг занятия являлось ограниченность во времени.