Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ .01 «Организация и управление торгово — сбытовой деятельностью» для студентов ОПОП СПО ССЗ Коммерция ( по отраслям)


ГБПОУ СО
« Артинский агропромышленный техникум»











Методические указания
по выполнению курсовой работы
по ПМ .01
«Организация и управление торгово - сбытовой деятельностью» для студентов
ОПОП СПО ССЗ Коммерция ( по отраслям)





Разработчик: С.А. Щапова,
преподаватель ВКК.

















Арти 2016
Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ .01
«Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью» для студентов ОПОП СПО ССЗ Коммерция ( по отраслям)
Аннотация
Методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке и выполнении курсовой работы по дисциплине. Предлагаемая разработка содержит основные положения, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ 0.1 «Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью».
Цель написания – изложить порядок написания курсовой работы, дать пояснения по выполнению, оформлению и защите курсовой работы.
Адресовано студентам очной и заочной форм обучения.
Подробно расписан порядок выполнения курсовой работы, приведены примеры составления плана курсовой работы, а также дан образец оформления титульного листа и библиографического списка. Представлены критерии оценки защиты курсовой работы. Методическая разработка актуальна и имеет практический характер.
















Содержание

Введение......5
1. Общие положения..6
1.1. Цели и задачи курсовой работы..6
1.2. Порядок выполнения курсовой работы..7
2. Порядок оформления и защиты курсовой работы8
2.1. Объем и структура курсовой работы..8
2.2. Оформление курсовой работы..10
2.3. Защита курсовой работы12
Рекомендуемая литература и источники.13
Приложение14
Рецензия..19


























Введение

Курсовая работа по ПМ .01« Организация и управление торгово - сбытовой деятельностью» - это один из видов учебной работы, которая выполняется студентом под руководством преподавателя в соответствии с учебным планом подготовки специалиста.
Целью написания курсовой работы является систематизация, углубление и закрепление знаний, полученных в процессе обучения; формирование у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности.
Данная разработка содержит тематику, порядок написания курсовой работы, пояснения по ее выполнению, оформлению и защите.
Тематика и содержание работы предполагает приобретение практического опыта, развитие логического мышления, а также проверку готовности к самостоятельной учебной деятельности.
Необходимость создания методических указаний обусловлена возможными затруднениями студентов при выполнении и оформлении работы. Материалы методических указаний могут быть использованы при подготовке к защите курсовой работы.






















1. Общие положения

1.1. Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа по ПМ .01 « Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью» представляет собой индивидуальное исследование студента и имеет важное значение в формировании будущего специалиста в области торговли.
Курсовая работа выполняется студентами в 4 семестре и сдаётся в установленный срок до начала летней экзаменационной сессии.
Целью написания курсовой работы является расширение и закрепление теоретических и практических знаний студентами по различным проблемам коммерческой деятельности в современных условиях.
При выполнении курсовой работы предлагается решить следующие задачи:
- изучение методов и форм организации и развития коммерческой деятельности;
- приобретения навыков коммерческого анализа и определение путей совершенствования коммерческой деятельности.
В курсовой работе студент должен дать объективную и всестороннюю оценку поставленным проблемам в области коммерческой деятельности, определить пути совершенствования коммерческой деятельности.
В ходе написания работы студент учится логично и последовательно излагать свои мысли, выявлять закономерности развития коммерческой деятельности, делать правильные обобщения, выводы и предложения.
При подготовке курсовой работы студенты могут использовать следующие материалы:
- нормативные и директивные документы по выбранным вопросам;
- печатные, научные работы по выбранной проблематике;
- статьи в периодической печати по избранной тематике;
- информационные сайты сети Интернет;
- статистические данные, публикуемые как в периодической печати, так и в статистических сборниках.
Важное требование, которое необходимо соблюдать при использовании каких-либо материалов - обязательное наличие ссылки на эти материалы.




1.2. Порядок выполнения курсовой работы

Курсовая работа выполняется в определенной последовательности:
1. Выбор темы
При выборе темы курсовой работы студент должен руководствоваться учебной программой курса, а также актуальностью решения проблем коммерческой деятельности в современных условиях по исследуемой теме. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно из предложенного рекомендуемого перечня тем курсовых работ, приведенного в приложении 1. Студент может предложить и свою тему курсовой работы, не вошедшую в предлагаемый перечень тем. При выборе темы следует учитывать, что темы курсовой работы не должны повторяться.
2. Составление плана
После выбора темы необходимо согласовать ее с ведущим преподавателем: уточнить формулировку, составить план работы. План определяет основное содержание работы, даёт общую ориентацию в рамках анализируемой проблемы, обеспечивает последовательность изложения и правильный отбор материала. Примерный план курсовой работы представлен в приложении 2.
3. Подбор и анализ литературы
Курсовая работа носит реферативный характер. Для работы такого типа главное - обзор значительного числа первоисточников, поэтому поиск специализированной литературы и другого информационного материала по конкретной выбранной студентом теме осуществляется самостоятельно. Начать подбор литературы целесообразно с рекомендованного библиографического списка, содержащегося в программе ПМ 0.1
« Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью». Изучение литературных источников следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, и затем обращаться к более ранним по срокам выпуска изданиям.
4. Написание и защита курсовой работы
После подбора и изучения соответствующей литературы, студент приступает к написанию курсовой работы по составленному ранее плану. После написания и соответствующего оформления курсовой работы студент ставит дату, свою подпись и сдает работу преподавателю на проверку. К защите допускается окончательный вариант курсовой работы, оформленный в соответствии с принятыми требованиями и получивший положительную рецензию преподавателя.

2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

2.1. Объем и структура курсовой работы

Курсовая работа традиционно состоит из следующих частей: введения, 3-х разделов (глав, параграфов) основного текста, заключения и библиографического списка (списка использованной литературы).
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

Разделы курсовой работы
Объем
(стр. печатного текста)

Титульный лист
1

Содержание
1

Введение
1-2

1. Теоретический раздел
4-6

2. Аналитический раздел
7-10

3. Предложения и рекомендации
4-5

Заключение
1-3

Список используемой литературы и источников
10-15 источников

Приложения
не ограничено


Общий объем работы не должен превышать 20-25 страниц печатного текста или 30-35 страниц рукописного текста, включая титульный лист, иллюстрации и список использованной литературы и источников.
На титульном листе необходимо указать название работы, фамилию, имя, отчество автора, а также фамилию, имя, отчество научного руководителя, его ученую степень. Пример оформления титульного листа приведен в приложении 3.
В оглавлении необходимо отразить план работы с указанием заголовков глав, параграфов и т.д. и страниц.
Во введении студент должен дать обоснование выбора темы, то есть охарактеризовать актуальность проблемы. Необходимо также сформулировать цель курсовой работы и раскрыть ее основные задачи, а также способы, которые автор использует для их достижения. Указываются источники первичной и вторичной экономической и коммерческой информации по выбранной теме. Объем введения – 1-2 страницы.
В основной части студент раскрывает содержание работы. Данный раздел должен содержать теоретические аспекты и практические методы решения поставленной проблемы по выбранной теме. Основная часть курсовой работы должна быть посвящена решению поставленных во введении задач. При необходимости текст курсовой работы может дополняться диаграммами, таблицами, схемами или графиками, но нельзя "перегружать" ими текст, помня о необходимости границы между необходимым, полезным и лишним, ненужным. Основная часть состоит, как правило, из глав, поделенных на параграфы.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы данной проблемы, а также достижения и передовой опыт в коммерческой деятельности. Важно кратко прокомментировать содержание основных нормативных актов (Конституция, Гражданский кодекс РФ, Законы РФ), имеющих непосредственное отношение к теме исследования. Необходимо представить критический обзор имеющихся литературных источников, методических материалов, статистических сборников по теме работы и свое отношение к ним. Целесообразно также отразить различные мнения исследователей по тем или иным вопросам. Можно использовать периодические отраслевые, экономические и коммерческие издания (журналы, газеты), а также информацию, имеющуюся в сети Internet.
Во второй главе рассматриваются те вопросы, которые студент заявил в теме курсовой работы. Вначале даётся определение рассматриваемого объекта или процесса, затем описываются теоретические аспекты выбранной темы курсовой работы. В ходе работы следует обратиться к передовому опыту зарубежных и российских коммерческих предприятий и организаций. В конце каждого подраздела необходимо указать те проблемы и недостатки, которые можно устранить с помощью коммерческих мероприятий, предлагаемых студентом в третьем разделе.
В третьей главе следует отобразить основные пути совершенствования коммерческой деятельности в соответствии с темой исследования. Предложения аргументируются, и, если это возможно, подкрепляются расчётами экономического эффекта. При разработке предложений студент может использовать личные наблюдения, маркетинговые исследования, результаты анализа, проведённого во втором разделе.
В заключении автор подводит итог проделанной работы и формулирует свои собственные выводы и предложения по каждому разделу курсовой работы, к которым он пришел в результате углубленного изучения избранной темы. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в курсовой работе. Объем заключения 1-2 страницы.

К курсовой работе обязательно прилагается библиографический список. Список должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании курсовой работы. Он должен составлять не менее 10 наименований. Библиографический список приводится в алфавитном порядке (приложение 4) и должен содержать не менее 10-15 наименований литературных источников.
Курсовая работа может содержать приложения, где размещаются таблицы и другие вспомогательные материалы.

2.2. Оформление курсовой работы

Работа может быть представлена к защите в рукописном или печатном виде с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт типа «Times New Roman», размер шрифта 14 кегель, интервал 1,5. Должны соблюдаться следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм. Цвет шрифта должен быть черным. Не допускается выделение текста жирным шрифтом и подчеркивание. При рукописном варианте выполнения курсовой работы написание осуществляется черной или синей пастой (одним цветом). Необходимым условием является аккуратное написание.
Каждую главу, введение и заключение работы необходимо начинать с новой страницы. Параграфы внутри главы отделяют друг от друга пробелом. Название глав пишется прописными буквами, названия параграфов – строчными, точки в конце заголовков не проставляются. Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце, параграфы - арабскими цифрами с точкой в конце в пределах раздела (к примеру 1.1.). Введение и заключение не нумеруются. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.
Например:
1. ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Структура ассортимента товаров
При использовании в тексте работы дословного цитирования, статистических данных, таблиц и т.п. ссылка на первоисточник обязательна. Ссылки по тексту даются с указанием автора и года издания работы.
Например: по мнению Иванова А.А. суть складского технологического процесса заключается в (Иванов А.А.,2005).
Дословно цитируемый текст заключается в кавычки. Кроме ссылки на автора, в этом случае обязательно указывается страница, с которой списана цитата.
Например: Автор обращает внимание на «непостоянный характер работы обслуживающего персонала» (Зыбина, 1986; с. 136).
Не разрешается в тексте приводить сокращения, не предусмотренные стандартом. Это относится и к сокращениям единиц измерения.
Курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком, с использованием безличных форм глаголов. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещенные на отдельных страницах или оборотной стороне листа, а также переносы целых абзацев текста в другие места с пометкой: "продолжение на стр. ...".
Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер проставляется вверху посредине страницы без точки в конце.
Список использованной литературы включают всю литературу, изученную автором работы в следующей последовательности:
- кодексы и Федеральные Законы РФ;
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления Думы и Правительства РФ;
- официальные материалы Министерств и ведомств РФ;
-монографии, научные статьи, учебники, периодические издания и другая литература в алфавитном порядке (по фамилиям авторов).
Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Над заголовком таблицы в правой стороне листа помещают надпись "Таблица" с указанием арабскими цифрами номера таблицы. Нумерация таблиц сквозная в пределах работы или раздела. Если таблица одна, то она не нумеруется. Не допускается перенос таблицы на следующую страницу, если ее размер меньше страницы. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист, заголовок помещают только над ее первой частью.
2.3. Защита курсовой работы

К защите допускаются работы проверенные преподавателем, имеющие рецензию. Рецензия преподавателя может быть получена не позднее двух недель с момента передачи ему курсовой работы. При необходимости студентом вносятся коррективы в соответствии с рекомендациями преподавателя. На защиту работы отводится 5 – 6 минут.
В докладе студент должен изложить тему и цель работы, дать представление об изученных информационных источниках по теме. Во время защиты студент должен ответить на все вопросы и замечания преподавателя, сформулированные в рецензии, ответить на другие вопросы и продемонстрировать знание изученного вопроса. В ходе защиты работы студент должен показать владение материалом по избранной теме и своими знаниями подтвердить самостоятельность выполнения курсовой работы. В результате защиты оценивается и представленная курсовая работа, и ответы студента на вопросы.

Критерии оценки
Итоговая оценка "отлично" выставляется в том случае, если студент четко обозначил цели и задачи своей работы, полностью раскрыл содержание проблемы, сумел сформировать самостоятельные выводы, точно и верно ответил на поставленные вопросы; при защите курсовой работы показал высокий уровень знаний.
Итоговая оценка "хорошо" выставляется в том случае, если курсовая работа соответствует предъявляемым требованиям; однако автор не сумел ответить на некоторые вопросы при ее защите.
Итоговая оценка "удовлетворительно" выставляется в том случае, если студент не сумел выполнить некоторые требования, предъявляемые к курсовой работе, в частности не сумел сформулировать самостоятельные выводы; а также испытывал затруднения при ее защите.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если студент полностью проигнорировал требования, предъявляемые к курсовой работе.






Рекомендуемая литература и источники

Основные источники:
1.Памбухчиянц О.В. «Организация и технология коммерческой деятельности»: учебник – 3 изд. / О.В. Памбухчиянц. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 672 с.
2. Тютюшкина Г.С. «Основы коммерческой деятельности»: учебное пособие / Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 112 с.

Дополнительные источники:
1. Дашков Л.П. «Коммерция и технология торговли»: учебник , 11-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц – М.: ИТК Дашков и К, 2010.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и ч. II)
3. Жидков С.А. «Основы коммерческой деятельности»: учебное пособие / С.А. Жидков. – Мичуринск: Издательство МичГАУ, 2008. – 77 с.
4. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.02 № 28-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ)
5. Панкратов Ф.Г. «Коммерческая деятельность»: учебник, 12-е изд. / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф.Солдатова. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс «Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н.Третьяк. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000.» Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m164/
















Приложение 1
Тематика курсовых работ по
ПМ 0.1
« Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью»

1. Коммерческая деятельности как категория рыночной экономики.
2. Технология осуществления коммерческих сделок предприятиями на рынке товаров и услуг.
3. Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятиями на рынке товаров и услуг.
4. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг.
5. Организация развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг.
6. Коммерческое представительство и агентирование в России.
7. Правонарушения в сфере торговли и виды ответственности за них
8. Характеристика и оценка товара как объекта коммерческой деятельности.
9. Теоретические аспекты ассортиментной политики предприятий розничной (оптовой) торговли.
10. Организация оптовой торговли в современных условиях.
11. Организационные аспекты покупки и поставки товара в коммерческом предприятии.
12. Планирование и прогнозирование объёма закупок и продаж товаров предприятиями в условиях рынка.
13. Особенности организации внешней торговли России в условиях транзитарной экономики.
14. Организация управления процессами товародвижения на рынке.
15. Организация и управление процессами продажи на торговом предприятии.
16. Сервисное обслуживание в торговле и перспективы его развития в современных условиях.
17. Организация и развитие розничной торговли в условиях рынка.
18. Организация коммерческой деятельности на предприятии.
19. Оптовая торговля в системе распределения общественного продукта и развитие её организационных форм.
20. Особенности торговли научно-технической продукцией на российском рынке по лицензионным договорам.
21. Формирование и развитие лизинга в России.
22. Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг.
23. Развитие материально-технической базы в торговле с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.
24. Инвестиции как источник развития материально-технической оснащённости коммерческих предприятий.
25. Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции.
26. Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.
27. Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг).
28. Оценка результативности коммерческой деятельности предприятий в условиях современного рынка.
29. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в оптовом (розничном) торговом предприятии.
30. Разработка стратегии коммерческой деятельности оптового (розничного) торгового предприятия.
31. Формирование и развитие аукционной торговли в России на современном этапе.
32. Особенности развития коммерческой деятельности торгово-посреднических фирм в России и за рубежом.
33. Формирование и развитие франчайзинга в России.
34. Становление и развитие мерчендайзинга в России.
35. Организация ярмарочной и выставочной торговли в России.
36. Развитие товарных бирж в России и зарубежных странах.
37. Организация коммерческой деятельности торговых домов на рынке товаров.
38. Особенности коммерческой деятельности дистрибьюторов и дилеров.
39. Роль торгово-посреднических структур в организации оптовой торговли в России.
40. Роль рекламы в повышении эффективности сбыта товаров розничных (оптовых) предприятий.
41. Особенности торгового обслуживания покупателей.
42. Формирование товарного ассортимента в розничных (оптовых) предприятиях.
43. Роль маркетинга в доведении товаров до потребителя.
44. Составляющие товарно-ассортиментной политики в розничной (оптовой) торговле.
45. Кооперация в оптовой торговле.
46. Управление товарными запасами в розничном (оптовом) торговом предприятии.
47. Коммерческие сделки и контрактные соглашения в розничной (оптовой) торговле.
48. Особенности формирования цены на товары в розничном (оптовом) предприятии.
49. Изучение спроса потребителей и методы прогнозирования.


































Приложение 2
Примерный план курсовой работы

Вариант 1
Тема: Организация коммерческой деятельности на предприятии.
Введение.
1. Коммерческая деятельность в рыночной экономике.
2. Организация коммерческой деятельности на предприятии.
2.1. Организация торгово-технологического процесса.
2.2. Управление трудовыми ресурсами.
2.3. Организация руководства.
3. Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Стратегическое планирование.
3.2. Тотальное управление качеством продуктов и услуг.
3.3. Информационное обеспечение.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.
Приложение.

Вариант 2
Тема: Организация и управление процессами продажи
на торговом предприятии.
Введение.
1. Сущность коммерческой работы по продаже товаров.
2. Организационные формы предприятий оптовой торговли.
2.1. Биржевая торговля.
2.2. Оптовые базы.
2.3. Ярмарки.
2.4. Аукционы.
3. Совершенствование организационных форм предприятий оптовой торговли в современных условиях.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.
Приложение.





Приложение 3

Образец оформления титульного листа

ГБПОУ СО
« Артинский агропромышленный техникум»






Курсовая работа
ПМ .01
« Организация и управление торгово- сбытовой деятельностью»


на тему «..»



Специальность: ОПОП СПО ССЗ « Коммерция( по отраслям)»



Выполнил(а) студент(ка)
курс, группа
Ф.И.О.
_________________
(подпись)
Преподаватель
Ф.И.О.
________________
(подпись)

Дата защиты ___________________20___г.
Оценка _________________________


Арти 2016
Приложение 4

Пример оформления списка
использованной литературы и источников

1. Описание книги с одним автором:
Голубков, Е.П., Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 1998. – 340 с.
2. Описание книги с двумя авторами:
Рэпп, С. Новый максимаркетинг / С. Рэпп, Т. Коллинз. – Челябинск: Урал ЛТД, 1997. – 553 с.
3. Описание книги с тремя авторами:
Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибаров, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М., 2000. – 224 с.
4. Описание под заглавием книги, имеющей четырех авторов:
Предпринимательство в агропромышленном комплексе. – Учебник / Н.А. Попов, В.Р. Захарин, Н.П. Карпусь, В.Ф. Федоренко. – М.: ЭКМОС, 2001. – 352 с.
5. Описание под заглавием книги, имеющей пять и более авторов:
Справочник садовода / О.С. Безуглова, Ф.В. Гавриш, Д.С, Должков и др. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2000, 528 с.
6. Описание официальных материалов:
О лицензировании отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 // Рос. газ. – 2001. – 27 апр. с. 7.
7. Описание стандарта:
ГОСТ Р 51431-99. Соки фруктовые и овощные: Метод определения относительной плотности. – Введ. с 01.01.2000. – М.: Изд-во стандартов, 2000. – 3 с.
8. Описание статьи из журнала:
Нарежный, в.В. Учет операций по выплате и получению неустойки / В.В. Нарежный // Бух. учет. – 2001. – № 22. – с. 18-20.
9. Описание материалов из газеты:
Федеральный закон об инвестиционных фондах // Рос. газ. – 2001. – 4 дек. – с. 10-13.
10. Описание интернет-ресурсов:
Сайт «Знайтовар.ru» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/. – Загл. с экрана.










Заголовок 315