Интегрированный урок литературы и русского языка в 10-м классе Письма с фронта


Интегрированный урок литературы и русского языка в 10-м классе
"Письма с фронта"
Педагог: Барыкина К.С.
Цель: углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
•продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
•актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
•совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
•воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Оборудование: песни военных лет (распечатка, каждый получает письмо с текстом), поэтические сборники.
Форма проведения: интегрированный урок литературы и русского языка
Методические приемы: рассказ педагога, аналитическая беседа, художественное чтение, синквейн (для рефлексии, приложение №1)
Ход занятия
Вызов (актуализация основных речеведческих понятий)
Создание речевой ситуации
- Какую форму речи вы выберете, чтобы сообщить информацию на дальнее расстояние?
- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?
- Какой стиль речи вы будете использовать?
- В какой ситуации используют этот стиль?
Слушаются ответы детей
Вступительное слово учителя
Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
(Чтение эпиграфа).
Мы верили,
Что письма вновь придут
С знакомою печатью на конверте.
Мы знали:
Каждый дом наш – наш редут.
И каждая семья сильнее смерти.
Константин Бельских
Мы поговорим о письмах военных лет.
Лексико-орфографическая работа
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Письмо –
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
Словарная диктовка
Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.- Объясните словосочетание полевая почта.
- Найдите синонимы.
- Проведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная.
На доске (нарисован или прикреплён) треугольник солдатского письма с фронта Великой Отечественной войны.
-Что вы видите на доске?
- Почему письмо сложено треугольником?
Слушаются ответы учащихся.
Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца» (можно прочитать стихотворение)
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,
Новостройки растут, и сердца продолжают любить.
Я читаю письмо и уверен, что если придется,
Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.
Осмысление (изучение нового материала)
Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа.
Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.
Слова в строке бежали ровно, прямо,
И вдруг сквозь них далекий образ встал.
Любимая, вся как живая, мама!
Солдат в десятый раз письмо читал.
Заботы, беспокойства – как знакомо!
Вся мама, в каждом слове и строке.
Казалось: вот прижми письмо к щеке,
И ощутишь тепло и запах дома…
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой.
С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.
В одной станице под широкой грушей,
Ещё вчера слыхавшей гул «пантер»,
Писал открытку на крыле «катюши»
Высокий черноглазый офицер.
Пока ещё не подвезли снаряды,
Есть время, чтоб открытку настрочить.
Он знал, как будет мама рада
Письмо от сына с фронта получить.
Слово об Э. Асадове
Звучит стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
- О чем говорит в строках письма боец?
- В его письме воспоминания о далеком беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу и ему, и согреют матери, когда она прочтет строки письма.
- Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это вернувшись, непременно вернувшись с войны.
- Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел хранитель – мама. Он верит в победу, и это - главное, что помогает выстоять.
Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» - это не только художественно выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о перечувствованном и пережитом.
Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Краткая справка - сообщение учащихся об авторе картины и истории её создания.
- Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?
- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?
- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?
- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо,
белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Звучит песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» (Бьется в тесной печурке огонь…)
Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
Как много они значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?»
Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло»
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой
-Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».
Автор уверен, что именно от этой способности женщины зависит в конечном итоге жизнь и победа.
Это знаменитое стихотворение К. Симонова легло в основу художественного фильма с таким же названием (сценарий К. Симонов, 1943г.) Это лирическая, очень трогательная история о мужестве и патриотизме, настоящей, верной дружбе и глубокой, большой любви, верности и вере. В нелегкое военное время поддержка родных и близких, вера в то, что сражаешься и трудишься во имя и ради тех, кто любит, ждет и непременно дождется, очень важна. Всего лишь одна строка в записке от мужа «Жди. Вернусь», а как много она значила для главной героини Лизы. Ей скажут о смерти Николая, но она не поверит. И каждый день Лиза будет ждать мужа, уверенная в том, что они непременно увидятся. А неожиданное письмо от жены, полученное Николаем, утвердило его веру в победу и встречу.
Человек стоит на защите Отечества, сжав штурвал самолета, взмывает в небо, трудится в тылу, но может ли он прожить на свете без дружбы и любви? Думаю, ответ ясен и так.
В далеком сорок втором году Иосиф Уткин написал такие строки:
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...
Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Пусть стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» прозвучит как ответ на стихотворение «Жди меня».
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что всё не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Всё пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что всё не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу за тебя отдать
Всё, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что всё не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения)
В завершении занятия предлагаю вам творческую работу – написание синквейна по сегодняшнему уроку.
Через 5-7 минут слушаются ответы детей.
Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?
- Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь.
- В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.
- Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
Домашнее задание
Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.
Накануне годовщины Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть:
- письмо с фронта;
- письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны;
- письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др.