Урок письма Пиши мне письма…


Урок письма «Пиши мне письма…»
Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Учебные задачи:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся.
2.Соблюдение стилевого единства письма.
3.Умение выделять смысловые части письма.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
2.Воспитывать любовь к родному языку.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлёва.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами познакомимся с эпистолярным жанром. Что это за жанр? (Это жанр письма.)
Многие скажут: а зачем нам это ? Мы и позвонить можем, и СМС-ку послать… Да и по СКАЙПУ поговорить. Какие там письма? Разве они кому-то нужны? Да, с этим трудно спорить, но скажите, ребята, вам приятно получать письма от родных и близких? Нравится их читать?
А чего не хватает коротким мобильным сообщениям и звонкам? (Не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо от близкого тебе человека, ты словно разговариваешь с ним по душам)
Надеюсь, теперь вы без труда ответите: в чём смысл эпиграфа?
А что ещё теряется в нашей жизни с уходом писем? (Умение их писать, а грамотность так совсем пропадает.)
Этап целеполагания.
Учитель:
Мы должны сегодня научиться грамотно писать письма и правильно заполнять конверт.
Но сначала мы узнаем об истории возникновения письма и почты.
Этап погружения в историю письма.
Выступление подготовленного ученика:
Письма имеют богатую историю. Самые первые письма были «живые»: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились предметные письма, т. е. с помощью предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак в знак мира. На основе этого древнего обычая возникло выражение «трубка мира» для определения дружеских мирных отношений между людьми, между народами. У восточных славян поднесение хлеба и соли расценивалось как выражение радушия и благожелательности. Отсюда обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью. Засохшая ветка сообщала о болезнях, стрела – о войне. Интересно предание о письме, которое скифы послали в ответ на требование персидского царя Дария покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица, пять стрел. Это означало: « Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов их всё равно найдут.»Третий шаг письма – это рисуночное письмо, т. е. вместо предметов стали использовать рисунки.
Учитель : Но ведь письмо – слово многозначное. Что еще оно означает? (Письмо ещё и азбука, умение писать буквы.) Письмо было в виде значков (идеография), потом стали использовать звуковое письмо, в котором были только согласные звуки, слоговое письмо. Греки создали свою азбуку на основе финикийского письма, а в 9 веке возникла славянская азбука.
Выступление подготовленного ученика:
Началом истории русской почты принято считать 885 год, но доставка писем была упорядочена только в 984 году. Государственную почту России организовал в 1665 году боярин Афанасий Ордин – Нащокин, который говорил, что государственная почта – «это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет».
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Они оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, откуда их забирали другие корабли и отправляли по адресу. В Санкт – Петербурге первый почтовый ящик появился 1 декабря 1848 года.
Символом почты при царе Петре 1 стал почтовый рожок, потом его заменили поддужные колокольчики. С тех пор лихая почтовая тройка с колокольчиками живёт как символ России.
При Пётре 1 придумали «Приклады, или как пишутся комплименты разные или как писать письма разным особам», а указом от 1701 года царь запретил подписываться «полуименами», т. е. уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки. Понаблюдайте за своей речью: нет ли в ней запрещённых более двух веков назад обидных кличек – «полуимён»?
Практическая часть урока.
Учитель:
Какие бывают письма? (Дружеские ,деловые, письмо-рассказ, поздравление, просьба, благодарность).
Для чего мы пишем письма? (Какие коммуникативные задачи мы ставим перед собой?)
Сообщить, оповестить
Поздравить
Извиниться
Поделиться чувствами, впечатлениями
Поблагодарить и т. д.
Алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте, …)Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Правила заполнения конверта:
От кого…
Откуда…
Индекс…
Кому…
Куда…
Индекс…
Учитель: А теперь познакомьтесь с одним письмом («Письмо в редакцию», стих-е С. Маршака)
Нижеподписавшийся волка повстречал.
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг всё цветики – просто благодать.
По причине этого жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: «Караул!»
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасение
Выразить охотничку это поздравление.
Чем интересно это послание? (Оно смешное)
На чём основан комический эффект? (На смешении стилей)
Какие стили здесь смешаны? (Официально-деловой, художественный, разговорный)
Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.
Задания учащимся:
напишите письмо-поздравление вашей первой учительнице с Днём учителя, пользуясь алгоритмом письма.
Заполните конверты, находящиеся у вас на партах.
Через 10 минут подводим итоги, читаем письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.
Рефлексия:
О чём мы с вами узнали на уроке?
Чему вы научились?
Убедились ли вы в том, что писать письма нужно?
Понравился ли вам урок?
Домашнее задание:
Напишите письмо по одной из номинаций:
«Письмо президенту»
«Письмо другу. Яркое событие моей жизни»
«Письмо моей семье»
«Хочу рассказать тебе о своём родном крае»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Соломенского Степновского района Ставропольского края
На конкурс «Лучший урок письма»
УРОК ПИСЬМА «ПИШИТЕ ПИСЬМА…»
Дорофеева Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5
Адрес: с. Соломенское Степновского района
Ставропольского края, пер. Новый,7
2013 год.