Конспект урока по истории на тему Олимпийские игры в древности
"Олимпийские игры в Древней Греции"
Учитель: Потапова Светлана Александровна, МБОУ «Кузнечихинская СОШ» Спасского р-на РТ
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Задачи:
обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада снова Вас всех видеть! Садитесь.
У меня к Вам предложение! Давайте, перед началом урока, создадим друг другу хорошее настроение. Посмотрите на своего соседа по парте и улыбнитесь! Я желаю вам плодотворно потрудиться.
Но перед тем как отправиться в новый мир знаний, давайте вспомним все, что мы уже изучили. Перед нами Древняя Греция и по ней нужно ответить на несколько вопросов, связанных с историей этой страны. Но вопросы буду задавать Вам не я, а Вы сами! И прежде чем ответить на вопрос, хорошо подумайте и только потом отвечайте.
Проводится игра «Горячий стул»: по жребию к доске выходит один ученик, а остальные задают ему вопросы по теме. Учитель наблюдает и, в случае необходимости, корректирует вопросы.
Примерные вопросы учащихся:
На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейскими)
Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (Это остров Крит)
Какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)
Какой город является столицей современной Греции? (Афины)
Учитель: А теперь у меня для вас есть несколько загадок, где Вы должны будете назвать имена уже известных Вам греческих Богов:
Он собьет с пути
Или на путь наставит
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Гермес)
2. На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ... (АФИНА)
3. Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут ... (АИД)
4. Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
5. Своей наружностью пугает всех невест
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Ребята! У Вас на партах лежат конверты с приглашениями! Давайте откроем их и прочитаем!
Дети читают текст и определяют тему урока
Учитель: Ребята, как вы считаете, кому предназначено данное сообщение? Догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Слайд 1
Учитель: Молодцы! Олимпийские игры в древности. Слайд 2
В тетради учащиеся записываются число и тема урока
Учитель: История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!» Слайд 3
Ребята, а кто из Вас знает, что является главным и самым узнаваемым символом Олимпиады?
Ответы детей
Конечно, главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Слайд 4 Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент: голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный – Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.
Учитель: И сейчас я Вам предлагаю пофантазировать и вернуться в те давние времена, откуда все началось. Вы согласны?
Учитель: Посмотрите на карту Древней Греции. В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия - место, где проходили первые олимпийские игры. Слайд 5 Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете?
Ответы детей
Учитель: Что мы с Вами уже знаем о горе Олимп? Слайд 6
Ответы детей
Учитель истории: Каких богов вы знаете?
Ответы детей
Учитель: Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
3. Изучение новой темы.
1. Первые олимпийские игры.
Учитель: Ребята, а кто из Вас знает, в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Учитель: Правильно. Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Слайд 7
Учитель: В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Слайд 8
Запись в тетради
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их появления?
Учитель: На ваших рабочих столах лежат желтые карточки с фрагментом мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание. Слайд 9
Работа с карточками
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр? Слайд 10
2. Основные причины появления Олимпийских игр:
поклонение богам;
стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником?
Чтение текста слайда. Слайд 11
Учитель: В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Это был чисто мужской праздник. А как же к этому празднику готовились? Об этом Вы узнаете, прочитав текст на странице 150 учебника.
Чтение отрывка
Ответы учащихся
Учитель: Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа. С помощью учебника на с. 150-153, заполним пропуски в тексте на зеленых карточках.
Выполнение задания по отрывку из учебника «Пять незабываемых дней» Слайд 12
Учитель: Заполнили, давайте вместе проверим.
Карточка:
Олимпийские игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Следующие 3 дня отводились состязаниям. Большинство состязаний проходило на стадионе. Одно из главных состязаний пятиборье начиналось с бега. Затем состязались в прыжках в длину. Третьим и четвертым видом состязаний были метания копья и диска. Пятым - борьба. Интересными так же были кулачный бой, бег с оружием и другие соревнования. Гонки колесниц устраивались на ипподроме. В пятый, заключительный день награждали победителей. Зрители восторженно кричали: «Слава Победителю!»
Физкультминутка Слайд 13
Учитель: А теперь, ребята, давайте пополним наш с Вами словарный запас и запишем эти определения. Слайд 14
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
Дети записывают определения в тетрадь.
Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Внимание на экран!
Просмотр иллюстраций. Слайды 15,16,17
Учитель: Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды. Как Вы думаете какие?
Ответы учеников
Учитель: Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину? Слайд 18
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: В завершении нашего урока давайте проведем «состязание колесниц». В Греции это было самое зрелищное соревнование. У нас «состязание колесниц» будет проходить в виде викторины «Что мы узнали об олимпийских играх?» Я буду задавать вопросы, а Вы за правильный ответ будете набирать дополнительные плюсики к хорошей оценке за урок!
Вопросы:
1. Где проходили спортивные состязания в Греции? ( г. Олимпия, расположенного на Пелопоннесе )
2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
3. Кому посвящались Олимпийские игры? (богу Зевсу – богу грома и молний)
4. Как выглядит олимпийский флаг? (белое полотнище с 5 переплетенными кольцами).
5. Каков девиз олимпийских игр? («Быстрее, выше и сильнее»).
6. Через сколько лет проводятся олимпийские игры? (4 года).
7. Какие виды спорта входили в пятиборье (бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба )
8.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие».)
9.Кто имел право участвовать в Олимпийских играх Древней Греции? (Свободные греческие граждане при условии, что 10 месяцев они тренировались.)
10. Какие спортивные состязания Древней Греции сохранились до наших дней? (Бег, метание копья, прыжки в длину).
Учитель: Ребята давайте запишем домашнее задание. Слайд 19
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу , которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: И выходя с урока, Вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований современных Олимпийских игр – баскетболе. На доске прикреплена корзина, в которую вам нужно будет забросить мяч соответствующего цвета. Синий – я ничего не понял, и мне было не интересно. Красный – я кое – что уже знал, но сегодня узнал еще больше! Желтый – мне все очень понравилось, и от этого настроение мое поднялось!