Урок системно-деятельностного типа по истории на тему Олимпийские игры в древности (5 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тундрихинская основная общеобразовательная школа
Урок системно-деятельностного типа по истории
Тема: «Олимпийские игры в древности»
5 класс.
Выполнила Загуляева Мария Олеговна
Учитель истории и обществознания
с. Тундриха2015
Урок системно-деятельностного типа по истории.
5 класс.
Тема урока: Олимпийские игры в древности
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Планируемый результат:
Личностные:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Метапредметные:
овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение);
развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
формирование умения работать с картой;
формирование умения применять полученные знания на практике;
развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;
дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;
познакомить с основными видами спортивных состязаний;
подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.
Развивающие:
развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;
развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
развивать навык подготовки сообщения;
развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником
Воспитательные:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;
совершенствовать формы и методы самовоспитания;
воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы
УУД:
Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Атлет, пятиборье
Оборудование: учебник, презентация, карта «Древняя Греция», раздаточный материал, сообщения учащихся.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Создание условий для мотивирования на тему урока Называют тему урока. Регулятивные:
Организация деятельности.
Личностные:
Восприятие себя как части истории.
2. Актуализация знаний Проверяет уровень знаний.
Предоставляет материал , позволяющий осуществить переход к изучению нового материала Вспоминает изученный материал, который связан с формулировкой проблемы.
Работа в группах (Приложение 1) Регулятивные:
волевая саморегуляцияКоммуникативные:
Умение работать в группах( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)
Познавательные:
умение делать выводы
Личностные:
Смыслообразованиена основе развития мотивации.
Мы продолжаем изучение Древней Греции. Сегодня на уроке рассмотрим еще одну особенность из жизни древних греков. Т.е. те спортивные состязания, которые устраивали древние греки.
Создание проблемной ситуации. Создает проблемную ситуацию – изучить историю Олимпийских игр, когда и где они появились. Вступает в диалог с учителем.
Регулятивные:
Целеполагание.
Познавательные:
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
Умение слушать учителя.
- Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия.
Вспомните, где, по мнению греков, жили боги?
- Боги древних греков жили на горе Олимп.
Когда-то в древности придумали в ЭлладеСоревноваться в силе и красе.Венок лавровый в качестве наградыИ факел яркий в поднятой руке.
- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема урока «Олимпийские игры в древности»
Действительно в честь богов в Древней Греции устраивались Олимпийские игры.
- А как они проходили? Когда прошли самые первые игры, мы узнаем на уроке. Наша задача сегодня - узнать историю возникновения и особенности проведения Олимпийских игр в Древней Греции.
Этап планирования. Предоставляет материал, с которым работают учащиеся. Работа с параграфом учебника и предложенными дополнительными материалами, составление плана решения поставленных перед учащимися проблем. Регулятивные:
Планирование, составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
Направлены на совместную работу, взаимопомощь при решении проблемы.
Таким образом, мы будем работать по следующему плану:
1) Первые Олимпийские игры.
2) Пять незабываемых дней.
3) Победители Олимпийских игр.
Открытие нового знания Поддерживает интерес к теме с помощью сообщения.
Организует работу в парах Ученик делает сообщение (Приложение 2).
Работают в парах. Знакомятся с новым материалом. Заполняют таблицу. Делятся полученными результатами. Личностные:
развитие учебно – познавательного интереса к новому материалу.
Познавательные:
умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные:
умение работать в паре.
Регулятивные:
умение структурировать найденную информацию
Прослушивание мифа об основании Олимпийских игр (Приложение 2).
- Работа с учебником на странице 149-150, пункт первый. Работать в парах. Составить учебные мини – проекты.
Самостоятельно прочитайть в учебнике п.3 стр 150-153 «Пять незабываемых дней» и заполнить таблицу
«Олимпийские игры»
1.Как часто они проводились? 2.Где проводились Олимпийские игры? 3.Какое священное правило существовало во время проведения Олимпийских игр?
4.Когда состоялись первые Олимпийские игры?
5.Кто имел право принимать участие в Олимпийских играх?
6.Сколько дней продолжались игры?
7. Чему был посвящён первый день? 8.Какие основные виды спорта составляли пятиборье? 9.Какие ещё виды спорта вызывали интерес у зрителей? 10. Как чествовали победителей? Среди спортсменов – победителей были настоящие живые легенды . Давайте познакомимся с ними (Приложение 3).
- Последние Олимпийские игры состоялись в 392 году н. э., В 394 г. н. э. римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческие, скульптуры богов, храмы и другие исторические памятники были разграблены и разрушены, увезены, переплавлены и разбиты. Далее Олимпия подвергается нападению Алариха, а в 426 г. н. э., Феодосий II отдаёт приказ окончательно разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию.
Затем и сама природа губит священное место - землетрясения 522 и 551 гг. н. э., а также наводнения завершают разрушения античной Олимпии. Многовековая традиция проведения Олимпийский игр обрывается…
Но в конце 19 века – в 1896 году в Афинах, благодаря французскому деятелю барону Пьеру де Кубертену были возобновлены олимпийские игры. Годом I-й Олимпиады стал 1896 г.
В 1913 году появилась олимпийская символика в виде пяти переплетённых колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии. Появился девиз «Быстрее, выше, сильнее!» Переплетённые кольца символизируют объединение пяти частей света в олимпийском движении. Цвет каждого кольца имеет своё значение:
голубой – Европа;
чёрный – Африка;
красный – Америка;
жёлтый – Азия;
зелёный - Австралия
А вы слышали что-нибудь о современных Олимпийских играх?
Совсем недавно (зимой 2014 года) прошла зимняя олимпиада в Сочи.
Сборная России на домашних Олимпийских играх в Сочи впервые с 1994 года заняла первое место в общекомандном зачете. Российские спортсмены завоевали 33 медали, 13 из которых — золотые.
Релаксация (физминутка) Создаёт условия для смены деятельности. Выполнение упражнений. Коммуникативные: совместные действия.
Физминутка:
Игра «Ипподром» ( играющие имитируют слова учителя)
Учитель:
- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)
- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)
-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)
-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)
- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)
- Трибуны ликуют (девочки кричат : Давай- давай! Эге-гей!, мальчики кричат: «Ого - го!» и свистят
-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! Награждение победителей! ( ученики вытирают пот, имитируют надевание венка на шею)
Закрепление полученного материала. Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку Самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные:
самоопределение
Тест: ( индивидуальная работа . Взаимопроверка по ключу)
Кому были посвящены Олимпийские игры? (Зевсу).
В каком году впервые состоялись Олимпийские игры? (В 776 г. до н. э.).
Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик).
Как называли участника состязаний? (Атлет).
Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме).
Где располагались зрители? (На склонах гор и холмах).
Кто мог участвовать в гонках на колесницах? (Богатые греки т.к. лошади дорого стоили).
Какие награды ждали Олимпиоников? (Оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе).
Могли ли в Олимпийских играх принимать участие женщины? (Нет).
Назовите пять видов состязаний. (Бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба).
Назовите знаменитого атлета, которого никто не мог сдвинуть с облитого маслом диска. (Милон).
Кто из атлетов мог удержать одной рукой колесницу, запряжённую четвёркой лошадей? (Полидам).
Знаменитый бегун и кулачный боец. (Феаген).
Кто объявлялся победителем конных скачек? (Владелец лошади).
Кто изваял статую кулачного бойца? (Аполлоний).
9. Рефлексия. Предлагает вспомнить тему урока и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
Определить степень соответствия поставленной цели, результатов деятельности Регулятивные:
Оценка и осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
Умение высказывать своё мнение.
Личностные:
Нравственно-эстетическая ориентация.
Составить синквейн:
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
10. Домашнее задание.
«5» - подготовить презентацию « Олимпиада в Сочи»
«4» - сообщение о «чемпионы Олимпийских игр в Сочи»
«3» - прочитать §33 и ответить на вопросы после параграфа.
Регулятивные:
Составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
Извлечение информации из текста и дополнительного материала.
Личностные:
Развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-эстетических отношений.
Дополнительный материал к уроку:
Приложение 1.
Задания для первой группы:
Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях? поскольку в Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: всё это заставляло греков осваивать новые земли - колонии.
Назовите любые греческие колонии ( воспользуйтесь картой) Самые известные из них на побережье Чёрного моря - Ольвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря - Сиракузы, Карфаген.
Что привозили купцы из Греции в колонию? В свои колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изделия.
Задания для второй группы:
Что вывозили греки из колоний? Вывозили оттуда хлеб, рабов, мёд.
Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели на родине? . Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине.
Сделай вывод. Что общего у греков, живших на разных территориях? Таким образом, где бы ни жили греки - они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а Грецию - Элладой.
Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова:
Задание для первой группы:
Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! Прометей
Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! Дедал
До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое! Геракл
Задание для второй группы:
Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяжёлый сон… А она –то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем! Дракон, стороживший золотое руно в КалхидеПриятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! Тесей
Я люблю свою мать и люблю мужа ! Но сердце моё разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! Персефона
Приложение 2.
Сообщение ученика
На юге Греции, северо-западе Пелопоннеса в долине окружённой лесистыми холмами, была расположена Олимпия. она находилась в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.
Олимпия не была городом. Это было небольшое поселение с многочисленными храмами, алтарями, домами жрецов, помещениями для занятий атлетов – вот и все постройки. Её постоянными жителями были служители культа. Существует множество версий основания Олимпийских игр. Вот некоторые из них.
Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, в последствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл являются учредителями первых видов состязаний: скачки на колесницах, бег, борьба.
Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания и Геракл пришёл с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принёс благодарственные жертвы своему отцу Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать общегреческие атлетические игры.
По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что, если кто- нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов –Зевсу Олимпийскому.
Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии – дочери Эномаяи подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где похоронен Пелоп, в долине реки Алфей, там, где впадает в неё ручей Кладей, и стали устраивать состязания на колесницах.
Приложение 3.
Сообщения учеников:
Наибольшей славой пользовался Милон. С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно. В 540 г. до н.э. Милон победил в состязаниях мальчиков – борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет.
Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось.
Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.
В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.
На острове Родос жил Диагор, который был лучшим кулачным бойцом и семь раз, а это значит, на протяжении 28 лет становился победителем Олимпийских игр! Два его сына также одержали победу на играх. Получив оливковые венки, они возложили их на голову своего отца, подняли его на плечи и под аплодисменты тысяч зрителей понесли его по стадиону. Зрители осыпали Диагора цветами, а некоторые восклицали: “Умри, Диагор, тебе нечего больше желать!”. И сияющий от счастья Диагор действительно умер на плечах своих сыновей – сердце не выдержало такого восторга.
Рассказывали и о подвигах Полидаманта, который превосходил ростом всех своих современников. У себя на родине, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил льва и, безоружный, одолел его. Атлет удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды Полидамант схватил в стаде самого огромного и свирепого быка за ногу и, сколько тот не вырывался, не выпускал его. Наконец, бык, рванувшись из о всех сил, убежал, но его копыто осталось в руке атлета. Друзья Полидаманта как- то раз устроили пирушку в пещере. Внезапно потолок ее треснул и грозил обрушиться. Полидамант попытался удержать его руками, но это ему не удалось, и могучий атлет погиб.