Реформа высшей медицинской школы в 1930-х гг. и ее влияние на здравоохранение Хакасии
А.В. Мохова, канд. ист. наук
г. Абакан, Хакасия
Реформа высшей медицинской школы в 1930-х гг. и ее влияние на здравоохранение Хакасии
На протяжении ХХ в. отечественное здравоохранение претерпело многочисленные преобразования. Высшая медицинская школа, обеспечивающая медицину и здравоохранение научными и врачебными кадрами, также подвергалась реформированию. Это свидетельствует о том, что до сих пор не найдены универсальные и действенные способы и методы улучшения функционирования всей системы здравоохранения и отдельных ее звеньев. Поэтому обращение к истории развития высшего медицинского образования дает возможность не только изучить опыт, но и извлечь определенные уроки для качественной подготовки медицинских кадров.
Анализ научной литературы показывает, что высшая медицинская школа России к началу ХХ в. имела слаженную систему функционирования и соответствовала требованиям подготовки врачей своего времени. Врачебные кадры готовились на медицинских факультетах 17 университетов страны. Ежегодные выпуски врачей не превышали 1 тыс. чел. После Октябрьской революции 1917 г. в условиях политического и экономического кризиса, культурного отставания от многих европейских стран остро стоял вопрос о подготовке квалифицированных кадров. Национальные районы России ввиду отсутствия медицинской помощи и обширного развития эпидемий особо нуждались в медицинских специалистах. Поэтому развитие высшего медицинского образования и подготовка специалистов стали одной из приоритетных задач молодого советского государства в сфере здравоохранения.
Выработанные правительством направления реформирования высшей школы легли в основу первых декретов советской власти в области высшего образования. В вузы принимались, в первую очередь, дети рабочих и крестьян, вводилось бесплатное обучение, не требовалось предоставления документов о среднем образовании, был предусмотрен прием в высшие учебные заведения всех граждан обоего пола, достигших 16 лет, без экзаменов. Советской власти удалось сформировать систему высшего образования, основанную на принципах классовости, общедоступности и контроле со стороны государства. Однако новые правила приема не давали трудящимся реальной возможности учиться в вузах в силу слабой образовательной базы, а в национальных районах – еще и в силу плохого владения или незнания русского языка. Ввиду низкого образовательного уровня рабоче-крестьянского студенчества с 1919 г. было решено открыть рабочие факультеты (рабфаки) при университетах. С помощью рабфаков партийное руководство ускорило процесс изменения классового состава студенчества, началась так называемая «пролетаризация» высшей школы.
Начиная с 1930 г., вузы стали переходить в ведение соответствующих наркоматов и ведомств. Медицинские факультеты вузов, став самостоятельными институтами, перешли в подчинение Наркомздрава РСФСР. Это позволило медицинским вузам ориентироваться на нужды здравоохранения, с одной стороны, совместить науку с практикой, с другой, и, конечно, улучшить качество преподавания. В связи с острой эпидемиологической ситуацией, нехваткой санитарных врачей и эпидемиологов было принято решение усилить преподавание санитарно-гигиенических и профилактических дисциплин путем открытия дополнительных факультетов с середины 1930-х гг. – санитарно-гигиенического и педиатрического.
Растущая потребность во врачебных кадрах вызвала необходимость дальнейшего расширения сети медицинских вузов. Если в 1930 г. в СССР было 40 вузов данного направления, то в 1940 г. – уже 72. Только за период с 1929 по 1935 гг. новые медицинские вузы появились в 24 городах страны. И все же, несмотря на количественный рост числа медицинских вузов, вопрос о подготовке врачебных кадров оставался злободневным. Государство пошло на беспрецедентные меры для ликвидации дефицита врачей. В частности, в 1931 г. медицинские вузы перешли к сокращенным срокам обучения (4 и даже 3,5 года); были введены заочная и вечерняя формы обучения и бригадный метод. Прием абитуриентов осуществлялся два раза в год, обучение происходило в две смены. Так, на основе постановления СНК РСФСР «О подготовке медицинских кадров» от 22.08.1931 г. прием абитуриентов в медицинские вузы в 1932 г. составил 18 тыс. чел., в медицинские школы и техникумы – 40 тыс. чел., на рабфаки – 22 тыс. чел. Количественные установки, таким образом, вышли на первый план.
Ускоренное обучение наряду с введением новых дисциплин, чрезмерная перегрузка учебных планов вели к снижению успеваемости и качества подготовки обучающихся. Из года в год увеличивался отсев студентов. Поэтому в 1934 г. высшему медицинскому образованию были возвращены прежние сроки и формы обучения. В целях улучшения подготовки врачей были введены в действие единые учебные программы, 5-летний срок обучения на всех факультетах медицинских институтов со специализацией на V курсе, увеличились ассигнования на выплату стипендий, научно-исследовательскую работу и т.д. Серьезным стимулом для улучшения профессиональной деятельности и научных исследований явилась материальная заинтересованность преподавательского состава в связи с повышением ему зарплаты и улучшением жилищных условий. Отмена ограничения на прием в вузы в связи с социальным происхождением с 1936 г. способствовала увеличению числа студентов в мединститутах.
В национальных районах, особо нуждавшихся в квалифицированных медицинских специалистах из среды коренного населения, учитывалась специфика их подготовки. В связи с низким образовательным уровнем местной молодежи, ее тяжелой адаптацией в незнакомых условиях при медицинских вузах были открыты подготовительные курсы, рабфаки, отделения на соответствующих языках. Да и сама политика «коренизации» требовала большего количества специалистов из среды коренного населения.
Ввиду отсутствия высших медицинских школ в Хакасии, органы власти, начиная с конца 1920-х гг., заключали с центральными, в большей степени, сибирскими медицинскими вузами договоры на обучение абитуриентов. Например, в 1931 г. два хакаса обучалось в Томском мединституте и 13 чел. - в медицинских техникумах страны. Широкое распространение получили методы контрактации студентов для работы в тех или иных регионах. Для прохождения практики студенты из Хакасии направлялись на родину, где, порой, выполняли и управленческие функции, и лечебную деятельность.
Эффективность работы медицинских учреждений Хакасии, как и страны в целом, зависела и от количества, и от качества подготовки медицинских специалистов. В этом национальном районе остро ощущалось отсутствие психиатрической, онкологической, неврологической помощи. Повышенный уровень инфекционной заболеваемости требовал немедленного открытия специализированных лечебных учреждений. Колоссальная нагрузка врачей, совмещение ими нескольких должностей отягощали процесс оказания квалифицированной медицинской помощи. Поэтому в течение 1930-х гг. при медицинских вузах стали открываться институты усовершенствования врачей. Специализация врачебных кадров, усиление научно-медицинской деятельности помогли начать активную борьбу с болезнями. Применение новых форм и методов в лечении, наряду с санитарно-просветительной и профилактической деятельностью, привело к тому, что многие болезни в Хакасии к концу 1930-х гг. были ликвидированы. Открытие противотуберкулезного, противотрахоматозного, венерологического диспансеров в Хакасии в середине 1930-х гг. позволило начать выявление и регистрационный учет больных, их эффективное лечение. Однако остаточный принцип финансирования здравоохранения, нерациональная расстановка врачебных кадров привели к тому, что до наших дней «дожили» такие социальные болезни, как сифилис, туберкулез, малярия.
Конец 30-х гг. ХХ в. отмечен быстрыми темпами развития высшей медицинской школы. Усиление финансирования в сочетании с комплексом мер государственной поддержки позволили увеличить число обучающихся в медицинских вузах, усилить научно-исследовательскую работу. Постепенно увеличивалось количество студентов из коренного населения Хакасии. Всесоюзная перепись медико-санитарных учреждений и медицинских кадров 1930 г. позволила Наркомздраву СССР произвести учет и распределение медиков в целях дальнейшего улучшения развития высшего медицинского образования.
Таким образом, реформирование высшей медицинской школы в 1930-х гг. имело важное значение в развитии отечественного здравоохранения. Передача медицинских вузов в ведение Наркомздрава РСФСР позволило сблизить науку и образование с практическим здравоохранением.
Система здравоохранения Хакасии, страдавшая острой нехваткой врачебных кадров, особенно национальных, отсутствием специализированных лечебных учреждений, требовала большего количества врачей. Обеспечение целевых мест, открытие рабфаков и подготовительных курсов, финансовая поддержка государства способствовали привлечению местной молодежи к учебному процессу. Однако слабая образовательная база абитуриентов приводила к ухудшению качества подготовки врачебных специалистов, что отражалось на работе всех звеньев здравоохранения Хакасии. Получившая в течение 1930-х гг. система усовершенствования врачей, прохождение ими специализации содействовали повышению квалификации медиков.
Примечания:
Ерегина Н.Т. Реформа высшей медицинской школы России на завершающем этапе Великой Отечественной войны / Н.Т. Ерегина // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Доклады и тезисы IV-ой Всероссийской конференции (с международным участием).– М., 2008. – С. 50.
Там же.
Советское здравоохранение / под ред. Г.Е. Островерхова; авт. и сост. О.А. Александров, Ю.П. Лисицын. - М.: Медицина, 1972. – С. 199.
Чикин, С.Я. КПСС и охрана здоровья народа. Изд-е 2-е, доп-е / С.Я. Чикин. - М.: Политиздат, 1977. – С. 47
Медицинский работник. – 1930.- № 14.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. П-357, оп. 1, д. 136, л. 10.
Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. / пер. с итал. И.Б. Левина. – М.: Междунар. отношения, 1990. – С. 523.
15