Выступление на тему: Дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированный подход в обучении математике.
Согласно российскому законодательству государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Однако по своим природным способностям, темпу работы и усвоения материала учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе (группе) можно наблюдать учащихся как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. И если преподаватель выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика, то при этом слабые и сильные ученики получают мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения. Как результат - снижение успеваемости в классе, потеря интереса к предмету, порождение безответственности, нежелание учиться.
В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных общеобразовательных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителей задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично и сложно. В то же время, математика признается в качестве обязательного компонента общего среднего образования. А работа учителя оценивается итоговыми оценками за курс основной и средней школы. Потому, каждый из нас старается, чтобы они были высокими. А для того, чтобы оценка была высокой, чтобы баллов было много, необходимо в учениках выработать умения и навыки не только для выполнения базовой части программы, но и для заданий повышенной сложности.
В сложившийся ситуации для учителя я вижу только один выход – дифференцированный подход в обучении. Дифференцировано, может быть, содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач, дифференцировать можно средства и формы обучения.
Выделяются два вида дифференциации обучения: дифференциация внешняя (профильная) и внутренняя (уровневая).
Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. В нашей школе на 1 ступени (начального общего образования) осуществляется развивающее обучение по дидактической системе Л.В. Занкова и традиционное обучение по программе «Школа 21 века». На 2 ступени (основного общего образования) есть общеобразовательные классы, классы с углубленным изучением математики, русского языка, в 5, 6 классах - развивающее обучение по системе Л.В. Занкова. На 3 ступени (среднего полного общего образования) осуществляется предметно-групповая система профильного и базового обучения на основе индивидуальных учебных планов.
Внутренняя (уровневая) дифференциация предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающимся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень). На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Подробнее остановлюсь на одном из положений методики дифференцированного обучения - дифференциации приемов и методов на всех этапах обучения.
Начну с этапа изучения новых знаний. Речь идет об этапе первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференциация на первом этапе порождает «белые пятна» в знаниях части учеников. Почему? Хотя бы потому, что новое всегда увязывается с вполне определенным старым. Чтобы приступить к изучению нового материала, надо убедиться, готовы ли учащиеся к этому. С этой целью мною проводятся проверка домашнего задания, математический диктант, тестовой опрос или выполняются устные задания, содержащие набор вопросов, которые, с одной стороны, дают возможность проверить, усвоен ли обязательный минимум изученных ранее знаний, а с другой – требуют краткого ответа. Вопросы составляются так, чтобы ответы на них свидетельствовали о готовности учащихся к восприятию нового материала. Проверка осуществляется сразу, поэтому лучше всего проводить цифровой или графический диктант. Или использовать систему голосования. В этом случае, и учитель, и ученики сразу видят, какие темы необходимо им повторить. После проверки и повторения начинается изучение нового материала. Поскольку необходимые знания по математике, умения и навыки учащиеся приобретают только путем самостоятельных интеллектуальных усилий, то, в большинстве случаев организуя открытие нового знания с помощью создания проблемной ситуации, реже использую вопросно-ответный метод (беседу) и в некоторых случаях лекционный метод. После открытия нового знания (первичного объяснения), организую его повтор, неоднократное проговаривание алгоритма сильными и средними учащимися у доски, либо в парах и группах.
Следующий этап - закрепления знаний и умений. На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся. При подготовке к уроку создаю три варианта заданий. На «3» (базовый уровень): Задачи решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул в конкретных различных ситуациях. На «4» (общий уровень): Задачи требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации. К такого рода задачам относятся так называемые комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на I уровне. На «5» (продвинутый уровень). Задачи этого уровня требуют от ученика преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации, заключающейся в использовании действий I и II уровней. В процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания. Деятельность ученика постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер.
В зависимости от класса, целей и задач, поставленных мною на урок: учащиеся могут сами выбрать вариант, при этом у них формируются навыки планирования и регулирования своей деятельности, ответственность за результат выбора, формируется самооценка, адекватная своему уровню. Или каждый вариант сама заранее предназначаю определенной группе учеников, или организую работу таким образом, что желательно постепенное выполнение всех представленных заданий. При этом переход на новый уровень возможен только при безошибочном выполнении всех упражнений предыдущего уровня.
Таким образом, дифференциация приемов и методов на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Выполнение любых заданий необходимо контролировать. При любом виде контроля ученик должен знать критерии оценок. На уроках использую такие виды контроля, как самоконтроль и взаимоконтроль. Чтобы закрепить ситуацию успеха, созданную на уроке, часто задаю дифференцированную домашнюю работу.
Дифференцированно провожу и контроль усвоения материала. Контрольные и самостоятельные работы составляю разноуровневые на несколько вариантов (4-6 вариантов). Главная задача – проверить степень усвоения обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом образования. Отдельные варианты усложняю: наряду с заданиями, направленными на проверку основных умений, в них содержатся задания, требующие логического мышления, комбинированные задачи и задания на сообразительность и внимание. Иногда, в зависимости от конкретного материала, провожу контрольные работы по-другому. В I и II вариантах даю пять заданий. Первые три – на проверку обязательного уровня – на оценку «3», четвертое задание, требующее дополнительных знаний - на «4», пятое задание, требующее не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода - на оценку «5». Такие задания включаю в каждую контрольную работу. Это дает возможность правильно оценить знания учащихся, судить об их возможностях, сформированных умениях и навыках, способов деятельности.
Учитель должен иметь определенную и точную информацию о том, овладел конкретный ученик обязательными результатами обучения или нет. Это важно по отношению к каждому ученику. Проверив контрольные работы, я заношу результаты их выполнения в диагностические карты, где наглядно видно, у кого какие проблемы. Этот опыт существует уже пять лет. Цель такой работы – своевременное обнаружение тематических пробелов и их ликвидация, выработка стратегии организации процесса обучения и повторения. После каждой письменной работы проводится работа над ошибками, индивидуальные консультации, повторный зачет после неудовлетворительной оценки. В старших классах мною осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если он их пропустил). Систематически приучаю учащихся к самоконтролю через заполнения индивидуальных листов достижений, что позволяет добиться заметных результатов в изучение теории.
Мой педагогический опыт показывает, что организация дифференцированного подхода в обучении математике требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса, так как самой приходится подбирать разноуровневые задания по различным темам программного материала, составлять несколько вариантов одной работы. Планируя урок важно продумывать, как ученики разноуровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задания, будут ли создаваться проблемные ситуации, какие наглядные пособия нужно привлечь и многое другое. Дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:
1. Технология используется в системе.
2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.
3. Интегрируется с другими современными технологиями.
4. В системе осуществляется мониторинг освоения ЗУНов.
В заключение, хотелось бы остановится, на положительных эффектах использования дифференцированного подхода.
Значительно улучшился психологический климат на уроках:
Хорошая дисциплина (нет времени на занятия посторонними делами, нет подсказок, нет стрессовых состояний учащихся);
100-процентная активность (каждый учащийся включен во все виды деятельности на всех этапах урока);
Постепенно исчезает списывание;
Уменьшилось количество учащихся, которые приходят на урок с невыполненным домашним заданием.
Средний балл письменных работ постепенно повышается.
Учащиеся демонстрируют хорошие результаты в рамках итоговой аттестации.
15