мИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ урок-КВН по литературе 5 класс


Урок –КВН (5 класс)

Разработала Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы
Каменской ООШ – филиал МБОК «Красновская СОШ»
«Мифы и легенды Древней Греции» (Урок-КВН) Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения. Задачи: -образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры; -развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах; -воспитательные: воспитание интереса к литературе. Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название (Аргонавты» и «Фортуна»). Команды подготовили эмблемы и девизы. В качестве домашнего задания было предложено подготовить пантомиму, кроме того, каждая команда подготовила вопросы соперникам. Членами жюри стали гости, пришедшие на урок. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы. (Что такое мифы - спросить определение). В мифах нашли отражения представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе.
Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы. 1.Разминка 1. Вопросы 1-ой команде • Из чего возник весь мир и бессмертные боги? (Хаоса) • Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса) • Гора, на которой живут боги (Олимп) • Владыка подземного царства мертвых (Аид) • Фантастическое существо с торсом человека (Кентавр) • Кто прикован несокрушимыми цепями к вершине скалы? (Прометей) • Богиня красоты (Афродита) • Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (Геракл) • Бог кузнечного дела и ремесла (Гефест) • Кто был главным «добытчиком» золотого руна, и какое название было у корабля аргонавтов? (Ясон; корабль «Арго») 2. Вопросы 2-ой команде • Жена Зевса (Гера) • Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс) • Бог сна, сын богини ночи (Гипнос) • Как зовут юношу, любившего в жизни только себя и превращенного за это в белый цветок? (Нарцисс) • Кто подарил людям огонь? (Прометей) • Богиня плодородия и земледелия (Деметра) • Как греки звали бога морей и океанов (Посейдон) • С помощью какой хитрости Одиссей с товарищами миновали остров сирен? (Воск) • Кто из героев убил Медузу Горгону? (Персей) • Кто освободил Прометея? (Геракл)
2. Назови имя мифологического персонажа 1. Команда 1 • «Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана». (Прометей) • «Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах». (Артемида) • «Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви». (Нарцисс) 2. Команда 2 • «Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод». (Геракл) • «Рея скрыла своего сына Зевса в глубокой пещере, а … дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки» (Крону)
3. Найди ошибку
– Эрудиты должны дать по два правильных ответа.
Ответы:
1. Критская гидра. Лернейская гидраКритский бык
2. Керинейский лев. Немейский левКеринейская лань
3. Кони Ипполиты. Кони ДиомедаПояс Ипполиты
4. Яблоки Гериона. Коровы ГерионаЯблоки Гесперид
4. Объясни «крылатое выражение» (уч-ся пишут в рабочих листах; каждая команда объясняет значение 2-х фразеологизмов) 1. Панический страх. (Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл. А откуда же пошло выражение панический страх? Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника.) 2.Авгиевы конюшни. (В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло¬шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска¬зать о крайней запущенности, загрязненности.) 3.Сизифов труд. (Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.) 4.Гомерический хохот. Гомер- легендарный древнегреческий поэт. Герои его поэм- боги- наделены необычайными качествами. Они сильны, мужетвенны, обладают мощными голосами, смех их подобен раскатам грома. Гомерический хохот – это очень громкий, неудержимый смех.
5. Домашнее задание. Пантомима. Команды должны изобразить мифологический персонаж, задача противника узнать.
1 команда - Троянский конь.
2 команда – Минотавр.
6. Конкурс капитанов «Плаванье» Учитель. Вы знаете, сколько пришлось вынести аргонавтам, чтобы вернуться домой. В следующем конкурсе участвуют капитаны команд. ( На столе ставятся перегнутые пополам «шалашиком» листы картона на разном расстоянии и не обязательно на одной линии, на них названия: Симплегады, остров Сирен, Сцилла, Харибда и т.д.). Вам вручается бумажный кораблик, который должен «проплыть» под всеми препятствиями. «Плыть» кораблик должен с помощью «попутного ветра», т.е. игрок не должен прикасаться к кораблю руками, он может только «дуть в паруса». (Поверхность стола должна быть обязательно гладкой, чтобы бумажный кораблик скользил. Это задание на скорость, количество препятствий и сложность маршрута должны быть одинаковыми для обеих команд. Если кораблик падает на пол, участники игры начинают «плавание» сначала). 7. Блиц-опрос (каждая команда должна ответить на 8 вопросов (учитывается затраченное время). 1. Что означает имя Геракл? ( «прославленный Герой» или «благодаря Гере».) 2. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.) 3. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.) 4. Какая традиция в спорте связана с горой Олимп? ( Олимпийские игры) 5. Кто приказал Гераклу добыть яблоки Гесперид? (Эврисфей) 6. Куда отправились аргонавты за золотым руном? (В Колхиду) 7. Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея? (Великан черпал силы у своей матери-земли) 8. Чем нужно было Ясону засеять Аресово поле? (Зубами дракона) 9. Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни? (Он изменил русла рек и направил их воды через конюшни) 10. Полуженщины, полуптицы, сладостное пение которых приводило путников к гибели( Сирены) 11. Как назывался быстроходный корабль, который построил Ясон? (Арго) 12. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.) 13. Кто стоял на страже у Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.) 14. Кому из богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите) 15. Лесные и морские девы, дочери Зевса (Нимфы) 16. Неумолимые богини судьбы (Мойры)
8. Творческий конкурс Командам предлагается сочинить историю о новом подвиге Геракла.
9. Итоги урока.