Заикание. Выступление на методическом объединении учителей логопедов.
ЗАИКАНИЕ,как одна из острых проблем в логопедии.
Подготовила:
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №8
Петрова Н.Г.
Устная речь
характеризуется многими физическими параметрами. Большое значение имеет просодическая сторона речи (интонация):
-тон голоса
-тембр
-сила звучания
-пауза
-логическое ударение
-темп
-ритм
-плавность речи (т.е.произнесение фразы на одном речевом выдохе).
Органическое сочетание данных параметров определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Заикание- это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Причины заикания
-предрасполагающие -производящие
К предрасполагающим относятся:
*невропатическая отягощенность родителей
(нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);
*невропатические особенности самого заикающегося
(ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
*конституциональная предрасположенность
(повышенная ранимость, подверженность психическим травмам);
*наследственная отягченность;
*поражение головного мозга
(внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, инфекционные нарушения).
Неблагоприятные условия:
-физическая ослабленность детей;
-возрастные особенности деятельности мозга (формирование связной речи 2-6 лет, );
-ускоренное развитие речи;
-скрытая психическая ущемленность ребенка;
-недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком, эмоциональная напряженность;
-недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
При наличии неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
Производящие причины
анатомо-физиологические (травмы, органические нарушения мозга, истощение НС в результате интоксикаций и заболеваний, таких как корь, рахит, глисты. коклюш)
2 психические причины (испуг, длительно действующая психическая травма, конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданно возникающие потрясения)
3 социальные причины перегрузка речевым материалом, переучивание леворукости, подражание заикающимся, быстрая нервная речь родителей)
Симптоматика заикания
Судороги мышц речевого аппарата в процессе речи являются основным симптомом заикания.
Типы речевых судорог
Тонические
Насильственное резкое повышение тонуса мышц обычно нескольких мышечных групп (языка, губ, щек).
Наблюдается скованность, большое напряжение.
Проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде длительной вокализации:
«Т-ООПОЛЬ»
Клонические
Характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Проявляется в повторении отдельных звуков либо слогов.
« ТО-ТО-ТОПОЛЬ»
Чаще смешанные
Локализация судорог
Различают
дыхательные
голосовые
артикуляционные
-Инспираторные –
внезапный резкий вдох, возникающий на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе, сопровождаются чувством напряжения в груди.
-Экспираторные –
внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания. Характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Возникает чувство нехватки воздуха
Судороги голосового аппарата
-смыкательная
-возникает в середине речевого высказывания или при попытке начать речь, что внезапно прекращает голосоподачу, голосовые складки резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха, полное отсутствие звука.
-вокальная
возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц, возникает на гласных звуках, которые продолжительнее , чем обычно, часто встречается на начальной стадии заикания у детей.
-дрожащий гортанный спазм
возникает при произнесении гласных звуков, речь прерывается, возникает дрожащий звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции.
Судороги артикуляционного аппарата
лицевые
(губы, нижняя челюсть)
Проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, губы сильно сжимаются, нарушается произнесение губных звуков : п, б, м, в, ф.
язычные
(кончик языка, корень языка, подъязычная, выталкивание языка наружу.) Проявляется при произнесении взрывных звуков: г, к, х, т, д.
мягкого неба
Вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Выражается в повторении звуков пм - пм, тн - тн, кн - кн.
Нарушения речевой и общей моторики
Насильственные
судороги,
тики,
миоклонусы в мышцах лица и шеи
Произвольные уловки
в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.)
в речевой моторике (покусывание языка, нижней губы, причмокивание)
в виде вспомогательных звуков (э, и, ну, вот)
Фиксированность на дефекте
1)Нулевая степень болезненной фиксации
Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, отсутствуют элементы стеснения, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2)Умеренная степень.
Переживают свой дефект, стесняются его, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.
3)Выраженная степень
Постоянное чувство неполноценности, глубоко переживают свой дефект, страх перед речью и людьми. Чаще это подростки.
Комплексный подход к устранению заикания
Лечебно-оздоровительные мероприятия
Укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;
ослабление или снятие речевых судорог,
растройств вегетативной нервной системы; нарушений моторики (медикаментозное лечение, ЛФК, режим дня, закаливание, физио- и психотерапия.)
Коррекционно-педагогическая работа
Устранение речевых дефектов и психологических особенностей заикающихся.
Коррекционно-педагогическая работа
1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
2. Обучение состоянию покоя и расслабленности.
3. Развитие координации и ритмизации движений.
4. Формирование речевого дыхания.
5.Формирование навыков рациональной голосоподачи.
6.Развитие просодической стороны речи.
7. Развитие планирующей функции речи.
8. Воспитание личности заикающегося, аутогенные тренировки.
15