Организация совместной работы образовательной организации и органов системы профилактики
МБОУ Духовщинская СШ им.П.К. Козлова
Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики
Социальный педагог:
Сударева Людмила Ивановна
г. Духовщина, 2015 г.
2965451292225Субъекты системы профилактики
00Субъекты системы профилактики
Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
253365117475ШКОЛА
Органы опеки и попечи-тельстваДом творчества
КДН и ЗП
Социальные службы
ПДН и ГИБДД
00ШКОЛА
Органы опеки и попечи-тельстваДом творчества
КДН и ЗП
Социальные службы
ПДН и ГИБДД
В первую очередь, несомненно, мы должны говорить о непосредственном взаимодействии школы и семьи. Без этой совместной работы оптимальных результатов добиться просто не возможно. Но, учитывая сложную экономическую, социальную обстановку, на деле школа не всегда получает максимальную отдачу со стороны родителей, а иногда ее просто нет. И уже здесь нужно говорить о взаимодействии школы, органов профилактики и правоохранительных органов для обеспечения закона "Об образовании”.
Дети "группы риска” не появляются просто так, вдруг, ниоткуда. И если мы в восьмом, пятом классах, а иногда и в начальной школе видим ребенка, у которого поведение не соответствует социальным нормам, то корни этого нужно искать намного раньше. Поэтому огромное значение имеет взаимосвязь школы и детского сада.
Когда ребёнок приходит в школу, с ним начинает работать школьный психолог. Формы работы здесь разнообразны: и беседы, и тестирования, и просто наблюдения за поведением ребёнка в коллективе.
Не все дети посещают детский сад, поэтому большой груз ответственности ложится на первого учителя. Уже при подготовке к школе, при подготовительных занятиях педагог более детально знакомится с ребёнком, его семьёй. В начальной школе, когда мы знаем о потенциальных возможностях ребёнка, имеем сведения о его семье, с ребёнком работает психолог, и, если необходимо, подключается социальный педагог.
В любом учебном звене велика роль классного руководителя. Именно он может стать близким человеком, к которому идут и с печалью, и с радостью. Хороший классный руководитель практически всегда знает, а иногда и просто чувствует, что происходит с «его» ребёнком. Неотъемлемой частью работы классного руководителя является работа с родителями, причём формы такой работы достаточно разнообразны: родительские собрания отдельно и с учащимися, беседы, семинары, совместная деятельность родителей и детей, работа с психологом школы, с Советом профилактики.
Большая часть диагностической и коррекционной работы ложится на плечи школьного психолога: психодиагностические исследования уровня тревожности, учебной мотивации, самооценки, стимулов учения, а в старшей школе и личной профессиональной перспективы, склонностей к различным видам деятельности.
Используя все полученные данные, классный руководитель строит свою систему работы, вовлекая в классную, общешкольную деятельность каждого ученика, обращая особое внимание на детей, склонных к правонарушениям.
Но, если работа с ребёнком не приносит результатов, и причина тому кроется в личностных особенностях ребёнка или, что чаще бывает, в обстановке в семье, то здесь подключается к работе социальный педагог.
Социальный педагог отслеживает семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию; семьи, в которых ведётся неподобающий образ жизни; неполные, малообеспеченные семьи; под контролем находятся опекаемые дети. Он отвечает за связь школы с Администрацией, инспектором ПДН, органами опеки и попечительства. Их совместная работа направлена на помощь детям и родителям, попавшим в трудное положение.
Профилактическая и коррекционная работа в нашей школе проводится одновременно и с детьми и их семьями в течение ни одного года:
Со всеми несовершеннолетними подростками, требующими особого внимания, поставленными на учет на ВШУ, ПДН, КДН проводится индивидуально – профилактическая работа.
Классными руководителями, социальным педагогом, зам. по ВР, зам. по УВР используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на различных формах учета:
изучение особенностей личности подростков с помощью различных диагностик;
посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой урокам;
посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками.
Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции.
Тесное взаимодействие с классными руководителями и с учителями – предметниками, заседания совета профилактики способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы.
Так как большинство детей «группы риска» имеют средние способности, у многих возникают трудности в изучении предметов, поэтому одна из основных задач – помощь в обучении, контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам.
С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
классным руководителем выясняется причина отсутствия ученика;
о пропусках уроков в тот же день сообщается родителям (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).
некоторые учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгий контроль за их посещаемостью.
Ведется работа по выявлению семьи и детей, находящихся в социально – опасном положении, по результатам проводится информирование соответствующих органов, оказывающих социальную защиту и помощь таким семьям и детям.
Проводятся рейды «Подросток»: социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН на дому семьи и дети, требующие повышенного педагогического внимания и контроля.
С целью профилактики правонарушений, табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводятся тематические классные часы, коллективно – творческие дела, проводится анкетирование, приглашаются специалисты из поликлиники.
Систематически проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля, за их времяпровождением, организуются родительские собрания о правовой ответственности подрастающего поколения.
С целью ранней профилактики социального неблагополучия школой и Детским домом творчества разработаны мероприятия, позволяющие сохранить преемственность между школой и дошкольными образовательными учреждениями по данному направлению.
В своей работе осуществляем сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: ПДН, КДН, опека и попечительство, социальная защита.
Основные причины постановки на учет в КДН детей:
а) употребление несовершеннолетним спиртных напитков, токсических веществ, наркотических средств, а так же совершение им других административных правонарушений;
б) уходы несовершеннолетних из дома либо бродяжничество (нахождение на улице несовершеннолетнего без сопровождения взрослых в неустановленное время);
в) антиобщественное поведение несовершеннолетних;
г) условное осуждение несовершеннолетнего;
д) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не достижению возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
е) непосещение учебных занятий без уважительных на то причин;
ж) причисляя себя к неформальным молодежным объединениям, нарушая при этом общественный порядок, подросток также становится объектом наблюдения со стороны органов внутренних дел и комиссии.
Основные причины постановки на учет в КДН родителей:
а) родители не занимаются воспитанием ребенка;
б) злоупотребление родителями спиртными напитками либо употребление ими наркотиков;
в) заявление родственников несовершеннолетних о родителях либо заменяющих их лицах, не выполняющих должным образом обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних;
г) жестокое обращение с детьми.
В случае совершения ребенком правонарушения или преступления и постановке его на учёт в ПДН, то по отношению к нему выполняется индивидуальная программа коррекции поведения; при положительной динамике ребёнок может быть снят с учёта. Абсолютно все дети «группы риска» стоят на ВШК. Большую помощь школе оказывает комплексный центр социального обслуживания населения, что позволяет, например, нуждающимся семьям собрать детей в школу и обеспечить бесплатным питанием в образовательном учреждении.
Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:
принимайте ребенка таким, какой он есть;
предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
расширяйте кругозор ребенка;
включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
развивайте в ребенке положительные эмоции;
с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.
В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:
раннего выявления проблемы;
своевременного информирования служб системы профилактики;
совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы.
Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь им вырасти.