«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ»
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕСАМОПОДГОТОВКИ»
Самоподготовка - это организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы.
В современных условиях коррекционного образования важно прививать воспитанникам умение самостоятельно пополнять свои знания. Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике.
Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения определенных требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения. Этому способствуют хорошие условия (чистота оконных стекол, достаточная освещенность помещения, поддержание нормального температурного режима, регулярное проветривание комнат для занятий), а педагог имеет систему в работе и обращает внимание на внешний вид детей, осанку во время выполнения домашнего задания, проводит физкультминутки.
В организационной части самоподготовки выясняется объем домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, прочитали их в учебнике и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий.
На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать различные методы воспитательной деятельности, они дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач, ориентироваться в учебнике.
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.
Виды контроля:
При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Применяется эта форма при начальном обучении самоконтролю младших школьников.
При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Каждый учащийся выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.
При подведении итогов необходимо использовать метод косвенного воздействия Метод косвенного воздействия способствует развитию у ребят навыков контроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.
Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. При согласованной работе учителя и воспитателя воспитатель внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для воспитанника.
Согласованность в действиях учителя и воспитателя наблюдаются через ведение общего дневника, тетради взаимосвязи или сигнальной тетради. В ней учитель записывает не только замечания, а и домашние задания, и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь. В этой тетради учитель по просьбе воспитателя может дать инструктаж, при котором учитываются следующие моменты:
если задание аналогично классной работе – указывает на это в тетради;
если задания другого типа, чем решались на уроке, - разобрать в классе аналогичные на 1 -2 примерах. Кто из воспитанников хорошо усвоил материала и может дать консультацию всем остальным;
если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления.
Воспитателю необходима ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки.
Основы умений и навыков самостоятельной работы закладываются на уроках, затем развиваются и совершенствуются во время самоподготовки. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе создает большие возможности для овладения умениями самостоятельной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
ПО САМОПОДГОТОВКЕ
Активно работай на уроке: Внимательно слушай, отвечай на вопросы учителя.
Задавай вопросы, если чего-то не понял, или с чем-то не согласен.
Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
Научись пользоваться словарями и справочниками. Обязательно выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила. Формулы в справочниках.
Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить расчеты с помощью электронных таблиц.
Если то, что происходило на уроке. Показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если урок будет через несколько дней.
Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т.е. о содержании задания), но и о том как (какими приемами, средствами) это можно сделать.
В случае необходимости обращайся к воспитателю или одноклассникам.
Приступая к выполнению уроков, посмотри в дневнике, все ли задания записаны.
Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и постарайся определить, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
Убери со стола все лишнее – то, что может тебя отвлекать.
Между выполнениями уроков делай перерывы.
Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правило, на которые оно направлено.
При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или л ком говорится в этом тексте, что имеется в виду.
Ищи связь каждого нового понятия или явления, о котором ты узнаешь, с тем. Что уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую в отдельности. Используй метод ключевых слов.
Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал.
Составляй план устного ответа.
Проверяй себя по окончании всей работы.
ПРАВИЛА ЗАПРЕТА:
Нельзя опаздывать на самоподготовку.
Нарушать тишину.
Отвлекать товарищей от работы.
Использовать методы работы, вызывающие шум.
Заниматься посторонними делами.
Вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс.
Беседовать с воспитателем в полный голос.
Громко давать консультацию.
Обращаться с какими-либо просьбами и советами без надобности.
Недобросовестно выполнять задание.
Уклоняться от выполнения части заданий.
Выходить из кабинета и передвигаться по нему без разрешения.
Создавать шум вне кабинета после получения разрешения выйти.
Списывать у своих товарищей.
Считать работу незаконченной без самопроверки, взаимопроверки и, по возможности, проверки воспитателя.
ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ:
По своему усмотрению планировать и осуществлять работу.
Пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами.
С согласия воспитателя выходить из класса на время.
Самостоятельно выбирать методы выполнения задания.
При необходимости обращаться к консультантам.
Оказывать помощь товарищам.
Делать паузы для кратковременного отдыха.
Подняв руку, обращаться с вопросом к воспитателю, беседовать с ним шепотом.
Проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено.
Отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя.
При плохом самочувствии просить у воспитателя разрешения для дополнительного отдыха.
Выполнять персональное задание учителя для уроков (доклады).
Готовиться к предметным олимпиадам.
Читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения.
После выполнения всех уроков повторять пройденный материал, работать с учебной литературой, готовить выступления для предметных кружков, мероприятий.
Заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ.
Вспомни уроки на завтра (Посмотри расписание уроков в дневнике).
Определи порядок выполнения по предметам.
Приготовь все вещи, необходимые для выполнения домашнего задания по предмету.
Продумай ход выполнения первого урока ( воспользуйся памяткой, если испытываешь затруднение).
ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ.
Вспомни, что рассказано учителем на уроке.
Прочитай задание по учебнику
Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.
Читай внимательно и старайся запомнить основное. Выдели основные части, главные мысли текста.
Для лучшего запоминания можешь записать в черновике даты, названия.
Расскажи о прочитанном про себя и вслух.
Следи за интонацией, темпом речи.
Говори ясно, четко.
ПАМЯТКА О ТОМ, КАК ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ.
Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
Поработай над этими словами, прочитай их несколько раз.
Выясни значения всех непонятных слов из словарей, у взрослых.
Прочитай текст повторно, перескажи его.
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ
При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл. Прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух. Перескажи несколько, следя за выразительностью.
При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно вслух сразу. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой.
При заучивании правил, законов, определений продумай смысл правила, закона, определения, сравни с известными, подбери пример. Читай медленно2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, расскажи без книги.
ПАМЯТКА
ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ.
Тихо прочти стихотворение вслух, выясни все незнакомые слова и выражения.
Громко прочитай стихотворение, постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
Прочитай третий раз громко и выразительно.
Через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст, постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение.
Через 2-3 часа повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
ПАМЯТКА ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.
Прочитай внимательно задачу. Подумай.
Повтори условие задачи и ее вопросы, подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.
Подумай, то нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.
Подумай, по какому плану будешь решать задачу.
Проверь ход решения, ответ.
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ.
Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы .
Располагайся удобнее, так, как учат в школе.
Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении.
Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.
Если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе.
Не спеша приступай к выполнению.
Пиши не торопясь. Не отвлекайся на посторонние дела.
Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища.
ПАМЯТКА О ТОМ, КАК НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.
Если нужно, найди и еще раз прочитай правило.
Выполняя упражнение. Все время сверяйся с правилом.
Проверь работу (используя учебник, таблицу, словарь).
ПАМЯТКА
ПО СПИСЫВАНЮ ТЕКСТА.
Прочитай предложенный текст.
Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
Прочитай внимательно каждое предложение.
Запомни, как пишутся слова в предложении.
Списывай частями или целыми предложениями.
Проверь, правильно ли ты списал.
ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕСКАЗА.
Внимательно прочитайте вслух, не торопясь.
Обратите внимание на непонятные слова, объясните их значение.
Разделите текст на логически законченные части.
Выделите главную мысль каждой части, озаглавьте каждую часть.
Рассказывайте, придерживаясь плана.
При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя.
ПАМЯТКА О ТОМ, КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
План сочинения должен включать в себя три пункта: вступление, основную часть, заключение.
Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить выбор проблемы (в форме вопросов или утверждений ), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения, в заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф – краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
Чтобы подтвердить свои мысли, используйте краткие, точные и дословные выдержки текста – цитаты.
Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.