Урок информатики в рамках акции Час кода


МБОУ "Коношская средняя общеобразовательная школа"
Урок информатики в рамках акции "Час кода"
10 класс
Выполнила: Парменова Ирина Сергеевна, учитель информатики
п. Коноша, 2016 год
Разработка урока информатики
в рамках акции «Час кода» (10 класс)
Оборудование: конспект урока, маршрутные листы, видеофрагменты к теме урока.
Цель: получение первоначального практического опыта в сфере программирования, развитие алгоритмического и объектного стиля мышления, формирование мотивации к получению образования в ИТ- сфере посредством организации практической деятельности.
Задачи:
освоить понятия «программа», «объект» в ходе создания программных кодов;
уметь формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
уметь создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
План урока:
Изучение новой темы
Просмотр видеофрагментов по теме урока.
Обсуждение новой темы
Инструктаж перед выполнением практической работы
Выполнение практической работы
Выставление оценок
Рефлексия
Ход урока
Приветствие обучающихся.
Проверка отсутствующих.
Наш урок проходит в рамках акции "Час кода", которая прошла в России. Давайте и мы узнаем, что это такое.
У вас на столах лежат маршрутные листы, с которыми мы и будем работать.
Оглянитесь вокруг - все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее.
Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, скопировать музыку или любимый фильм, отправить письмо-сообщение другу или родственнику в другой город.
ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.
В процессе просмотра видеофрагмента, подумайте, о чем мы с вами будем говорить сегодня.
Просмотр видеофрагмента ИТ http://www.youtube.com/watch?v=xVGogdpIzlA
Вопросы к видеофрагменту:
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Давайте сформулируем тему и учебные задачи нашего урока.
Ответы детей.
Цель акции: получение учащимися первоначального опыта в сфере программирования.
ИТ - специалисты кто они? Ответы детей.
Как вы думаете, какие задачи мы ставим перед собой сегодня?
освоить понятия «программа», «объект» в ходе создания программных кодов;
уметь формально выполнять алгоритмы;
уметь создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
Мы будем жить в удивительное время: многие вещи, которые вы видите в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью.
Мир, который создадут ИТ-специалисты: направления, разработки, удивительные вещи.
1. эпоха “интернета вещей”.
Сегодня во многом смартфоны и планшеты заменили нам компьютеры, но и они исчезнут в привычном для нас виде - все окружающие нас вещи (бытовая техника, транспорт, квартиры) станут умными (“смарт”), смогут самостоятельно следить за собой и связываться через интернет со своим хозяином. Постепенно умными станут не только вещи, но и дома, улицы, города.
Работой умных вещей будут управлять программы, запущенные удаленно на супер мощных компьютерах в центрах облачных вычислений и обработки данных, - так называемые облачные технологии.
2. развитие центров хранения и обработки данных и обеспечение их безопасности (потому что) вся наша жизнь, работа, счета в банках, приятные воспоминания будут храниться только в цифровом формате. Уже сейчас, каждый день люди создают терабайты информации: фотографии, видео, музыка, документы, 3D модели, свои игровые миры, и будут создавать еще больше. Согласитесь, гораздо спокойней жить, зная, что с вашей информацией ничего не случится.
3. искусственный интеллект и роботы, которые будут помогать нам все больше на работе и дома.
4. биоинформатика, киборги и ИТ в медицине. Совсем скоро при помощи технологий человечество сможет победить и вылечить множество болезней и недугов и бороться со старением. При помощи нано роботов можно точечно лечить и доставлять к клеткам и органам необходимые лекарства, производить сложнейшие операции. Люди с нарушениями слуха, зрения и движения смогут снова видеть и слышать, свободно передвигаться при помощи специальных устройств и экзоскелетов (супер-протезов).
5. Виртуальная реальность, голографические 4D дисплеи, 3D сканирование и печать, свободное межязыковое общение при помощи онлайн переводчиков. С помощью этих технологий вы сможете легко пообщаться (провести встречу) с человеком из другой страны, например, японцем, не зная японского языка, и видеть его голограмму в полный рост в своей комнате.
Технологии развиваются очень быстро! Наши родители, бабушки и дедушки еще 20-15 лет назад даже не могли себе представить, насколько технологии изменят нашу жизнь сегодня. Многие до сих пор сталкиваются с трудностями при общении с компьютером и Интернетом и просят нас помочь. А знаете ли вы каким будет мир в будущем, когда вы закончите школу и вуз, начнете работать и с какими технологиями предстоит столкнуться вам?
Обратимся к маршрутному листу. Прочитаем вопросы, на которые вы должны ответить после просмотра видеофрагмента.
Сядьте поудобнее.
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (Один день из жизни семьи в 2020 году) http://www.youtube.com/watch?v=aKflLhFIrw4
Обсуждение видеофрагмента.
Какие нововведения в жизни героев видеоролика вы увидели?
Чем они могут нам помочь?
Удивительно, но все эти вещи будут создаваться людьми, которые сегодня учатся в школах и вузах, т.е. вами! ИТ-технологии могут воплотить в жизнь любые фантазии, а их разработчики всегда становятся первыми обладателями всех новинок и всегда находятся в тренде. Возможно у вас уже сейчас есть невероятные идеи, которые вы сможете воплотить в жизнь, изучая программирование и информационные технологии.
Итак, мы узнали, что мир, в котором будем жить мы с вами через 5-10 лет, будет совсем другим. Новые технологии и устройства возьмут на себя всю рутинную работу, с которой они справятся гораздо лучше людей, и станут нашими помощниками во всем.
Изменятся и привычные нам профессии, а некоторые исчезнут вовсе (водители, грузчики, строители, переводчики).
Ответьте на вопросы. Как вы думаете, какие профессии могут исчезнуть вообще? И почему?
К ним на замену придут новые профессии, которым пока еще не учат в вузах:
биоробототехники,
космические дизайнеры
борцы со старением — возможно
В недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. При этом больше всего будут цениться мультиспециалисты - люди, которые хорошо разбираются как в технологиях так и, например, в медицине, дизайне рекламе, и маркетинге, менеджменте и гос управлении, в строительстве, образовании, но прежде всего специалисты, работающие на стыке информационных технологий и естественных наук (физика, химия, биология).
Вот только некоторые профессии, которые появятся совсем скоро:
- ИТ-медик и Клинический биоинформатик
- Биороботехник
- Цифровой лингвист
- ИТ проповедник
- Разработчик моделей больших данных (Big Data)
- Организатор интернет-сообществ и дизайнер виртуальных миров
- ИТ-генетик
- Проектировщик нейроинтерфейсов
- Специалист по гиперпротезированию
- Архитектор информационных систем
- Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и авто и морского транспорта.
Работа ИТ-специалиста позволяет создавать или поддерживать уникальные, необходимые людям вещи и удобные сервисы, которыми пользуются сотни тысяч, миллионов человек каждый день, как в повседневной жизни так и на работе (примеры: wi-fi, поисковик, социальные сети, программа Word, бронь билетов, интернет магазины, мобильные приложения)...
Люди этих профессий нужны сегодня в любой стране, компании, в любой сфере.
Почему?
(помогают справлять с любыми задачами намного быстрее, моментальный доступ к любой информации, эффективность работы)
От работы этих специалистов напрямую зависит процветание и доходы, скорость развития всех сфер жизни, эффективность работы и общения сотрудников, одним словом - конкурентоспособность (страны, города, предприятий и бизнесов, школ, семьи, человека).
Почти во всех сферах и бизнесе специалистам потребуются знания в области программирования или информационных технологий.
Факт: один сотрудник в ИТ-отрасли в год создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 млн руб.
Ответы детей на вопросы из маршрутного листа.
Что такое программирование на самом деле? (простыми словами)
Программирование - это когда ты объясняешь компьютеру (устройству), что тебе нужно, чтобы он сделал для тебя.
Программист — это тот, кто учит компьютер делать необходимые человеку вещи.
Программист должен подстраиваться под окружающие его проекты и действительность, непрерывно получая новые знания и обучая этому компьютер.
Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать? (доступно для мальчиков и девочек, практически в любом возрасте, доступно для “гуманитариев” - примеры).
Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?
Программировать может каждый! Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист. Второй важный навык - умение работать в команде.
Что дает изучение программирования человеку?
Изучение программирования открывает новые возможности и инструменты для самовыражения (превращает идеи в реальность, расширяет кругозор, развивает мышление и учит нас думать)
Вот и мы с вами сегодня станем на некоторое время программистами и познакомимся с одной из программ.
Она называется KoduGame Lab*—это среда и язык визуального программирования, предназначенные для создания трехмерных игр.
Просмотр видеоролика "Коду". Главный герой игры Kodu.
http://www.youtube.com/watch?v=rGeOBzCLepk
Для работы в «Коду» необходимо скачать и установить среду на компьютеры.
Работа в «Коду» состоит из трех этапов:
создание мира (игрового поля/пространства/ландшафта);
добавление персонажей;
определение и создание правил поведения персонажей (написание программы).
Создание мира и добавление персонажей происходит при помощи инструментов, расположенных на панели в нижней части экрана.
Написание программы поведения объектов в среде «Коду» осуществляется на основе условных операторов «когда» (условие типа «если») и «выполнить» (присвоение действия персонажа/объекта) с помощью функции добавления и составления блоков в рабочую область и обратно. Клавишей «Escape» (Esc) запускается выполнение программы и переход в режим игры.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Маршрутный лист урока информатики «Час кода»
Просмотр видеоролика «Информационные технологии» и формулировка учебных задач к уроку.
Просмотр видеоролика "Один день из жизни семьи в 2020 году". Обсуждение видеоролика.
Вопросы к видеофрагменту:
Какие нововведения в жизни героев видеоролика вы увидели?
Чем они могут нам помочь?
Какие профессии могут исчезнуть вообще?
Вопросы по теме лекции:
Что такое программирование на самом деле?
Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать?
Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?
Просмотр видеоролика о KoduGame Lab—это среда и язык визуального программирования, предназначенные для создания трехмерных игр.
Домашнее задание. Скачать дистрибутив, установить на домашний компьютер. Создать свой мир, сохранить его на свой компьютер и отправить его в сообщении в Дневник.ру.
Техника безопасности в кабинете информатики
Запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и  к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите  аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы:
убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора  информацию.
Во время работы:
плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
работайте на клавиатуре чистыми руками;
никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность  в работе аппаратуры;
не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
По окончании работы: закройте все приложения.
Практическая работа «Создание трехмерной игры». Разноуровневые задания:
1. по шаблону - оценка "3",
2. по плану - оценка "4",
3.с добавлением собственной информации - оценка "5".
Практическая работа «Создание трехмерной игры»
Открыть программу KoduGame LabСоздать новый мир (New World).
Выполнить задание 1 уровня (по шаблону). Создать игру "Байкер объезжает деревья", используя готовую программу для байкера.

4. Выполнить задание 2 уровня (по плану)
Поместить на поле персонажа Kodu и объекты монеты.
Задать для Kodu действие. Когда происходит касание Kodu c монетой, заставить его стрелять в монеты.
5. Выполнить задание 3 уровня (добавление собственной информации)
Самостоятельно изменить ландшафт, добавить в свой мир объекты и задать для них действия.
6. Сохранить свой мир

Найти свой мир и поместить его в свою папку на рабочем столе
Оценка деятельности на уроке – оценить друг друга в парах.
9. Рефлексия:
на этом занятии я освоил …
сегодня я научился …
мне было сложно …
я понял, что …
я планирую ...