Статья «Использование звуков города в развитии неречевого слуха и речи глухих и слабослышащих дошкольников».
Использование звуков города в развитии неречевого слуха и речи глухих и слабослышащих дошкольников.
Работа по развитию слухового восприятия (РСВ) играет важную роль в системе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Целенаправленная, систематическая, вовремя начатая работа по РСВ ориентирована сегодня на выработку у детей навыков дифференцированного слухового восприятия как речевых, так и неречевых звуков. К последним относится весь окружающий нас звуковой фон: звуки животного мира, шумы улицы, звуки стихийных явлений, музыки, моря, ветра и т.д. Возможность их восприятия определяет так называемый неречевой слух, развитию которого на данный момент уделяется неоправданно мало внимания, хотя его значение в реабилитации тугоухих детей так велико.
Исследования возможностей использования остаточного слуха у неслышащих детей (Ф.Ф.Рау, В.И.Бельтюков, Р.М.Боскис, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Л.Н.Нейман) подтвердили, что даже небольшие остатки слуха, которые есть у глухих детей, при условии систематической работы и адекватного протезирования качественными слуховыми аппаратами, позволяют различать многие бытовые и природные звуки, голоса животных и птиц, а также шумы и звуки города. А дети, протезированные кохлеарными имплантами, начинают слышать и дифференцировать звуки окружающего мира в первые недели слуховой реабилитации после имплантации.
Ребенок, живущий в городе, должен знать, что такое город, что в нем происходит, чем он живет, чем отличается от сельской местности. Город можно представить по-разному: с точки зрения пространства (большой, где расположен, что в нем есть), деятельности людей (профессии, режим дня) и т.д. Но, на наш взгляд, без звуковых образов город будет выглядеть однобоко. Представьте: обычный человек вышел на улицу. Перед ним город: едут машины, работают магазины, люди спешат по делам. Он закрывает глаза и остается в том же городе: слышит, как справа от него проехала машина, к остановке подъехал и остановился трамвай, мимо прошли люди, хлопнула дверь магазина. Для ребенка с нарушенным слухом без специального обучения такой «звучащий» город не существует, а значит, закрыв глаза, он попадает в «никуда».
На сегодняшний день сурдопедагогу совсем не сложно подобрать подходящий звуковой материал для таких занятий – в интернете можно найти огромное количество записей разнообразных бытовых шумов, в том числе городских.
В звуках города содержится огромный объем информации, и, развивая неречевой слух, мы даем ребенку возможность через слуховые образы оценивать мир вокруг себя; определяя различные его характеристики, узнавать новое. Город – это шум фонтана в парке и вой сирены спешащих на помощь пожарных машин, грохот стройки и музыка в исполнении уличных музыкантов, звон церковных колоколов и гром праздничного салюта. А вот жарким летним днем в жилом доме открыты окна. Чем заняты люди? Стучит швейная машинка – кто-то шьет; гудит пылесос – убирают квартиру; звучит спокойная музыка – здесь отдыхают.
Занятия по развитию неречевого слуха способствуют накоплению специфического сопутствующего словаря (глаголы-производные от звуков – гудит, трещит, шипит, стучит, звенит; наречия и прилагательные, определяющие различные характеристики услышанных звуков – быстро, медленно, далеко, близко, музыка громкая, тихая, плавная, бодрая, и т.д.).
Использование ассоциаций от звуковых образов эффективно в работе по развитию связной речи и воображения (например, придумать рассказ, опираясь на несколько прослушанных звуков).
Кроме того, у детей в процессе слушания неречевых звучаний формируются умения ориентироваться в пространстве на звук и локализовать источник этого звука. Это снижает риск травм и дорожно-транспортных происшествий на улице. Также формируется и развивается слуховое внимание, которое обязательно пригодится ребенку в дальнейшем при восприятии на слух речевого материала.
Таким образом, включение в структуру занятия заданий по различению неречевых звучаний, и в частности, звуков города, поможет педагогу не только сделать любое занятие более интересным для ребенка, но и позволит решить сразу несколько актуальных развивающих задач.