Анализ работы социального педагога в специальной коррекционной школе 8 вида
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида
Анализ работы социальных педагогов
за 2014-2015 учебный год
Рост девиантного поведения различных возрастных категорий несовершеннолетних учащихся обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми, имеющими опыт девиантных отклонений в поведении. Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам.
Коррекция по профилактике правонарушений планируется и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой федерального, регионального, муниципального значения, а также локальных актов, регламентирующих работу по профилактике асоциального поведения детей группы риска и СОП.
Федеральные: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Кодексы семейный, жилищный и гражданский, Закон «Об образовании», Кодекс «Об административных правонарушениях», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120- ФЗ.
Региональные: Закон Пермского края от 29.03.2013, Закон Пермского края от 26.02.2014 г. № СЭД-26-01-04-103 «Об организации работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних, «О краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края», Приказ Министерства образования края от 30.07.2007 №26-01-04-123, «Об организации работы по выполнению бюджетных заданий по предупреждению социально опасных явлений среди учащихся»
Муниципальные: Стратегия поддержки семьи и детства в г. Березники до 2010 года, Городская целевая комплексная программа «Рывок из Зазеркалья». Информационное письмо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 18.04.2014 №25-10-252 «О проведении ОПП «Подросток».
Работа с учащимися, состоящими на разных видах учета (ОДН, «группа риска», СОП), является приоритетной в воспитательной деятельности нашей школы и проводилась по шести направлениям:
1. Социальная диагностика. Это выявление многодетных семей всего 72 (23 семьи со справками и 45 без статуса); семьи, где воспитываются дети-инвалиды (95 ребенка), дети, находящиеся под опекой (37 учащихся на конец года), подростки с отклоняющимся поведением и учащихся "группы риска" (74 человека и 16 семей СОП). Оформлен социальный паспорт школы на 39 классов.
2. Воспитательная деятельность. В работе с учащимися в течение года осуществлялся контроль внеурочной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.
3. Коррекционная работа. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", СОП, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий. Проводились групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Совместное участие в консилиумах с отделом опеки и отделом сопровождения семьи.
4. Просветительская работа. Проводились профилактические беседы, лекции, экскурсии в ОМОН ГУ МВД, музей «Уралкалия», приют «Друг», СЮН, встречи с инспекторами ОДН, ГАИ. В просветительской работе акцент делался на профилактику правонарушений, ЗОЖ, бродяжничество, наркоманию, безнадзорность среди учащихся, состоящих на учете и в норме.
5. Работа с учащимися. Выявлялись несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводилась профилактическая работа с ребятами "группы риска" и норма.
6. Работа с педагогическим коллективом. Проводилась работа с классными руководителями по совместному выявлению причин, возникающих у ребенка, проблем с поведением.
Социальный паспорт школы
Кол-во учащихся
(450) Статус учащегося Статус учащегося Статус учащегося Статус учащегося Родители Семьи Семьи
девочки мальчики опекаемые инвалиды интернат Отдельно проживающие от родителей Гр.риска/ОДН СОП/ОДН Домашнее обучение Кол-во семей Кол-во родителей полные неполные многодетные благополучные
144 306 37 95 32 6 82/34 17/8 9 416 659 243 173 23справки 45 б.с45 без статуса 221
На начало учебного года количество учащихся составило 450 человек. Из этого числа 68 % мальчиков и девочек 32 %. Учащиеся, которые имеют статус опекаемая семья, занимают 8 %, дети с ограниченными возможностями здоровья- 21 %, коррекционный детский дом составляет - 7 %. Дети, обучающиеся на дому- 2% и отдельно проживающие от родителей составили 1 %. Несовершеннолетние подростки, состоящие на учете в «группе риска», составляют 18 %, а семьи СОП, состоящие на учете в КДН- 4 %. На учете в ОДН 32 ученика из группы риска и СОП, что составляет 7 %. На 450 учащихся, приходится 659 родителей, средний возраст которого составляет 30- 40 лет. Родители со средним образованием составляют 83 %, 34 % из них благополучные семьи и проживают в 2-х комнатных квартирах 40 % с Состоящие на учете
2015 мальчики девочки
Группа риска 50 24
СОП 9 7
На конец учебного года на учете в группе риска состоит 74 ученика: из них 50 мальчиков и 24 девочки. В СОП 16 семей. Девочек- 7, мальчиков-9. Мониторинг учащихся «группы риска» и СОП по годам
Кол-во учащихся 2012-2013г
460 2013-2014г
458 2014-2015г
450
мальчики 303 304 306
девочки 157 154 144
«группа риска» 72 75 82
СОП 14 12 16
Список учащихся «группы риска» и СОП по младшим классам
Класс Начало года Конец года Движение
(Норма)
11
Гр.риска (29) СОП (6) Гр. риска (20) СОП (5) 1 а 3 1 4 1
2 а 2 0 0 0 2
2б 2 1 2 2 2 в 2 1 2 1 2 г 1 0 1 0 0
3 а 3 1
2 1
3 б 4 0 2
0 2
3 в 4 1 2
2 1
3 г 1 0 1 0 --------------
4 а 2 0 1
0 1
4 б 1 0 1 -----
4 в 1 1 0 0 2
4 г 3 0 2 0 1
Движение учащихся по классам
Класс 1а 2а 2б 2 в 2 г 3 а 3 б 3 в 3 г 4 а 4 б 4 в 4 г
Начало года 4 2 3 3 1 4 4 5 1 2 1 2 3
Конец года 4 0 4 3 1 2 2 4 1 1 1 0 2
Движение в норму 1 2 -1 0 0 1 2 1 0 1 0 2 1
На начало учебного года на учете состояло – 36 учащихся «группы риска» и СОП, а на конец года – 25 ученика, из них в норму перешли 11 учеников. Стабильным без движения остается положение в 4 классах: 2 «в», 2 «г», 3 «г» и 4 «б» классы. В двух «Особых классах» дети стоят по вине пьющих родителей, во 2 «в» и 4 «б» дети стоят за асоциальное поведение и дисциплинарное нарушения.
Основания постановки на учет
2014 г.
80 учеников 2015г.
88 учеников
Совершение преступления 2 0
Совершение ООД 9 5
Совершение административного правонарушения 2 3
Употребление ЛОВ 2 0
Пропуски уроков без уважительных причин 10 6
Систематическое нарушение дисциплины 33 38
Нарушение в психическом развитии ребенка 6 6
Неконструктивные методы воспитания 1 1
Употребление родителями ПАВ 8 14
Отсутствие жилья, работы 1 1
Неудовлетворительные санитарные условия 2 9
Снятие статуса СОП 9 5
Мониторинг по основаниям постановки на учет.
10 16 26 32 11 27
2014 8 2 10 2 2 33
2015 14 9 6 0 0 38
Анализируя мониторинг по основаниям постановки на учет, можно сделать вывод, что главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей и неудовлетворительные санитарные условия проживания учащихся, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 6 семей. А также отсутствие контроля с их стороны, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений. Это рост нарушения дисциплины, сквернословия, драки. Совершение преступления учащимися за отчетный период не увеличилось. Снизилось количество учащихся, употребляющих ЛОВ на 2 ученика и пропускающих занятия без уважительной причины на 4 ученика.
Уровень посещаемости младших классов
Класс 1а 2а 2б 2в 2г 3а 3б 3в 3г 3 д 4а 4б 4в 4г 4д
0 0 0 0.6 0.3 0.7 1.2 0 0.6 0 1.1 0 0 0 0
Итог 0 0 0 0.6 0.3 0.7 1.2 0 0.6 0 1.1 0 0 0 0
Средний уровень посещаемости учащихся младших классов по школе без уважительной причины составил 0.3 дня на каждого ученика.
Уровень посещаемости старших классов
класс 5а 5б 5в 5г 5д 5о 6а 6б 6в 6г 7а 7б 7в 8а 8б 8в 8г 8д 9а 9б 9в 9г 9д 9о
Пропуски б/у причины 6 0 1 11 0 0 0.1 0 0 1 3 4 11 1 0 16 0 0 0 21 18 4 6 4
Средний уровень посещаемости учащихся старших классов по школе без уважительной причины составил 4.5 дня на каждого ученика. Прогульщиками без уважительной причины в течение года являлись следующие учащиеся:
С этими и другими учениками, а также их семьями проводилась следующая профилактическая работа: беседы с участием администрации школы, родители и дети приглашались на Совет профилактики, осуществлялись выходы в семью, проводился ежедневный контроль за посещаемостью, рейды с участием классных руководителей, инспекторов ОДН, специалистов КДНиЗП. Составлялись акты ЖБУ, вручались памятки для родителей. Вся информация о проделанной работе передавалась в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
СПИСОК ДЕТЕЙ СОП на 01.06.2015г
№ Ф.И.О. учащегося Класс Дата рождения Движение Дата постановки
1 6 а Из группы риска. ЖО № 14 от 21.05.2015
2 5 а Из группы риска, ОДН № 11 от
25.04.2013
3 3 в СОШ № 2 злоупотребление спиртными, уклонение от обязанностей по защите прав, воспитанию и обучению № 5 от
13.03.2014
4 2 б СОШ № 2 злоупотребление спиртными, уклонение от обязанностей по защите прав, воспитанию и обучению № 5 от
13.03.2014
5 9 б Из группы, злоупотребление матерью алкоголя. № 3 от 29.01.2015
6 2 б Из нормы. Злоупотребление спиртного. Факт ЖО с н\л братом № 5 от 12.03.2015
7 5 а Из группы риска.Уклонение от обязанностей по воспитанию, употребление н/л ПАВ, Совершение ООД. № 13 от 14.05.2015
8 9 б Из группы риска. Совершение Мадиной противоправных действий. № 5 от
05.12.2013
9 5 г Из группы риска с 20.11.2014 факт ЖО злоупотребление напитками № 23 от
20.11.2014
10 2 в СОШ № 2как член семьи, старший брат помещен вСУВУЗТ г. Очер № 12 от
16.05.2013
11 3 в Из группы Злоупотребление спиртного.Антисанитарные условия.Уклонение от обязанностей №11 от
16.04.2015
12 8 в Из группы, совершение Сашей преступления, по ст.158 ч.1 УК РФ, №4 от 12.02.2015
13 8 в Из группы, совершение Михаилом преступления ч.1 ст.158 УК РФ №4 от 12.02.2015 г.
14 6 г Из группы риска (факт жестокого обращения) № 7 от 27.03.2014
15 9 д Из группы, совершение Данилом преступления, по ст.158 ч.1 УК РФ, №28 от 05.12.2013недееспособный от 21.08.2014
16 9 г Из группы риска. Совершение Сергеем преступлений. № 2 от 30.01.2014 недееспособный от 27.02.15
Семьи состоят на учете в основном, за асоциальное поведение родителей и неудовлетворительные санитарно-бытовые условия проживания, а также склонность к употреблению спиртных напитков - 6 семей. Как член семьи, совершивший преступление, на учете 1 учащийся ( ). Выявлено фактов жестокого обращения с детьми-3 случая и учащиеся, совершившие ООД и преступления-6.
Список учащихся, состоящих на учете в ОДН
№ п/п Ф.И.О Класс Дата рождения Основание постановки
1 9 д 20.22.КоАП РФ
Мониторинг учащихся, состоящих на учете в ОДН по классам
Паралелипо классам 1-4 5 6 7 8 9
Учащиеся ОДН в % соотношении 12 18 6 9 25 31
Обсуждались на КДН и ЗП за административные правонарушения и ненадлежащее исполнение родительских обязанностей следующие родители учащихся:
№ Дата ФИО родителей Учащийся 1
15.01.15 штраф 100рублей
На учете в ОДН УВД г. Березники состоят родителей, уклоняющиеся от воспитания и содержания своих детей:
Из-за отсутствия контроля со стороны родителей в течение года в розыске находилась одна ученица:
№ ФИО ученика Дата
1
Доставлялись в полицию 14 учеников
№ Дата ФИО учащегося 1 вдыхал пары токсического вещества
В течение года в центре временного содержания несовершеннолетних подростков находились 2 учащихся школы. Эти ученики вышли из-под контроля родителей, систематически пропускали занятия в школе без уважительной причины, склонны к совершению общественно- опасных деяний и преступлений. Тягу к свободному времяпрепровождению, склонность к зависимому, асоциальному поведению. Профилактическая работа положительных результатов не дала - суд посчитал необходимым поместить несовершеннолетних в ЦВСНП на 30 суток.
Список учащихся ЦВСНП
№ ФИО учащегося Дата рождения Класс Время пребывания 1 6 «г» 09.12.14 Список учащихся, проходящих лечение в ГБУЗ ПК КП № 4
№ ФИО учащегося Дата
рождения Класс Дата пребывания
1 5 г 05.10.14
Двеннадцать учащихся школы в течение года проходили лечение в ГБУЗ ПК КП № 4. находились на лечение по рекомендации специалиста- психиатра два раза с целью коррекции произвольности ВПФ.
Вся работа в школе - контроль за поведением, посещение уроков, коррекционная работа, профилактические беседы с учащимися и их семьями, выходы в семью, приглашение на Совет профилактики, докладные по месту работы родителей - не всегда дают положительную динамику.
В течение года проводились рейды «Каникулы», «Бродяжка», «Подросток», в рамках комплексной оперативно-профилактической операции, профилактический рейд «Подросток- школа», контрольные закупки с инспекторами по микрорайонам, классными руководителями с целью: составление актов ЖБУ, контроль за посещаемостью, контроль родителей по вопросам условий содержания и воспитания детей, контроль за сохранностью жилья за опекаемыми, с целью профилактики и коррекции поведения учащихся, соблюдение режима дня, с выдачей памяток для учащихся: «Внимание, велосипедисты и роллеры!», «Безопасное поведение во время массовых мероприятий», «Памятка юного пассажира», «Памятка юного пешехода». Учащиеся старших классов, состоящие на учете посетили открытое судебное заседание- 16 учеников, была организована экскурсия в ОМОН- 17 учащихся, поход в кинотеатры города- 22 учащихся, посетили приют «Друг»- 10 учащихся, участвовали в конкурсах рисунков, посвященных 70- летию Победы и т.д.
Подготовлены информации по запросам: в ОДН УВД по Березниковскому городскому округу, в городской суд, ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», наркологический корпус № 5 и другие учреждения.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности остается актуальной. В течение года с учащимися «группы риска» и СОП велась работа по «противопожарной безопасности». Проводились беседы «Посторонний предмет», «Забытый пакет» и личная безопасность учащегося. Обновлялись, дополнялись и вручались памятки по противопожарной безопасности.
В работе с учащимися по предупреждению правонарушений использовались различные методы профилактической работы: групповые и индивидуальные профилактические беседы с участием администрации школы, соц. педагогов, классных руководителей и медработников.
Профилактические беседы «Правовая ответственность школьника», о здоровом образе жизни, личной безопасности, занятия по формированию ответственного поведения, профилактики наркозависимости «Не садись на иглу», практикумы «Твой выбор», «Выбирай друзей, думай о поступках» проводились совместно с классным руководителем, педагогом психологом.
Проводились беседы с учащимися: «Правила поведения в общественных местах», «Поговорим о вредных привычках», «Права ребенка в семье», «Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений», «Правила поведения в каникулярный период времени», участие в проекте «Поезд победы».
Индивидуальные занятия с участием специалистов: коррекция девиантного и деликвентного поведения учащихся, коррекция агрессивности, коррекция психических отклонений.
Групповые беседы с привлечением педагогов-психологов.
Проводилось анкетирование: «Что я знаю о ВИЧ и СПИДе».
«Что я знаю о наркотиках», «Как табак влияет на здоровье человека».
На профилактические беседы по правонарушениям приглашались инспектора ОДН:
Также использовали традиционные методы воспитания: убеждение, разъяснение, совет, рекомендации, опирались на положительный пример одноклассников, взрослых.
В течение года в тесном сотрудничестве работала с разными ведомствами:
УСЗН - по сверке банка данных многодетных семей, детей с ограниченными возможностями.
ОДН - сверка учащихся, совершивших правонарушение.
Участвовали в совместных рейдах в неблагополучные семьи.
Выходили с ходатайством в ГКУ СОН РСЦН г. Соликамск
Собирали информацию для инспекторов ОДН.
Посещали уроки с целью наблюдения за поведением детей «группы риска» и СОП.
Принимала совместное участие с инспекторами ОДН и членами родительского комитета в рейдах «Подросток», «Бродяжка», «Каникулы» с целью профилактики совершения правонарушений.
На протяжении учебного года продолжила самообразование: в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет» по программе «Современные технологии обучения, воспитания и сопровождения детей с ОВЗ- удостоверение о повышении квалификации, участвовали в рабочей группе ГМО, участвовала в краевой Ярмарке педагогических идей - сертификат участника. Всероссийском конкурсе «Вопросита» в номинации блиц- олимпиада- диплом за 2 место ученика группы риска- . Грамота , 4 «а» класс за 3 место в городском конкурсе «….Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…!», грамота , 4 «А» класс за 2 место в конкурсе рисунков «Мир, который я люблю» в Великой Отечественной войне.
ПЕРСПЕКТИВА:
В тесном контакте продолжить сотрудничество с классными руководителями и педагогами-психологами по коррекции поведения учащихся.
Продолжать отслеживать динамику развития учащихся «группы риска» и СОП, вести мониторинг.
Оказывать содействие по вовлечению учащихся «группы риска» и СОП в дополнительное образование.
Расширить социум с привлечением учреждений дополнительного образования и культуры по профилактике социально опасных заболеваний. С участием узких специалистов: нарколога, психотерапевта.
Работать в тесном контакте с правоохранительными органами, инспекцией ОДН.
Повышать свой профессиональный уровень через участие в работе семинарах, курсах повышения квалификации, самообразование.
Социальный педагог: