Статья на тему Организация взаимодействия учителя и учащихся на современном уроке
Организация взаимодействия учителя и учащихся на современном уроке
Учитель географии Н.В. Горбацевич
"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".
В.А. Сухомлинский
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
На современном этапе общественного развития проблемы человеческого общения вызывают большой интерес различных специалистов: психологов, философов, социологов, специалистов по этике и других. При этом общение рассматривается с разных сторон:
как реализация коммуникативной потребности человека;
как взаимодействие людей на нравственной основе;
как профессиональные отношения и контактирование в процессе совместной деятельности.
Большое внимание уделяет общению и педагогическая наука: ведь вне контактов со своими воспитанниками педагоги не могут решать учебные и воспитательные задачи.
Педагогическая психология тоже уделяет общению большое внимание. Для нее объектом исследования стало профессионально-педагогическое общение и связанные с ним вопросы; установление взаимопонимания между учителем и учащимися, а также между учащимися; виды, средства, формы и стили педагогического общения и другие вопросы. Значительное место отводится организации оптимального общения и обучения ему.
Опыт работы с детьми убеждает, что организация непосредственного общения учителя с классом начинается с момента, когда учитель входит в школу, на урок - с каким настроением, желанием. У каждого учителя есть своя методика общения с классом. Какой тон задает учитель, как привыкли его ученики выполнять требования - от этих условий и других зависит и начало урока. Перед уроком очень важно создать настроение, условия, в которых ученики будут готовы работать, в которых они раскроются для совместной деятельности. Это создание творческой атмосферы необходимо, так как общение начинается до урока - оно осмысляется, планируется. Такой межличностный контакт настраивает учителя и ученика на дружеское взаимопонимание, на совместную деятельность.
В начале общения дается целевая установка, сообщается план. Все это организует ребят, создает психологическую и особую творческую атмосферу, повышает результативность обучения. Затем предлагается поработать всем вместе (коллективно), обратившись при этом к своим знаниям по предмету. Когда контакт с классом установлен, с первых минут урока дети включаются в учебную деятельность. Задание может быть различным. Например, написать краткое эссе по впечатлениям или сгруппировать слова по определенной теме. Все эти задания должны быть рассчитаны на включение детей в активную познавательную деятельность, мобилизацию их сил.
Практика показывает, что осмысленность заданий, самостоятельность их выполнения развивают познавательные способности учеников, вызывают интерес к предмету, учителю. Важно довести до сведения учащихся, с какой целью будет изучаться материал и какие требования им будут предъявляться по окончании урока.
При выполнении всех этапов урока во взаимодействии с детьми в процессе общения реализуются различные функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. В данном общении значительное место занимает воспитательный процесс.
Не всем учащимся интересно то задание, которое выполняется, но не выполнять его нельзя, так как ученик не сможет шагнуть на следующую ступеньку. Вот это и необходимо довести до сознания учащихся. Здесь помогут разные способы (одобрение, удивление, шутка, иногда молчание, пауза, достаточно рядом постоять).
Но бывает, что ученик не хочет настраиваться на работу. В этом случае, не нарушая педагогического такта, можно перейти к личностному общению: предложить задание на выбор или посидеть и понаблюдать за работой учителя, одноклассников. Иногда варианты работы определяются вместе, результаты которых выходят на вариант той работы, которую выполняет класс.
Чтобы пробудить интерес к теме урока, воображение, необходимо создать проблемную ситуацию - одно из средств развивающего обучения. Такая работа способствует и развитию динамического мышления, влияет на развитие активности, самостоятельности, на общее развитие.
Профессиональное мастерство учителя - наивысшая форма гуманизма, выражение нашего отношения, интереса и внимания к ученику, к качеству своей работы. У учителя путь к знаниям – личностный, творческий, коммуникативный. В огромной массе своей школьники хотят учиться, но на качественно иной, демократической основе. И в этом главным методом работы с ними является общение. Учитель вместе с учениками общается через знания и получает знания через общение. На уроке равноправия воспитывается творческая личность. Школьники особенно активны, когда учитель передает им некоторые свои функции. Пристально вглядываются они в нас, учителей: обогащаемся ли мы в общении, в сотрудничестве с ними. Сотрудничество - это когда обе стороны интересны, значит, обе стороны надо обеспечить одинаковыми правами (при соблюдении дистанции между учителем и учеником).
При всем разнообразии материала и различии степени его трудности на любом уроке первичного усвоения нового материала должно, во-первых, развиваться умение самостоятельно мыслить, рассуждать, умение наблюдать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
При выработке умений и навыков большую помощь оказывает учебник. Это рабочая книга для учеников и методическое пособие для учителя. В учебнике запрограммированы методы и приемы изучения материала. Выбор методов и приемов использования учебника обуславливается характером правил и степенью трудности их усвоения. В дальнейшем на специально подобранных мною примерах ученики упражняются в применении правил.
Для решения задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся можно провести разные уроки по форме: семинары, конференции, диспуты, лекции. Иногда необходимы бывают уроки, где основное место отводится деятельности учителя (например, лекция) или всего класса (самостоятельная работа), но чаще всего учитель, отдельные ученики и класс в целом взаимодействуют на уроке друг с другом. Чем продуманнее общение в их деятельности, тем более сложные вопросы удается решить на уроке.
Эффективность урока определяется и активным уместным включением технических средств, которые являются важным источником информации. Звукотехнические и экранные пособия нужны для создания определенной эмоциональной атмосферы. Очень важно позаботиться об организации деятельности учеников, так как они иногда расслабляются.
Учитель добьется хороших результатов, если общение будет организовано на должном уровне.
В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая.
При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного процесса и совместных раздумий.
При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический климат между педагогами и детьми, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовыражение личности; преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности (скованность, стеснительность, неуверенность); создание возможности для выявления и учета индивидуальных особенностей учащихся; осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и установлении личностных качеств (речь, мыслительная деятельность).
Процесс профессионального педагогического общения представляет собой решение педагогом множества задач, меняющихся и развивающихся.
Таким образом, для педагогического общения необходимы следующие качества личности: устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, бескорыстное включение в общественно-организаторскую работу, способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих людей, способность находить общий язык с разными людьми, стремление проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то, уметь улаживать разногласия между сверстниками или младшими, способность легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми, умение убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий.
Многолетний опыт работы в школе убеждает, как мы общаемся с учениками, так мы их и воспитываем, и развиваем. И хотим мы того или нет, но в диалоге с ними мы влияем прежде всего не содержанием информации, а тем, как ее передаем, т.е. своей культурой общения.
И в целом, совместное общение учителя и ученика является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования и развития личности.