Доклад на тему: Алгоритм формирования учебной деятельности как основа компетентности самоменеджмента
Н.В.Макарова-учитель химии и биологии
ВКО, Глубоковский район, с.Предгорное
КГУ «Комплекс Предгорненская средняя школа-детский сад»
Алгоритм формирования учебной деятельности как основа компетентности самоменеджмента
Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование компетентностного подхода в процессе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится наличие у учащихся не только знаний и умений, но и опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций, в первую очередь компетентности самоменеджмента. [1]
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим» М. Фарадей.
В настоящее время, хотим мы того или нет, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже трудно ее вообразить без сотовых телефонов, компьютеров, телевизора, интернета. При изучении химии я использую презентации, видеоролики с целью развития мотивации к изучению предмета. Тестовые оболочки помогают закрепить и проверить знания учащихся. Но этого не достаточно для решения проблемы неуспеваемости и неуспешности учащихся на моих уроках. Для решения этой проблемы я использую алгоритмы. Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов.
Алгоритмы в школьном курсе химии – это: · правила составления химических формул и уравнений; · правила и последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекание химических реакций; · рациональный способ решения расчетных, экспериментальных и расчетно-экспериментальных задач; · оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ; · определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации и др. [2]
Алгоритмически выполняются лабораторные и практические работы в большинстве практикумов химии. Обучаемый получает строгое предписание: прилить, добавить, отметить цвет, заметить образование осадка, записать и т.п. Алгоритмически решаются задачи по курсу химии: содержащиеся в тексте задачи числовые данные достаточно подставить в известную формулу (а это и есть своеобразный алгоритм вычисления), получить ответ. Алгоритмический метод обучения – один из важнейших методов формирования знаний даже в условиях развития творческого мышления. На своих уроках для развития интеллектуальных и творческих способностей учу детей самостоятельно составлять алгоритмы, т.е учу самостоятельному выделению ориентиров и построению ориентировочной основы действий в виде алгоритмических предписаний для выполнений какой-либо последующей действительности. Суть этого приема состоит в том, что обучаемому даются примеры некоторых действий и ставиться задача письменно описать порядок и характер их выполнения. Учитывая вышесказанное, алгоритмический подход к преподаванию химии позволяет:
Устанавливать причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения.
Способствует формированию логического мышления у учащихся.
Позволяет систематизировать учебный материал.
Развивает творческое мышление учащихся.
Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения. [3]
В своей работе алгоритмы я использую на следующих этапах обучения: самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания; самостоятельное обучение учащихся, не посещающих занятия по тем или иным причинам; на этапе решения учебных задач; выполнение лабораторных и практических работ; обобщение, систематизация и коррекция знаний и умений учащихся. Важное внимание в своей работе я уделяю формированию у учащихся умений и общеучебных навыков на понимание, осмысление через систематическое применение алгоритмов на уроке, что позволяет поддерживать стабильность успеваемости учащихся. Свою работу на практике я применяю следующим образом. Вначале изучения темы составляем или разбираем готовый алгоритм и учимся им пользоваться. Затем, используя алгоритм, выполняем типовые задания. Когда освоен механизм выполнения типовых заданий можно, приступать к решению более сложных комбинированных заданий. Следующий этап – проверка и контроль знаний через тестовые задания, контрольные и проверочные работы.
Эффективно применение алгоритма при проведения химического эксперимента. Поэтому одним из средств инновационной деятельности в практике моей работы является использование проблемных и исследовательских экспериментов. На проблему применения развивающего эксперимента в преподавании химии обращал внимание профессор МГОУ Ю.В.Сурин в своей книге «Методика проведения проблемных опытов по химии».
Решение учениками проблем с применением исследовательских методов характеризуется как сложное учебное умение, которому нужно специально обучить. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путем создания противоречий), а исследовательский эксперимент направлен на ее решение. Хотя нужно отметить, что и исследовательский эксперимент тоже может приводить к созданию проблемных ситуаций, а они, в свою очередь, потребуют проведения новых или дополнительных исследований. Чтобы учащиеся могли провести какое-либо исследование, им нужно предложить проблемное задание на основе теоретического материала или проблемного эксперимента, по которому будет составлен алгоритм и достигнут результат путём выполнения всех этапов алгоритма [4]. Проблемно-развивающие опыты влияют на уровень теоретических знаний учащихся. Если в ходе экспериментов они получают новые, неожиданные факты, противоречащие сложившимся у них теоретическим представлениям, то, пытаясь эти факты осмыслить и объяснить, они целенаправленно выводятся на новый уровень понимания материала. Именно поэтому, при обучении химии необходимо проводить проблемные эксперименты, которые обогащают знания учащихся новыми или необычными фактами. Вследствие этого и возникает новое решение, появляется ясность в изучаемом вопросе.
Конечно, сейчас в учебниках есть алгоритмы выполнения лабораторных и практических работ, алгоритмы решения некоторых задач в учебниках 8-9 классов, но у учащегося нет возможности постоянно носить учебники за весь курс химии, поэтому я создала папки с алгоритмами решения задач, составлением формул, с алгоритмами практических и лабораторных работ.
Составляя и используя алгоритмы, у учащихся формируется весь цикл учебной деятельности как основы компетентности самоменеджмента, а компетентность самоменеджмента является инструментом для приобретения учащимися других базовых компетентностей.
Список использованной литературы
1.Белов П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся [Текст] / П.С. Белов// Химия в школе.-№10, 2010. С. 25-28.
2. Вивюрский В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических формул // Химия в школе – 1979 г. – 36 – с.42 – 45.
3.Вивюрский В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений // Химия в школе – 1980 г. – 36 – с.30 – 32
4. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента [Текст] / Ю.В.Сурин //Химия в школе.-№10, 2007. С. 57-61.
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.http://www.alhimikov.net/
7. http://liot.forum24.ru/