Факультативный курс предпрофильной подготовки Основы профессионального самоопределения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ковылкинская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
______________ О.В.Подобина
«29» 08 2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Ковылкинской СОШ
______________ Н.А.Басенко
Приказ № __ от «1 » 09 2014 г.







Курс по предпрофильной подготовке
для учащихся 8 - 9 классов


«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»






Учитель: Шиповалова Т.И


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Педагогическим советом
учителей МБОУ Ковылкинской СОШ (протокол от 29.08.2014 г.)



2014-2015 учебный год



Пояснительная записка
В современном мире профессиональный успех становится одним из значимых факторов оптимального развития человека и продвижения общества по пути прогресса. Истоки профессиональной успешности лежат в адекватности профессионального самоопределения в ранней юности. Концепция модернизации образования, делая акцент на идее профилизации обучения, предоставляет возможности учащимся сориентироваться в своих будущих профессиональных предпочтениях. Одним из главных направления развития старшеклассников является жизненное профессиональное самоопределение, здесь учащиеся нуждаются в компетентном психологическом сопровождении. В современной психологии доказан, что правильно выбранная профессия усиливает чувство удовлетворенности, повышая самоуважение и уверенность в будущем, способствует развитию психологического здоровья.
Вместе с тем, анализ педагогической практики показывает, что старшеклассники испытывают затруднения в определении своих возможностей и способностей, имеют недостаточно четкое представление о содержании современных профессий. Факультативные занятия, раскрывающие основную проблематику профессионального самоопределения, способствует повышению компетентности старшеклассников.
Цели курса:
Повышение психологической компетентности учащихся по проблемам профессионального самоопределения;
Стимулирование внутренней активности учащихся, направленной на самопознание, самосовершенствования;
Повышение уровня осознанности выбора профиля обучения.
Задачи курса:
Расширение информационных представлений учащихся о содержательных характеристиках профессии и их рейтинге на современном рынке труда;
Развитие психологической готовности к адекватному выбору будущего профиля обучения;
Формирование образа «Я», «Я - будущий специалист»;
Формирование рефлексивных умений оценки возможности развития потенциальных индивидуальных особенностей;
Развитие субъектов позиции в профессиональном и жизненном самоопределении;
Развитие психологической компетентности учащихся во взаимоотношениях Я – будущая структура.

Структура курса:
Факультативный курс рассчитан на 17 часов, включает теоретические занятия и практикум с использованием деловых игр, мини- тестирования, самодиагностики, активизируемых методик, серии психологических упражнений.
Предлагаемый курс содержит следующие смысловые блоки:
Самоопределение в профессиональном пространстве;
Психологические основы выбора будущего профиля обучения.
Познание собственных возможностей и способов их развития.
Семейные традиции и профессиональное самоопределение.
XXI век – время компетентных.
Основные теоретические позиции, заложенные в содержание факультатива:
динамичность и изменчивость профессий в современном мире;
Субъектная позиция человека в условиях выбора профессионального самоопределения залог успешной самоактуализации;
Компетентность условие адекватного выбора будущего профиля обучения;
Основные новообразования ранней юности сенситивная база для профилизации обучения.
Содержание занятий отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся и задачами психологического сопровождения профилизации обучения.
Прогнозируемый результат.
Учащийся по завершению факультатива:
Расширит свои представления о себе как субъекте профессионального самоопределения;
Получит новые знания о мире профессий и стадиях профессионального самоопределения;
Приобретет навыки самодиагностики, саморефлексии психологического моделирования;
Сформирует умения использования психологических знаний в отношении саморазвития, самоуправления, самоконтроля, повысит аутопсихологическую компетентность.


Учебно-тематическое планирование


п/п
Название темы
Дата проведения
Количество
часов

1.
Я и мое будущее
4.09 - 6.09
1

2.
Человек в мире профессий
11.09 – 13.09 18.09 – 20.09
2

3.
Профессиональное самоопределение в жизни человека
25.09 – 27.09
1

4.
Резервы человеческой психики
2.10 – 4.10
1

5.
Деловая игра «Самооценка»
9.10 – 11.10
1

6.
Путь к успеху
16.10 – 18.10
1

7.
Мотивы выбора будущей профессии
23.10 – 25.10
1

8.
Профессиограмма и формула профессии
30.10 – 1.11
1

9.
Познай свои способности
13.11 – 15.11
1

10.
Индивидуальность – визитная карточка человека
20.11 – 22.11
1

11.
Тренинг развития потенциальных способностей
27.11 – 29.11
1

12.
Диагностика профессиональных склонностей и интересов
4.12 – 6.12
1

13.
Игра «Профконсультант»
11.12 – 13.12
1

14.
Профессиональная история семьи
18.12 – 20.12
1

15.
Прогнозируем свое будущее
25.12 – 27.12
1

16.
Урок – конференция: «Мастера современности»
15.01 – 17.01
1


Всего:
17


























Содержание курса.
1. Я и моё будущее - 1 час:
а. Рассмотрение факторов, участвующих в формировании будущего человека;
b. Понятие образа достижений;
с. Распределение обязанностей за будущее;
d. Целеустремленность как условие позитивного будущего;
е. Сочинение на тему «Моё будущее»;
f. Типизация сочинений по разным профессиональным направленностям.
2. Человек в мире профессий - 2 часа:
а. Краткая история возникновения профессий;
b. Анализ престижности профессий в современном мире;
с. Психологический анализ основных групп профессий;
d. Человек и его профессия;
е. Составление каталога профессий;
f. Знакомство с классификацией профессий Климова;
g. Самодиагностика с использованием теста.
3. Профессиональное самоопределение в жизни человека – 1 час:
а. Понятие самоопределения;
b. Развитие Я - концепции и самосознания в ранней юности;
с. Факторы и условия успешного проф.самоопределения;
d. Использование тренинга проф. самоопределения.
4. Резервы человеческой психики 1 час:
а. Основы психологических знаний о психике человека и основных этапах психического развития;
b. Понятие психологического возраста;
с. Психологические возможности и ограничения человека;
d. Саморазвитие и самосовершенствование;
е. Проведение игры «Ярмарка индивидуальных достижений».
5. Деловая игра «Самооценка» - 1 час:
а. Построение программы саморазвития
b. Заполнение предложенного формата, оценив свои барьеры в достижении цели.
6. Путь к успеху 1 час:
а. Понятие успеха в современном мира;
b. Соотношение личного и социального статуса;
с. Внешние и внутренние атрибутьи успеха;
d. Способы доказательства собственной компетентности;
е. Использование теста-опросника Мехрабяна.
7. Мотивы выбора будущей профессии 1 час:
а. Мотивационная среда человека;
b. Виды мотивации;
с. Профессиональная мотивация;
d. Использование опросника на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности;
е. Написание мини сочинения на тему «Мотивы выбора профессии».
8. Профессиограмма и формула профессии 1 час:
а. Использование профориентационной игры «Ваше мнение о профессиях»;
b. Знакомство с формулами различных профессий;
с. Использование упражнения «день из жизни профессионала».
9. Познай свои способности 1 час:
а. Понятие способностей;
b. Понятие общих и специальных способностей;
с. Что такое одаренность, гениальность, талант;
d. Способы развития способностей;
е. Составление индивидуальной карты способностей по алгоритму.
10. Индивидуальность визитная карточка человека 1 час:
а. Понятие индивидуальности;
b. Интегральная индивидуальность и поведение человека;
с. Индивидуальные стили деятельности и общения;
d. Индивидуальность и профессия;
е. Имидж проекция индивидуальности.
11. Тренинг развития потенциальных способностей - 1 час:
а. Составление индивидуального запроса на развитие способностей;
b. Знакомство с общими структурными компонентами способностей;
с. Формирование у учащихся установки на осознание своих скрытых дарований.
12. Диагностика профессиональных склонностей и интересов 1 час:
а. Понятие профессиональных склонностей и интересов;
b. Роль профессиональных склонностей и интересов в успешном освоении профессии;
с. Факторы и условия развития профессиональных склонностей и интересов.
13. Игра «Профконсультант» - 1 час:
а. Проведение игры «Профконсультант»;
b. Составление проекта дневника самоконсультирования по проблемам профессионального самоопределения.
14 Профессиональная история семьи 1 час:
а. Роль семьи в жизни человека;
b. Семейные традиции;
с. Знаменитые семейные династии;
d. Факторы профессиональной успешности семьи;
е. Функции семьи в профессиональном самоопределении молодежи;
f. Преумножение профессионального семейного капитала;
g. Подготовка эссе об основных профессиональных достижениях своей семьи.
15. Прогнозируем свое будущее 1 час:
а. Историческая справка об особенностях образа своего будущего знаменитых личностей;
b. Краткое знакомство с современными психологическими теориями, акцентирующими свое внимание на активной роли человека в строительстве своей судьбы;
с. Проведение игры «достойная эпитафия».
16. Конференция «Мастера современности» - 1 час:
а. Подведение итогов о проделанной работе;
b. Подготовка резолюции, адресованной старшеклассникам.
15