Урок по теме Пищеварение в ротовой полости
Данный урок является вторым уроком в изучении главы «Пищеварение» Урок взаимосвязан с материалом предыдущего урока и работает на следующие уроки данной главы.
Тип данного урока - комбинированный.
Цель урока: создать условия для изучения процессов, протекающих в ротовой полости и задействованными в этом процессе органами.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с процессами, протекающими в ротовой полости, строением и функциями органов ротовой полости.
Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстами и рисунками, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой организм.
Методы обучения на уроке: словесные - рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником;
наглядные – презентация, на слайдах которой отражались ключевые моменты урока;
Ход урока:
1.Организационный момент:(слайд1)
- Добрый день! Я рада видеть вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний(слайд2)
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
- Что же является главным в жизни каждого человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня мы продолжаем изучать организм человека.
3.Проверка д\з(слайд3)
Какую систему органов человека мы начали изучать на прошлом уроке?
(Пищеварительную систему органов)
1.Что такое пищеварение?
2.Покажите отделы пищеварительного канала.
3.Перечислите пищеварительные железы.
4.Тема и цели урока(слайд)
Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
-Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
-Скажите, что является самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»(слайд)
В своих информационных листах запишите тему сегодняшнего урока
А что бы Вы хотели узнать по данной теме? (как устроена ротовая полость, какие процессы в ней протекают, каковы функции органов ротовой полости?Какова личная значимость этой темы? (мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.)
Цель урока: изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.(слайд)
5. Изучение нового материала
Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос
Как устроена ротовая полость? (слайд)
-Сверху она ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта Губы участвуют в захвате пищи
- В ротовой полости расположены жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг. Благодаря этим мышцам цирковые гимнасты удерживают свою партнёршу, которая выполняет различные захватывающие трюки
а )Строение и функции языка.(слайд)
-Какой орган ротовой полости выполняет функцию распознания вкуса? (Язык)
О строении и функциях языка нам расскажет ( )Внимательно слушайте и по ходу сообщения в информационных листах заполняйте схему о функциях языка
б )Слюнные железы.
Пища попав в ротовую полость подвергается химическому воздействию
-Как вы думаете, что этому способствует? (слюна)
Правильно, слюна, которая вырабатывается слюнными железами.
Наряду с мелкими слюнными железами, имеются три пары крупных слюнных желёз, протоки которых впадают в ротовую полость.(слайд)
Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные, подчелюстные.
Предлагаю вам определить положение слюнных желез. На столах лежит инструкция по проведению пр/р.
- Слюна, ее химический состав.
В ходе выполнения практической работы вы почувствовали, что в ротовую полость выделяется слюна, в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.
Ученые определили состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную жидкость. Это бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию.
Слюна сложное вещество, содержащее более 20 компонентов (запись в тетради)
Состав слюны следующий(слайд)
В состав слюны входит Муцин, сложный белок. Который придаёт клейкость и вязкость слюне. Способствует смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчает его проглатывание.
Лизоцим убивает микробы. . Этим, видимо, можно объяснить, что раны и царапины на слизистой оболочке ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности тела.
-Какова роль ферментов? (расщепление питательных веществ на их составные части)
в) Регуляция слюноотделения.
Обратим внимание на процесс образования слюны, он регулируется центральной нервной системой.
Глядя на этот слайд у всех во рту образовалась слюна. Это условный рефлекс, он приводит к выделению слюны в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители. Если человеку пища не знакома, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других нет.
А если мы берём в рот конфету, то тоже будет выделяться слюна. Какой это рефлекс? (Безусловный) Отделение слюны, возникает при раздражении рецепторов ротовой полости
Физминутка - «Да» – питательные вещества, «Нет»– продукты питания.
Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
г)- А что отвечает за механическую обработку пищи? (зубы)
-Какова их функция? ( Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. )Ещё Сервантес говорил: «Рот без зубов – всё равно, что мельница без жерновов».
Пользуясь текстом учебника на с.162 и рисунком 73изучите внешнее и внутреннее строение зуба, в информационных листах выполните задание №
-Сколько у взрослого человека зубов?
У новорожденного младенца вообще нет зубов. Первые зубы появляются к 6-8 месяцам жизни; Обычно к 2 годам у ребёнка завершается развитие молочных зубов. Всего их-20.Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. С 5-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая продолжается до 12-13 лет. Кроме того, к 17-20 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам они были необходимы.
- Как вы думаете, почему?( потребляли грубую пищу)
Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям.
Используя дополнительный материал, заполните таблицу «Типы и функции зубов» (в группах)
6.Заболевания зубов (сообщение) (слайд)
7. Закрепление (кроссворд)
8.Итог
9.Д/з (слайд)
10.Рефлексия (слайд)
Приложение
”Определение положения слюнных желез”.
Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.
Ход работы
Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.
Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Правила ухода за зубами и полостью рта.
1. Чистить зубы два раза в день.
2. Полоскать рот после еды.
3. Тщательно, но осторожно чистить зубы в направлении от десны к коронке.
4. Использовать зубную щетку средней жесткости, менять ее каждые три месяца.
5. В течение дня использовать зубные пасты, содержащие кальций и фтор.
6. Нельзя грызть зубами твердые предметы, скорлупу орехов.
7. Жевание твердых сырых овощей положительно сказывается на укреплении десен.
8. В рационе следует избегать переизбытка сладкого и мучного.
9. При нарушении минерализации эмали использовать препараты, содержащие кальций.
10. Дважды в год посещать стоматолога для профилактики, а при первых признаках зубной боли срочно обращаться к врачу.
Кроссворд «Пищеварение в ротовой полости»
Начало формы
Конец формы
1. Часть зуба, покрытая эмалью.
2. Среда слюны.
3. Передние зубы, имеющие острую поверхность и служащие для откусывания пищи.
4. Находится внутри зуба.
5. Углубление в зубе.
6. Заболевание, образующееся при нарушении эмали.
7. Зубы, имеющие широкую и бугристую поверхность, служащие для разжёвывания и перетирания пищи.
8. Твёрдое, но хрупкое вещество зуба.
9. Часть зуба, покрытая десной.
10. Часть зуба, сидящая в ячейке челюстной полости.
11. Углубления, в которых находятся зубы.
12. Воспаление зуба. 13. Зубы, мало отличающиеся от резцов. 14. Рецепторы, расположенные на языке.
Если вы согласны с утверждениями, поставьте +
1.Я узнал(а) много нового и интересного.
2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.
3.Мне было интересно и комфортно.
4.Считаю,что работал(а) добросовестно и достиг(а) цели урока.
Информационный лист.
Тема урока: ___________________________________________________________
1.Функции языка
.
2 Внешнее и внутреннее строение зуба.
3.Строение зубов
Тип зуба Описание Функция
Резцы Клыки Коренные зубы
Литература
Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 1999.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. - М., "Просвещение", 1980 г.
Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев Учебник Биология 8 класс – М.: Дрофа, 2010.
Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы. М.: Журнал «Биология в школе». №3 1995.
Энциклопедия для детей «Аванта +.» Человек том 18, М.,2001г.