Конспект урока, презентация, интерактивный тест по русскому языку на тему Учимся писать сложные слова (3 класс)
1 ФИО: Смолина Светлана Юрьевна
2 Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 им. В.С.Завойко» Петропавловск-Камчатского городского округа
3 Тема: «Учимся писать соединительные гласные –о- -е- в сложных словах»
4 Предмет: русский язык
5 Класс: 3
6 Образовательная программа: «Школа России»
7 Тип урока: открытие нового знания
8 Цель урока: познакомить с соединительными гласными в сложных словах, учить записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е
Задачи:
обучающие: формировать умения различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; совершенствование умений выделять корни в словах;
развивающие: развивать связную речь учащихся, внимание, память, мышление; умения оценивать результаты своей деятельности; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод
воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, умения работать в парах и группе, чувство взаимопонимания и взаимовыручки.
9 Учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры для учащихся, документ-камера, конструктор Лего.
10 Источники:
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С.-П. «Тригон», 1998
Жиренко О.Е. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М. «5 за знания», 2005
info@kopilkaurokov.rusite@pedsovet.org11 Ход и содержание урока:
1.Организационный момент
Учащиеся хором:
-Мы урок начать готовы,
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать! ( УЛО интерак. доска Слайд 1)
Учитель:
-Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?
Интерактивная доска:
Мир освещается солнцем, а человек знанием. (УЛО интерак. доска Слайд 2)
- Как вы понимаете это выражение? (ответы учащихся)
-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
2. Словарная работаУчитель:
-Запишите словарные слова:
Карандаш, остров, расстояние, ежевика, народ, июль.
-Проверьте себя (УЛО словарные слова учитель показывает на доске через документ-камеру)
-Кто собой доволен, поднимите красные кружки.
-Почему вы собой довольны?
3.Актуализация знаний
Учитель:
-Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово (УЛО – один ученик у интерак. доски обводит в кружок данные буквы)
-Какое слово получилось? (корень)
-Что такое корень слова?
-Как найти корень в словах?
-Какие еще части слова знаете?
-Составьте схему «Состав слова» (Приложение 3)
Учитель:
- Замените выражение одним словом (УЛО интерак. доска Слайд 3)
Как называют того, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду? (водохлёб)
Как называют бездельника, который лежит на боку? (лежебока)
Как называют человека, который любит много читать?(книголюб)
Кто любит употреблять много сладостей? (сладкоежка
- Что интересного заметили в словах?
-Почему в этих словах по два корня?
-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?
-Как называются слова с двумя корнями? (сложные)
- А с какой целью человек использует сложные слова? (Чтобы сократить словосочетание, высказывание)
4.Постановка учебной проблемы
Учитель:
-Как соединяются два корня в сложных словах?
-Как называются такие гласные?
-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.
Доска:
земл..трясение
снег…пад земл…пашец мыш…ловка
дом..хозяйка (на доске 2 карточки с данными словами; два ученика вставляют пропущенные буквы)
- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.
-Почему были допущены ошибки?
-Возникла проблема?
-Какая?
-Сформулируйте тему урока
-Какие цели поставим?
5.Физминутка
-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:
если я называю сложное слово – вы хлопаете,
если слово с одним корнем – вы топаете:
Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход
6.Поиск решения проблемы Работа в группах
-Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов?
-Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах.
Задания: (Приложение 1)
1группа. Конструктор Лего Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-. Выложите на планшете из конструктора свою соединительную гласную
2группа. Работа с компьютером. Найдите в тексте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –е-.
3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выделите корни в словах. Сделайте вывод о соединительных гласных.
4группа. Конструктор Лего Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительные гласные. Выложите на планшете из конструктора свою соединительную гласную.
5 группа. Конструктор Лего Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-. Выложите на планшете из конструктора свою соединительную гласную.
7. Обсуждение результатов работы по проблеме:
Каждая группа выступает с выводами по поставленной проблеме.
Учитель:
-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?
-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?
-Сформулируйте вывод.
- Вернёмся к нашим словам. Исправьте ошибки.
8.Первичное закрепление
- Тетрадь «Пишем грамотно №1» стр. 28 упр. 1 (Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его. Учитель показывает данное задание через документ-камеру. Двое учащихся выполняют задание у интерактивной доски)
Коллективная проверка
-Кто собой доволен и почему?
9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
1) Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101
Слово благодарить
-Можно слово благодарить назвать сложным?
-Докажите.
-Почему написали соединительную гласную –о-?
2)Работа в парах (УЛО компьютеры для учащихся, интеракт доска) Выполнение интерактивного теста (см. Приложение 2)
Коллективная проверка на интерактивной доске.
10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:
-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
– Чему научились?
- Какое правило мы вывели с вами?
– Кто или что вам помогало справиться?
- Что вы теперь можете?
– Кто доволен сегодня своей работой?
-Кому было интересно?
2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
3) Домашнее задание.
Учебник стр. 101 упр. 3
12 Оценка эффективности использования учебно-лабораторного оборудования на уроке
Используемое на уроке учебно-лабораторное оборудование способствует достижению поставленных образовательных целей. Несомненно, что используемое оборудование, оживляет урок, вызывает огромный интерес у учащихся, повышая тем самым интеллектуальный потенциал детей.
Использование учебно-лабораторного оборудования в учебном процессе позволяет повысить эффективность преподавания, более рационально и экономно использовать время, повысить качество образования обучающихся, сделать урок интересным и познавательным.
Приложение 1.
Работа в группах.
1группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте слова, найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о-. Выложите из конструктора соединительную гласную.
Пароход, старость, сероватый, водолаз.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2группа. Работа с компьютером. Прочитайте стихотворения. Найдите в стихах сложные слова, выпишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о -. (При ответе текст стихотворения выносится на интерактивную доску).
Шёл Егор через бор.
Видит: вырос мухомор. (А. Прокофьев)
Листопад, листопад-
Пенится тропинка,
И шумит, как водопад,
Каждая осинка! (Т. Белозёров)
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-. (Слова даны на карточках)
Самолёт - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Пешеход -__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительную гласную. (Слова на карточках)
Пылесос, землемер, овощерезка, сталевар.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте и найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.
Перелесок, картофелекопалка, величайший, землетрясение.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Интерактивный тест.
Как называются слова с двумя корнями?
- простые
-сложные
-составные
2. Как соединяются два корня в сложных словах?
-при помощи согласных букв
- при помощи гласных и согласных букв
- при помощи гласных букв
3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-о, е
- о, а
- и, е
4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?
-лазоскал -скалолаз
-скалелаз5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?
-о
-е
-и
Приложение 3