Программа учебной дисциплины ОП.04. Основы геодезии по специальности среднего профессионального образования 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.


Министерство образования нижегородской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ
специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений
Нижний Новгород
2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Организация – разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород.
Разработчик:. Крылова О.В. преподаватель ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12

паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Основы геодезии входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-читать ситуации на планах и картах;
-определять положение линий на местности;
-решать задачи на масштабы;
-решать прямую и обратную геодезическую задачу;
-выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;
-пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
-проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
знать:
-основные понятие и термины, используемые в геодезии;
-назначение опорных геодезических сетей;
-масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
-систему плоских прямоугольных координат;
-приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
-виды геодезических измерений.
В процессе изучения дисциплины обучающийся осваивает профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные работы и работы по реконструкции строительных объектов.
ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.
ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, ремонтных и работ по реконструкции строительных объектов.
ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документацией.
В процессе изучения дисциплины обучающийся осваивает общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 90 часов, в том числе:
-обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 60 часов;
-самостоятельная работа обучающегося 30 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
в том числе: практические занятия 28
лабораторные работы 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе: расчетные работы, индивидуальные проектные задания, презентация, устные сообщения Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи 32 Тема 1.1. Общие сведения Содержание учебного материала 2 1
1 Предмет и задачи геодезии в строительстве. Определение положение точек земной поверхности.
Высота точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости. Основные термины и понятия: горизонтальное проложение, угол наклона, горизонтальный угол, карта, план. Генеральный план объекта. Тема 1.2. Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки Содержание учебного материала 2 1-2
1 Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы.
Условные знаки, классификация условных знаков. Методика чтения топографических (карт) планов (описание ситуации по заданному маршруту). Практические занятия 6 2
1. Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный. Расчет точности масштаба. 2. Определение длин линий по карте. 3. Изображение ситуации на топографических картах. Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Решение задач с применением масштабов. 1 2
Тема 1.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах Содержание учебного материала 2 1-2
1 Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями.
Уклон линии. Практическое занятие 2 2
1. Чтение рельефа по плану (карте) и решение задач наиболее распространенных в строительной практике. Самостоятельная работа. Выполнение рефератов и презентаций по темам на выбор:
1. Топографическая съемка, как комбинация горизонтальной и вертикальной съемок. Виды топографических съемок, их преимущество, недостатки и применение при поиске и разведке МПИ.2. Создание топографических планов масштаба 1:50003. Геодезические приборы. 4. Составления топографических карт.5. Космическая фотосъёмка.6. Государственная геодезическая сеть, сеть сгущения и способы их создания.7.Рельеф и его изображение на т.к. и планах: формы рельефа, горизонтали и изогипсы, их сходство и различие, построение графиков заложений для углов наклона и уклонов8. Государственная геодезическая сеть, сети сгущения и способы их создания.9. Нивелирование.10. Геодезия как наука11. Топографические карты и планы - топооснова геологических карт и планов. Сходство и различие геологических и топографических карт.12. Системы координат, применяемые в геодезии.13. Ориентирование на местности14. Использование спутниковых технологий для определения координат точек горно-геологических объектов15. Устройство нивелиров при зрительной трубе (Н-3) и прямого изображения (Н-10КЛ). Их поверки16. Аэрофотосъёмка и ее применения17. Геодезические сети18. Способы измерения длины линии на местности 19. Топографические карты и планы20. Теодолитная съемка.21. Глазомерная съемка и барометрическое нивелирование, их использование при поисках и разведке МПИ22. Измерение длины с помощью оптических приборов
4 3
Тема 1.4. Ориентирование направлений Содержание учебного материала 2 1
1 Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы передачи дирекционного угла. Методика ориентирования плана, карты по буссоли. Практическое занятие. 2
2
Определение ориентирных углов линий по планам и картам. Самостоятельная аудиторная работа. Решение задач, построение чертежей к задаче. 1 2
Тема 1.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте. Прямая и обратная геодезическая задачи Содержание учебного материала 2 1
1 Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач. Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схема определения прямоугольных координат заданной точки. Практические занятия 4
2
1. Решение прямой и обратной геодезических задач 2. Вычисление длин линий и дирекционных углов по координатам начальной и конечной точек Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 1. Решение задач. Построение координатной сетки, нанесение точек по координатам.
2 2
Раздел 2. Геодезические измерения 38 Тема 2.1. Сущность измерений. Классификация и виды геодезических измерений Содержание учебного материала 2 1
1 Виды измерений: непосредственные, косвенные, необходимые, дополнительные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Понятие о государственной системе стандартизации и метрологии измерительной техники. Факторы, влияющие на точность измерения. Основные методы линейных измерений. Тема 2.2. Линейные измерения Содержание учебного материала 2 2
1 Методика измерения длин линий. Точность измерений, факторы, влияющие на точность измерений линий. Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линий. Контроль линейных измерений. Методика решения типовых задач. Практическое занятие 4 2
1. Измерение линий лентой или рулеткой. 2. Обработка результатов полевых измерений длин линий Самостоятельная работа. Решение задач по теме «Контроль линейных измерений» 2 2
Тема 2.3. Угловые измерения Содержание учебного материала 2 1
1. Принцип горизонтального угла. Основные части и оси теодолита. Требования к взаимному положению осей и плоскостей. Поверки теодолита. Устройство теодолита, уровней, зрительной трубы, сетки нитей, отсчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Лабораторные работы 8 3
1. Изучение теодолита. 2. Измерение горизонтальных углов. 3. Измерение вертикальных углов, расстояний. Практическое занятие 2 2
1. Расчет ведомости измерения горизонтальных углов Самостоятельная работа. Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Виды теодолитов». Изучить правила обращения с теодолитом. 4 3
Тема 2.4. Геометрическое нивелирование Содержание учебного материала 2 1
1. Классификация нивелирования по методам определения превышений. Сущность и способы геометрического нивелирования. Устройство, оси, поверки нивелира с цилиндрическим уровнем. Устройство нивелира с компенсатором. Лабораторные работы 4 3
Изучение нивелира и реек. Практическое занятие 2 2
Обработка результатов нивелирования Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 2.
Изучение темы «Физическое нивелирование (барометрическое, гидростатическое, радиолокационное)». 4 2
Раздел 3. Понятие о геодезических съемках. 14 Тема 3.1. Назначение, виды теодолитных ходов. Состав полевых и камеральных работ при проложение теодолитных ходов. Содержание учебного материала 2 2
1.
Назначение и виды геодезических съемок. Общие сведения о плановых и высотных государственных геодезические сети. Закрепление точек геодезических сетей на местности. Сети сгущения.
Теодолитный ход как простейший метод построения плановой сети для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки к пунктам геодезической сети. Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах. уравнивание углов, контроль линейных измерений а теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодолитного хода: нанесение точек теодолитного хода по координатам на план. Практическая работа 6 2
1. Вычислительная обработка теодолитного хода 2. Нанесение точек теодолитного хода на план 3. Оформление плана теодолитной съемки Самостоятельная работа: выполнение индивидуального задания по теме «Нанесение точек теодолитного хода на план. Построение координатной сетки, ее оцифровка, нанесение точек хода по координатам на план». Подготовка к экзамену. 6 3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета «Основы геодезии»:
- посадочные места по количеству обучающихся (30 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
- учебно-наглядные пособия по дисциплине;
- методические указания по выполнению практических работ;
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
- комплект раздаточного материала и материала оценки.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (1 шт.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Маслов А.В., Гордеев А.В., Батраков Ю.Г. Геодезия – М.: КолосС, 2008. – 598 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия и для студентов высш. учеб. заведений).
Передерин В.М., Чухарева Н.В., Антропова Н.А. Основы геодезии и топографии: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 123 с.
Поклад Г.Г., Гриднев С.П. Геодезия: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2008. – 592 с.
Дополнительная литература:
Брыкин П.А. Экономика, организация и планирование топографо-геодезического производства: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1988. – 286 с.: ил.
Неумывакин Ю.К., Перский М.И. Земельно-кадастровые геодезические работы. – М., КолосС, 2005. – 184 с.
Передерин В.М., Чухарева Н.В. Лабораторный практикум по инженерной геодезии [Электронный ресурс]. - Учебники Томского политехнического ун-та. -Томск: Изд. ТПУ, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) +докуметация, 150 с.
Передерин В.М., Чухарева Н.В., Андропова Н.А., Щадрина А.В. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Геодезия и топография». – Томск: Изд-во ТПУ, 2006, 82 с.
Инструкции и нормативные документы Роскартографии, Госгортехнадзора и Госстроя РФ
Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. М.: ФГУП «Картгеоцентр», 2004. – 286 с.; ил.
Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. М., ЦНИИГА и К. 202, 124с.
Инструкция по топографическим съемкам в масштабах 1:10000 и 1:25000. (полевые работы). Главное управлении геодезии и картографии при Совете Министров СССР. М., «Недра», 1978, 80с.
Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской федерации ГКИНП 17-002-93, утверждена Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993г, 33с.
Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА) -17-004-99, действует с 1 января 2000г., 90с.
Правила по технике безопасности на топографических работах (ПТБ – 88)/ Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР: Справочное пособ. – М.: Недра, 1991. – 303с.: ил. ISRN 5-247-02377-3.
Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических работ ГКИНП от 29.06.1999г № 17-004-99.
Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом. – Госгортехнадзор России, постановление № 74, М.: 2003г. – 22с.
Инструкция по съемке и составлению планов подземных коммуникаций/ Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР: М.: Недра 1978. – 36с.
Инструкция по проведению технологической поверки геодезических приборов ГКИНП (ГНТА) 17-195-99, 61с.
Единые нормы выработки (времени) на геодезические и топографические работы. Часть I. Полевые работы – М.: Роскартография.: 2002г. –193с.
Единые нормы выработки (времени) на геодезические и топографические работы. Часть II. Камеральные работы – М.: Роскартография.: 2003г. –71с.
Вспомогательная литература
Геодезия и картография // ежемесячный журнал Роскартографии и геодезических служб стран СНГ.
Геопрофи// научно-технический журнал по геодезии, картографии и навигации. Периодичность издания – 6 номеров в год. М.: Проспект. -http://www.geoprofi.ru/Информационный бюллетень ГИС-ассоциации// – Периодичность издания 5 номеров в год, М.: ООО «Технология ЦД»,- http://www.gisa.ruГеоинформатика// ежеквартальный журнал, изд. ГУП «информационный центр ВНИИгеосистем», М. - http://www.geosys.ruИзвестия высших учебных заведений. Раздел – Геодезия и аэрофотосъемка. Периодичность – 6 номеров в год, М.: Московский государственный университет Геодезии и картографии. http://journal.miigaik.ruИнтернет-ресурсы: http://dic.academic.ru (Словари и энциклопедии); http://elibrary.ru (Научная электронная библиотека); http://www.roscadastre.ru (Сайт некоммерческого партнерства «Кадастровые инженеры»); http://www.gisa.ru (Геоинформационный портал);http://geodesist.ru (Сайт геодезист.ру)http://www.sojuz-geodez.ru (Союз геодезистов)http://www.geotop.ru (Отраслевой каталог «GeoTop» геодезия, картография ГИС)http://geostart.ru (форум геодезистов)
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
читать ситуации на планах и картах;
определять положение линий на местности;
решать задачи на масштабы;
решать прямую и обратную геодезическую задачу;
выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;
пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и определении превышений;
проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
знания:
основные понятие и термины, используемые в геодезии;
назначение опорных геодезических сетей;
масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
систему плоских прямоугольных координат;
приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
виды геодезических измерений.
-устного опроса Текущий контроль в форме:
-оценки практических работ;
-тестирования;
-оценки индивидуальных заданий;
-оценки внеаудиторной самостоятельной работы
-оценки аудиторной самостоятельной работы.
Рубежный контроль в форме:
контрольной работы.
Итоговый контроль в форме:
экзамена