Урок Рукописные книги Древней Руси

План-конспект урока по литературному чтению

Класс: 2 Д
Тема урока: Рукописные книги Древней Руси.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирования представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности.
Задачи:
образовательная:
раскрыть содержание понятий: пергамент, береста, рукописная книга.
дать представление о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника.
воспитательная:
воспитывать бережное отношение к книгам, трудолюбие, любовь, к своей Родине.
развивающая:
развивать речь, словесно-логическое мышление, произвольное и непроизвольное внимание.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг.
Предметные результаты:
знать и токовать значение слова рукописная книга, иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги.
Метапредметные:
Познавательные:
воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока;
интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя;
Коммуникативные:
ступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Регулятивные:
формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей;
предлагать способы решения учебной задачи урока;
осуществлять рефлексию своей деятельности;
оценивать свои достижения;
Оборудование: Учебник по литературному чтению (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А.), проектор, компьютер.
Ход урока

Этапы урока
Время на каждый этап
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность обучащихся
УУД

1. Самоопределе
ние к деятельности.
17:10-17:12
Проверим готовность к уроку, убрали всё лишнее, настроились на урок. Садитесь.
Проверяют готовность к уроку
Личностные: 
смыслообразование
целеполагание
Коммуникативные:
- подготовка к сотрудничеству;


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
17:12-17:20
Давайте вспомним, о чем же мы говорили на прошлом уроке? (о книгах из прошлого, узнали, о чем писали люди раньше).
Правильно, какие виды книг вы помните? (книга из пергамента, складная книга, книга из деревянных дощечек).


Концентрация на работе. Повторение прошлой темы.
Познавательные УУД:
осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
учебная мотивация
РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя


3. Постановка учебной задачи.
17:20-17:25
Кто может сказать, что такое пергамент, береста?
ю°Прочитаем что же это такое на странице 9.
Сегодня мы с вами узнаем, какие существовали книги в Древней Руси, кто их писал, и сохранились ли они до нашего времени.
Рассуждают, приходят к общему мнению. Читают определения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
- проявление  инициативности и самостоятельности.
Личностные УУД:
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости


4. Построение проекта выхода из затруднения
17:25-17:30
Откройте страницу 11, давайте прочитаем по цепочке.
Читают по цепочке.
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текстов;

умение ориентироваться на развороте учебника;


5. Первичное закрепление.

17:30-17:38
Обратите внимание на презентацию.
Что же такое рукописная книга?
Это самая первая рукописная книга.(Остромирово Ивангелие)
Ознакамливаются с новой темой. Читают, смотрят картинки, задают вопросы.
Личностные УУД:
умение оценивать поступки людей;
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные УУД:
-Умение определять жанр произведения

6. Смена вида деятельности
17:38-17:40
Отдых нам - физкультминутка, Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали, Сели-встали, сели-встали Книжку быстро полистали А потом на место сели Продолжается урок.
Выполняют упражнения.


7. Самостоя
тельная работа с самопроверкой по эталону.
17:40-17:45
Прочитайте стих на странице 13. О чем в нем говориться?
Сейчас мы узнаем, чем писали книги.
Почему первую букву писали красивее остальных.
Читают стих, размышляют, беседуют о содержании стиха.
Читают по цепочке.
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные умения:
формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя алгоритм;

8. Рефлексия деятельности
(итог)
17:45-17:48
- Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке?
- Что нового узнали?


Личностные УУД:
самооценка;
осознанность учения;
адекватное реагирование на трудности.
Познавательные УУД:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
определять значение и смысл новых слов и понятий;

9.Организация и планирование внеурочной деятельность
17:48-17:50
Запись домашнего задания.





15