План-конспект урока литературы Быт и бытие в повести В.Ю.Трифонова Обмен


План-конспект
Урока письма в 11классе
«Быт и бытие в повести Ю.В.Трифонова «Обмен»
Цель урока:1.Формирование навыков литературоведческого анализа текста, привитие интереса к вдумчивому прочтению текста.
2.Помощь учащимся увидеть за бытовыми подробностями проблемы бытийного характера.
3.Воспитание культуры речи,культуры взаимоотношений,культуры души. Воспитание доброты,нравственности,прививать любовь к близким,помнить о великом долге перед матерью.
4.Умение написать письмо.
Оборудование:текст повести «Обмен»
портрет писателя
письма
Методические приемы:аналитическая беседа
Эпиграф к уроку: «Земную жизнь пройдя до половины,
я очутился в сумрачном лесу».
Данте
Ход урока:
1.Вступительная беседа.
2.Чтение письма ученика о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова.
3.Ответное послание учителя.
-Здравствуй, дорогой друг!
Юрий Валентинович Трифонов был «чужаком» для советской литературы. Его все время попрекали,что он пишет не про то,что его произведения сплошь мрачные,что он полностью погружен в быт.Каково ваше читательское восприятие повести?Понравилась ли вам эта повесть?(мнения учащихся)
Причина столь разных оценок опять-таки пристрастие писателя к бытовым подробностям.Одних это увлекает,других отталкивает.Быт-это условие существования героев.Кажущаяся обыденность,привычность обманчива.На самом деле испытание бытом не менее трудно,опасно,чем испытания, которые выпадают человеку в острых ,критических ситуациях.опасно тем,что человек меняется под воздействием быта незаметно для себя.быт провоцирует человека без внутренней опоры,стержня на поступки,которым сам человек ужасается.И чловек теряется в толпе,не может найти свою тропу. Сюжет повести «Обмен» представляет собой цепь событий,каждое из которых является самостоятельной новеллой.Давайте послушаем первую новеллу.
(Письмо учащегося об обмене,об уговорах Лены съехаться со смертельно больной матерью Виктора ради жилплощади)
-Как реагирует Дмитриев на предложение об обмене?
-Чем заканчивается конфликт?
(письмо учащегося о переживаниях Виктора,об угрызениях совести,но несмотря на это о его думах о вариантах обмена,подключая к этому даже Таню)
-Здесь важна каждая деталь,поэтому подумайте и скажите мне,что выражает поза Дмитриева в этот момент?Какую внутреннюю борьбу переживает Дмитриев,ощутив на плече руку Лены?Что происходит в сознании Дмитриева,когда он подчиняется Лене?Как реагирует Дмитриев на напоминание жены об обмене утром?(Ответы учеников)
-Мы говорили о том,что Дмитриев,обдумывая варианты обмена, подключает к этому даже Таню,женщину,которая по-настоящему любит и понимает его.
-Как изменилось за год отношение Дмитриева к Тане?Как проявляется Таня в своем отношении к Дмитриеву?Что испытывает Дмитриев во взаимоотношениях с Таней?Что настораживает в душевном состоянии Дмитриева? (рассказы учеников)
-Как и почему так ведет себя Дмитриев,когда Таня читает ему стихи? Какую роль играет в повести пастернаковская строчка,которую повторяет герой?
(Дополнения учителя)
_Произнесенные после долгой паузы слова «думал больной» свидетельствует об осознании Дмитриевым своей нравственной болезни, своей душевной ущербности,неспособности жить полноценной независимой жизнью.Утратив свои нравственные основы,он не способен на нравственный поступок.
-Как же вести себя человеку в этой ситуации?
На помощь человеку приходит спасительный самообман.
Вспомните еще одну новеллу,а именно тот момент,как Дмитриев попал в ГИНЕГА?Что испытывает герой в этой ситуации?Чем заканчивается внутренняя борьба?Чем успокоил себя герой?(рассказ учащегося об истории со старым другом Дмитриева Левкой Бубриком,вместо которого Виктора пристроили в институт)
-Трифонов столь пристально изучает своего героя,что создается ощущение,что Дмитриев-индивидуальность.Но автор опровергает это мнение.Увы,Дмитриев типичен.Он один из многих.Он человек из толпы.И ничем не выделяется.
-Как влияет на Дмитриева толпа?(Читаем из текста)
-Какую оценку личности дает Дмитриеву его дед?(«Ты человек не скверный,но и не удивительный»)
-Была ли у героя возможность стать личностью,индивидуальностью?
-Символ духовной деградации героя-потрфель с банками сайры.
-Виктору всего 37 лет.И иногда ему кажется,что все еще впереди.Почему же герой делает 2 шага вперед и сразу же 2 шага назад.Почему же герой подчиняется давлению обстоятельств?В чем причина?рассказы учеников) Вы,наверное,заметили,что Виктор располагается между двумя «полюсами»: Дмитриевыми(своей родней) и Лукьяновыми(женой и ее родителями). Дмитриевы-потомственные интеллигенты,а Лукьяновы из породы «умеющие жить».Какая из этих семей вам понравилась?Ведь сегодня люди «умеющие жить» ценятся.Каково ваше мнение?(разделяются на 2 группы)
-А сейчас первое задание группам.Нарисуйте в альбомных листках родословную двух семей.Обратим внимание на семью Дмитриевых.
-Дадим слово и второй группе.Какие же они Лукьяновы?Что можно сказать об их родословной?В.каких тонах выдержана авторская характеристика Ивана Васильевича и Веры Лазаревны?Каковы главные черты жизненной позиции Лукьяновых?Унаследовала ли их Лена?(рассказы учеников)
-Итак,мы дошли до главных героев-Виктора и Лены.Сюжетный стержень повести-это обмен.И.в связи с этим развертываются события и раскрываются два характера-Лены и Виктора.По данному плану попробуем составить сравнительную характеристику этим двум героям не как мужу и жене,а как представителям двух семей:Дмитриевых и Лукьяновых.
План:
1.Отношение к собственной судьбе.
2.Право называться личностью.
3.Отношение к традициям семьи.
4. «Умение жить», вкус к жизни.
5.Нравственная неразборчивость в средствах.
Сравнительная характеристика
(письма двух учеников)
Виктор Лена
1.Человек компромисса,человек Решительна,инициативна,обладает
ведомый,постоянно подчиняется сильным характером,легко находит
обстоятельствам и внутренняя общий язык с нужными людьми.
его борьба кончается не с чем.
2.Была возможность стать лич- На право называться личностью
ностью,природа наделила его отказана Лене автором.
талантом.Но на право называть-
ся личностью отказана родными.
3.Дед Виктора интеллигентен, Иван Васильевич и Вера Лазаревна
Принципиален,гуманен.Мать люди «умеющие жить».Лена,их
сохранила эти качества.А Виктор дочь унаследовала эти качества.
4.Виктор безвольный… Лена эне ожидали,что из тебя ргична,привыкла добиваться.
всего сама,а не винить обстоятельства.
5.Виктора мучает совесть,но Лена «…она вгрызалась в свои желания,
Несмотря на это он подчиняется как бульдог.Такая миловидная женщина-
бульдог с короткой стрижкой соломенно-
го цвета…Она не отпускала до тех пор,
пока желания-прямо у нее в зубах-не
превращались в плоть…»
-Жизнь меняется только внешне,люди же остаются прежними.Вспомним, что по этому поводу говорил булгаковский Воланд: «только квартирный вопрос испортил всех». «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова,испытанием, которого он не выдерживает и ломается.Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали,что из тебя получится что-то другое.Ничего страшного,разумеется,не произошло.Ты человек не скверный.Но и не удивительный».Это суд и самого автора.Процесс «олукьянивания» протекает неззаметно,вроде бы помимо воли человека,с массой самооправданий,но в результате разрушает человека,и не только морально:после обмена и смерти матери «у Дмитриева сделался гипертонический криз,и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме».Герой становится другим: «еще не старик,но уже пожилой,с обмякшими щечками дяденька».
Смертельно больная мать говорит Дмитриеву: «Ты уже обменялся ,Витя. Обмен произошел…Это было очень давно.И бывает всегда,каждый день,так что ты не удивляйся,Витя.И не сердись.Просто так незаметно…»
В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена.Их сухой,деловой,официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего.Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны.Обмен ценностных представлений состоялся.
-Трифонов не ставил перед собой задачи нни осудить,ни «наградить» своих героев:задача была иная-понять.Убеждаемся.что это верно отчасти… Идеалов нет.А в круг нашего обсуждения входят такие вопросы:что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас с нами?Действительно ли у Трифонова нет идеалов?Останется ли,по вашему мнению,эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через тридцать лет?
Д\З.Написать письмо другу,взяв за основу эти вопросы.,сделав их предметом обсуждения