ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ И ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура»


Департамент среднего профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Томский коммунально-строительный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР
ОГБПОУ «ТКСТ»
___________О.Н.Кудряшова «____» сентября 20__г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ И ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ
по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура».
Томск - 2015г.
Программа учебной дисциплины «Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
Разработчик:
Шачнева О.А. – преподаватель ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании предметно-цикловой комиссии по специальности 07.02.01 «Архитектура»
(Протокол № __ от ___ сентября 2015 г.)
Председатель комиссии ______________________А.В. Комарова
© Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Томский коммунально-строительный техникум»
© Шачнева Оксана Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 07.02.01 «Архитектура», входящей в укрупнённую группу 07.00.00 «Архитектура» по направлению подготовки 07.02.01 «Архитектура».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений» входит в общепрофессиональный цикл. ОП.08.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы организации и инженерной подготовки территории;
- назначения и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений;
- основы расчёта водоснабжения и канализации;
- энергосбережение зданий и поселений;
- основы проектирования отопления и вентиляции зданий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 66
в том числе: теоретическое обучение 44
практические занятия 16
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 33
в том числе: Выполнение реферативных работ
Подготовка докладов
Подготовка сообщений
Оформление практических заданий
Работа с тестовыми заданиями 10
7
4
6
6
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачёт 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ и оборудование зданий и территорий поселений
наименование
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Инженерное благоустройство территорий поселений
28 Тема 1.1.
Основные принципы организации территорий поселений. Содержание учебного материала 6 1
2
2
2
2
2
2
Градостроительный кодекс РФ.
Влияние местных условий на выбор территорий для населённых мест.
Грунты.
Особые условия инженерной подготовки территорий.
Выбор пригодных территорий.
Основные планировки населённых мест.
Элементы городских улиц и дорог.
Основные положения проектирования генерального плана. Практическое занятие №1 Построение графика розы ветров. 2 Самостоятельная работа обучающихся 3 Подготовка докладов по теме: «Оползни», «Овраги», «Карстовые образования», «Сели», «Сейсмические явления». Тема 1.2.
Инженерная подготовка территорий поселений.
Содержание учебного материала 6 2
2
2
2
2
Назначение вертикальной планировки
Изучение рельефа, его использование и изменение.
Стадии и методы проектирования.
Городские улицы и дороги.
Городские площади.
Практическое занятие №2 Составление схемы дорожно - уличной сети. 2 Практическое занятие №3 Составление схем вертикальной планировки. 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Выполнение реферата по теме: «Микрорайонные территории». Оформление практических работ №1-№3. 2 Тема 1.3.
Организация стока поверхностных вод с территории.
Содержание учебного материала 6
1
2
2
Круговорот воды в природе и атмосферные осадки.
Формирование поверхностного стока и его организация.
Конструкции водостоков. Практическое занятие №4 Составление схем водоотвода. 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовка доклада по теме: Круговорот воды в природе. Контрольная работа № 1 по разделу 1 2 Раздел 2.
Инженерное оборудование территорий поселений и зданий 36 Тема 2.1.
Водоснабжение поселений
и зданий. Содержание учебного материала 6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Основные понятия о гидростатике и гидродинамике.
Требования, предъявляемые к качеству воды.
Нормы расход воды и режим водопотребления.
Классификация систем водоснабжении.
Водоисточники.
Водозаборные сооружения.
Системы холодного водоснабжения.
Системы горячего водоснабжения.
Внутренний водопровод зданий. Практическое занятие № 5 Составление схем водоснабжения поселений. 2 Самостоятельная работа обучающихся 2
2 Выполнение реферата по теме: «Эксплуатация систем водоснабжения». Подготовить сообщение по теме: «Водоисточники», «Водозаборные сооружения»., «Насосные станции». Составить 10 тестовых заданий по тем: «Водоснабжение поселений и зданий» 4 Тема 2.2.
Системы
канализации
и очистки
сточных вод. Содержание учебного материала 8 1
2
2
2
2
Характеристика сточных вод предприятия.
Нормы и режимы водоотведения.
Классификация систем канализации.
Внутренняя канализации зданий.
Условия присоединения системы канализации предприятия к городской канализационной сети. Практическое занятие № 6 2 Составление схемы внутреннего водоотведения из зданий. Самостоятельная работа обучающихся Выполнение реферата по теме: «Эксплуатация систем канализации» 2 Подготовка доклада по теме: «Мероприятия по уменьшению загрязненности и количества сточных вод, отводимых с предприятия». 2 Оформление практической работы №4-№6. 2 Составить 10 тестовых заданий по теме: «Внутренняя канализация зданий» 2 Контрольная работа № 2 по теме 2.1.,2.2. 2 Тема 2.3.
Теплоснабжение поселений и зданий. Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
2
Назначение санитарно-технических устройств.
Классификация систем отопления.
Конструктивные схемы систем отопления.
Составные части систем отопления.
Монтаж систем отопления.
Практическое занятия №7 4 2
Расчёт площади поверхности теплоотдачи нагревательных приборов. Самостоятельная работа обучающихся 2 3
Выполнение реферативной работы по теме: «Эксплуатация систем отопления» Оформление практической работы № 7 2 Тема 2.4.
Вентиляция и кондиционирование воздуха помещений. Содержание учебного материала 4
2
2
2
2
Основные типы вентиляции.
Классификация систем вентиляции.
Принципиальные схемы воздухообмена.
Составные части вентиляционных систем. Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовка сообщения по теме: «Эксплуатация систем вентиляции» Тема 2.5.
Электроснабжение поселений,
предприятий,
зданий.
Содержание учебного материала 4
2
2
2
2
2
Основные понятия и определения.
Общие сведения об электроустановках.
Электроснабжение зданий.
Классификация сетей.
Городские электрические сети.
Самостоятельная работа обучающихся 2 Выполнение реферата по теме: Электробезопасность», «Энергосбережение» Дифференцированный зачёт 2 Всего: 99 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (25);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
Технические средства обучения:
Калькуляторы, компьютер, мультимедиа комплекс, схемы, таблицы, диски DVD.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и строительных площадок: учебник для сред.проф.образования/ И.А. Николаевская, Л.А. Горлопанова, Н.Ю. Морозова; под ред. И.А. Николаевской. – 6-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256с.
Дополнительная литература:
Инженерные сети, инженерная подготовка и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: уч. Пособие/В.А. Бейербах, Издательство: Феникс, 2009г. – 576с.
Ю.М. Варфоломеев, В.А. Орлов. Санитарно-техническое оборудование зданий. - М.: Изд-во Инфра. 2007. - 249 с.
Инженерное оборудование высотных зданий. /Коллектив авторов. Под общей редакцией М.М. Бродач. – М.: АВОК-ПРЕСС, 2007. – 320 с.
Ю.А. Табунщиков, М.М. Бродач, Н.В. Шилкин. Энергоэффективные здания. М.: АВОК-Пресс, – 2003. - 200 с.
Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: «Евроклимат», изд. «Арина», 2000. – 416 с.
А.И. Василенко. Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Инженерное оборудование зданий». Учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2010. – 25 с.
А.П. Михеев, А.М. Береговой, Л.Н. Петрянина «Проектирование зданий и застройки населённых мест с учётом климата и энергосбережения». М.: Ассоциация строительных ВУЗов, 2002.
И.Ф. Ливчак, А.Л. Наумов. Вентиляция многоэтажных жилых зданий. М.: изд. АВОК-ПРЕСС, 2005. – 134 с.
Вентиляция. Оборудование и технологии. М.: изд. Стройинформ, 2007. – 424 с.
Отопление. Оборудование и технологии. И.: изд. Стройинформ, 2006. – 462 с.
Водоснабжение. Оборудование и технологии. М.: изд. Стройинформ. 2006. – 432 с.
Г.Н. Музалевская. Инженерные сети городов и населенных пунктов: Учебное пособие. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов.2006. – 148 с.
Нормативная литература:
1. Электронный учебник «Инженерное оборудование зданий», авт. Василенко А.И., 2008 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
РД 34.20.185-94 (с изм. 1999).Инструкция по проектированию городских электрических сетей.
МДС 40-2.2000. Пособие по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (водоснабжение, канализация, теплоснабжение и вентиляция, газоснабжение, электроснабжение).
(ПУЭ) Правила устройства электроустановок (2004).
РД 45.120-2000 (НТП 112-2000). Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети.
СНиП 2.04.01-85 (2000). Внутренний водопровод и канализация зданий.
СНиП 2.04.02-84 (2002). Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
СНиП 2.04.03-85 (1986). Канализация. Наружные сети и сооружения.
СНиП 2.05.13-90. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов.
СНиП 2.07.01-89 (2000). Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
СНиП 23-01-99 (2003)Строительная климатология.
СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий.
СНиП 31-01-2003.Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные.
СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения.
СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения.
СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование.
СНиП 41-02-2003. Тепловые сети.
СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы.
СНиП II-35-76 (с изм. 1978, 1985, 1998). Котельные установки.
СанПиН 2.1.4.1110-02.Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
СанПиН 2.1.4.1175-02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03(2007, с изм. 2008,2009). Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
СП 31-106-2002. Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов.
СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства.
СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий.
СП 41-104-2000 (с попр. 2001).Проектирование автономных источников теплоснабжения.
СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов.
СП 41-108-2004. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе.
Интернет ресурсы:
http://www.norm-load.ru/(дата обращения 25.08.2015г.)
2. Информационно-правовая система «Консультант Плюс», «Гарант».

4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, реферативных работ, докладов.
Преподаватель обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – реферативных работ, докладов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта, которую проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе, в соответствии со сроками установленными Положением об организации и проведении промежуточной аттестации в техникуме.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателем результатов подготовки: тесты, перечень реферативных работ, докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения зачёта по дисциплине.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль Итоговый контроль
Освоенные умения:
- читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий Практическая работа/Наблюдение
Письменный/
Тестирование
Усвоенные знания:
- основные принципы организации и инженерной подготовки территории; Письменный/
Тестирование;
Письменный/
Контрольная работа №1 Письменный/
Тестирование
- назначения и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений; Практическая работа/Наблюдение
Письменный/
Тестирование
- основы расчёта водоснабжения и канализации; Практическая работа/Наблюдение;
Письменный/ Контрольная работа №2
Письменный/
Тестирование
- энергосбережение зданий и поселений Практическая работа/Наблюдение
Письменный/
Тестирование
- основы проектирования отопления и вентиляции зданий. Практическая работа/Наблюдение
Письменный/
Тестирование
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой таблица 1.
Таблица 1 – оценка текущего контроля (тестирование).
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка) Вербальный аналог
90÷100 5 отлично
80÷89 4 хорошо
70÷79 3 удовлетворительно
Менее 70 2 неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегрированная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине «Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений».
Критерии оценок за дифференцированный зачёт:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если студент показывает глубокие знания программного материала по поставленным вопросам, грамотно и логично их излагает, умело увязывает с задачами курса, быстро принимает решение при выполнении практической задачи, умеет выявлять проблему, обосновывать решение теоретическими знаниями;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если студент твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если студент имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил деталей, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если студент допускает принципиальные ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.