«Цветочная палитра» (занятие в школьном обьеденении по интересам « Истоки творчества»)


Приложение 3
«Цветочная палитра»
(занятие в школьном обьеденении по интересам « Истоки творчества»)
Цели: Формирование у учеников интереса к предмету изобразительного искусства.
Продолжить знакомство учащихся с творчеством староооскольской художницы Натальи Рощупкиной.
Закрепить знания о колорите, узоре и составлении композиции; научить последовательно проводить работу в технике аппликации , по представлению.; использовать линию симметрии в построении рисунка.
Развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности.
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому.
Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, к своему городу.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1) для учителя:
мини галерея художницы Натальи Рощупкиной,
иллюстрации с изображением бабочек, белые заготовки бабочек;
музыкальный ряд: запись звуков леса, классическая музыка;
2) для учащихся: простой карандаш, цветная бумага, кисти, клей, ножницы.
Тип занятия: получение новых знаний и практических умений.
Методы обучения.Литературное слово.Беседа с объяснением нового материалаПоказ трудовых приемовСамостоятельная работа
Демонстрация готовых работ
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие. Проверка явки учащихся. Проверка готовности учащихся кзанятию.
Учитель: Наш город Старый Оскол - город металлургов, и горняков утопает в клумбах красочных цветов.И куда не бросишь свой взор..на каждой клумбе новый узор. Цветы - это любимый объект для изображения уже знакомой вам старооскольской художницы Н.А. Рощупкиной. Нравятся вам её работы? Что особенного в них? В какой манере работает художница?
Ответы учеников.
Сообщение темы и цели занятия - Ребята, отгадайте загадку.
Шевелились у цветкаВсе четыре лепесткаЯ сорвать его хотел,Он вспорхнул и улетел.
Учитель:- Как вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем изображать бабочек, «живые цветы» как их ещё называют. А чтобы вам легко было вспомнить эту мимолетную красоту, внимательно рассмотрим картины художницы. Здесь, в цветочных натюрмортах изображаются и фрукты, и игрушки, и бабочки. Используются все цвета и оттенки радуги,- настоящая цветовая палитра, а точнее «Цветочная палитра». Так мы и назовем наше занятие-“ Цветочная палитра
III. Беседа с объяснением.
Художник: Некоторые художники полностью посвящают себя тому или иному жанру. В моих картинах изображаются в основном, цветы. Это удивительный мир гармонии формы и цвета. Техника, в которой я работаю, называется «живописная графика», очень напоминает аппликацию.
Какие основные средства изобразительного языка графического произведения вы знаете?
Ученик: К ним относятся линии, штрихи, точки, пятна и их сочетания.
Художник: Мастерство художника определяется не только умением пользоваться всеми средствами, но и стремиться к своей главной задаче — созданию максимальной выразительности образа. Любой художественный язык, в том числе и графический, способен передать веселое и грустное, торжественное и смешное, может быть ярким, бледным, лаконичным. Вот, как на картинах.  Но, в этой Цветочной стране живут «заколдованные бабочки», они бесцветные и поэтому невидимыми..
Учитель: Послушайте «Стихи о бабочке» (Жакана Нарица)
Ученик: Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?Здесь на цветок я легкий опустилась.И вот - дышу.Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу?Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья. И улечу.
Учитель: У бабочек очень нежные крылья. Они покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнышко делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывают в руках у человека, потому, что даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого летать и гибнут.
Ученик: Некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения, их осталось очень мало, они нуждаются в охране. Совсем неправильно поступают ребята, которые ловят бабочек, украшение нашей природы.
Художник: Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили?
Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади. Крылышки, усики, узор на крылышках, всё – СИММЕТРИЧНО.
Учитель: У вас на столах лежат шаблоны бабочек, рассмотрите их. Форма крыльев у всех разная. Давайте сложим ее пополам. Линия сгиба и есть линия симметрии. Крылья одинаковы не только по форме (сложите крылышки),но и одинаково украшены т.е. имеют зеркальное отображение. «Проявим» в цвете «заколдованных бабочек» в технике аппликации.
IV. Физкультминутка
– Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел!
V. Практическая работа
Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой.
Перед собой положите шаблон бабочки или вырежете другой.
Используя цветовую гамму и рисунки на шаблонах, вырезать симметричные детали украшения.
Можно использовать и фломастеры , чтобы усилить выразительности рисунка на крыльях бабочки.
Для работы нам понадобится: цветная бумага, клей, ножницы
Инструктаж по технике безопасности:
хранить ножницы в определённом месте;
передавать ножницы друг другу кольцами вперед;
работать надо аккуратно, пользуясь салфетками, плотно прижимая отдельные элементы.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.Учитель: Каких цветов в окраске больше – теплых или холодных?
Ответы учеников.
Учащиеся выполняют работу в технике аппликации, в сопровождении музыки Вивальди, Шопена)Учитель: Давайте украсим нашими бабочками «Цветочную палитру» и пригласим бабочек в таких красивых нарядах на БАЛ.
Звучит « Вальс цветов» П. И. Чайковского. Учащиеся крепят свои работы на « Цветную поляну».
Учитель: Цветы как бабочки, а бабочки – цветы, летят над нашей жизнью легкокрыло.
А знаете ли Вы?
Ученик1:Древние римляне считали, что бабочки - цветы, которые сорвал ветер.
Ученик2:В Японии считают, что увидеть в своем доме бабочку - к счастью.
Ученик3:Бабочки символизируют все лучшее в жизни человека.
Ученик4:В Китае до сих пор на свадьбу жених дарит невесте живую бабочку – символ неизменной любви.
Ученик5:Славяне также верили, что бабочки- чистые души ангелов и они передают наши желания на небеса.
Ученик6:У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке у младенца Христа и является символом возрождения и воскрешения души. В Стокгольме есть клиники, в которых пациенты лечатся от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками
Мы любуемся бабочками и совсем забываем обо всем. Наверное, в этом и кроется секрет и сила красоты!
VI. Итог занятия. Заключительное слово учителя.Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось ? Как проявились творческие способности ? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии?Я считаю, цели, поставленные в начале занятия, были достигнуты.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
2. Уборка рабочих мест.